Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2006

УРОК

Продолжение. Начало см. в №№ 2, 3, 4, 5/2006

Наслаждение движением

Алфавитная зарядка

Не ставлю перед собой задачу обучать детей письму, чтению, счету – этим занимаются профессионалы своего дела. Я знаком со многими системами, в том числе использую элементы из системы Н.А. Зайцева «Письмо, чтение, счет» (Санкт-Петербург, 1998 г.). Кроме пробуждения интеллектуально-мышечной радости, пытаюсь «зарядить» буквы, знаки, цифры физическим, интеллектуально-логическим, эмоционально-чувственным, этимологическим потенциалами. Не пытаюсь обучать на уроке физкультуры всем предметам школьного цикла. Просто считаю, что мои педагогические взгляды в какой-то степени дополняют общую методику.

С буквой «Ш» познакомились с детьми в «Кошкиной зарядке»: нашли этимологические корни на уровне детского понимания, коснулись семантики этого звука. Шипение как проявление злости кота, рыси, змеи, ежа и других живых существ. Зная одну из особенностей детской психики – неустойчивость внимания, преднамеренно учу детей переключать внимание с одной темы на другую. Считаю необходимым привести конкретный пример, допустим, с буквой «Т».

Неожиданно, расставив руки в стороны, ставлю перед детьми задачу:

Что же это? Что такое?
В жизни можно с чем сравнить?
Кто придумает название?
Первым кто сообразит?

Дети по одной случайной детали воссоздают предмет. Самолет, весы, качели, птица, крест, винт самолета, меч, голова, рукоятка, тело, лезвие меча, стрелки от часов... буква «Т». Это ближайшее поле нашей деятельности.

Этимологические корни «на уровне их понимания». Растягиваю губы в одну прямую линию, перпендикулярно ставлю указательный палец к нижней губе. Проговариваю тихо-тихо, шепотом: «Может быть, так же, как и вы, Кирилл и Мефодий посмотрели (кисти – «бинокль»), послушали (кисти за уши), подумали (кисти на голову), сообразили (указательный палец на лоб, остальные пальцы в кулак, а затем выставляю большой палец вверх) и предложили звук русской речи «т» изображать таким образом и назвали этот звук буквой «Т». И появилась в алфавите буква «Т». Звук русской речи «т» мы слышим, а вот так изображаем его в виде буквы. Сколько палочек у буквы?»

Звучит однозначный ответ: «Две!»

Так приятно видеть, как дети, напрягая мышцы, дрожат от напряжения и просят: «Меня, меня!» Обегаю по кругу, трогаю бицепсы, приговариваю: «Там, где сила, там и ум». В заключение: «За напряжение силы и ума всем объявляю благодарность!»

После этого переходим к «Русскому алфавиту» и «Русской Алфавитной зарядке».