Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2006

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

 

Главный критерий – работа в течение года

Каждый год, когда приходит пора выбора экзаменов, которые учащиеся будут сдавать по итогам года, у меня возникает двойственное чувство. С одной стороны, я радуюсь, если среди моих учеников есть по-настоящему увлеченные спортом, для которых урок физкультуры имеет какой-то смысл. С другой, у меня всякий раз возникает желание не допускать до экзамена тех, кто ленится, пропускает занятия. В вузах, например, несданный зачет лишает допускает к сдаче экзаменов.

Не единичны случаи, когда ученик согласен на все «тройки», лишь бы ничего не сдавать. Но сдавать надо, и вот тут слышишь: «Пусть хоть физкультуру сдаст». Ну пусть сдаст. Только как его оценивать, если надо выставить отметку за год? И что я как педагог должен поставить в одном случае лентяю, выполнившему на экзамене норматив, а в другом – ответственному ученику, который работал целый год по своим возможностям, но в силу каких-то физических особенностей уложился лишь в норматив, соответствующий «тройке»?

Конечно, за долгие годы работы личная позиция к оцениванию выработана, для меня она, например, более определенна в работе с детьми основных групп здоровья.

Что касается оценивания и сдачи экзамена по физкультуре учащимися подготовительной группы и особенно специальной медицинской, здесь, как мне кажется, единого мнения нет. Конечно, наилучшим будет решение, которое устраивает и администрацию школы, и преподавателей.

Учащиеся специальной медицинской группы, желающие заниматься физкультурой, – это группа риска. В работе с ними должны быть соблюдены все правила, начиная от отбора по показаниям конкретного заболевания до освоения специальных программ при помощи учителей, прошедших целенаправленную переподготовку. В нашей школе таких преподавателей нет.

Имея опыт работы, определенные знания, разработки, можно составить программу для занятий на основе несложных общеразвивающих упражнений. Чаще именно так учителя и поступают. Но освоение специальной программы, я убежден, должно проводиться под контролем преподавателя, который прошел курс подготовки для работы с этой категорией учащихся и сумеет при необходимости внести коррективы в ход занятий. При этом он несет полную ответственность и за физическое состояние ученика, которое у него будет после урока.

Теперь о том, как я поступлю, если учащемуся специальной медицинской группы нужна отметка. Если ученик занимается в течение всего года, четко представляет себе свои проблемы, может решать и решает их с помощью физических упражнений на уроке, я скажу, что такое отношение к предмету, а самое главное, к себе, заслуживает высокой оценки, и поставлю ее. Это, пожалуй, та единственная ситуация, когда учащегося этой группы я бы допустил до экзамена с защитой собственной программы.

Во всех других можно поставить как зачет, так и ту или иную положительную отметку, опять же исходя из работы ученика в течение года.

Единого подхода к этому вопросу нет и в тех документах, которыми учителя физкультуры руководствуются. Например, в «Методических рекомендациях для проведения экзамена (по выбору) по предмету «Физическая культура» среди обучающихся общеобразовательных школ г. Москвы в 2002–2003 учебном году» за подписью Ю.П. Пузыря написано, что «к экзамену по физической культуре (по выбору) учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группам, не допускаются. Итоговая оценка этой группе учащихся выставляется по результатам годовой аттестации. Учащимся, освобожденным от занятий физической культурой, итоговая оценка не ставится, и данный предмет в аттестате не указывается».

В письме Минобразования РФ от 31.10.2003 г. за подписью А.В. Баранникова говорится обратное: «…выпускники общеобразовательных учреждений могут участвовать в итоговой аттестации по физической культуре, проводимой как экзамен по выбору».

И я согласен – право выбора должно оставаться за учеником, но при одном условии: что он трудился для этого экзамена в течение года.

Но для учителя важно «не навредить», работая с ребенком, который по медицинскому заключению освобожден от физкультуры. Поэтому он должен информировать родителей о желании их ребенка заниматься физкультурой, а сам – ознакомиться с медицинским заключением, чтобы подобрать соответствующую программу.

Но среди учащихся специальной медицинской группы наверняка будут и такие, кто по состоянию здоровья все-таки не занимался физкультурой. Таким учащимся «освобождение» будет внесено в графу итоговой аттестации по физкультуре.

Станислав ПАЛЕХА,
учитель физкультуры школы № 771
Москва