Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2006

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Тема: ОЦЕНИВАНИЕ

Существующая система оценивания антипедагогична!

Опираясь на многолетний опыт (более 40 лет) работы с детьми в общеобразовательной школе и ДЮСШ, я хотел бы высказать свою точку зрения на эту проблемную тему, тем более что она с каждым годом становится все острее и острее.

Где я вижу возможность положительного решения этой проблемы, исходя из реальностей нашего времени? Необходимо четко определить, что нужно детям, чтобы их здоровье укреплялось. Систематический тренинг! Два урока запланировано программой. На программу урока «навешано» столько, что учитель зачастую вынужден цели оздоровительные подменять решением других задач, не имеющих ничего общего с оздоравливающим уроком.

Внеклассные мероприятия также мало дают в смысле оздоровления. Во-первых, они не для всех, во-вторых, редки.

Система секций тоже не для всех. Там нужны перспективные, способные, а куда остальных? А их большинство.

Чтобы улучшить существующее положение, с моей точки зрения, необходимо сделать одну важнейшую вещь. Оценивать предмет «физическая культура» по физической культуре ученика, то есть по регулярности тренинга его организма физическими упражнениями. И когда «пятерку» будет получать ученик, ведущий здоровый образ жизни, а «двойку» – тот, кто этого не делает. Все встанет на свои места. Существующая система выставления оценок одних незаслуженно поощряет, других – наказывает, то есть она по сути своей антипедагогична. Эта система и дала то, что мы имеем.

Попытка оценивать учащихся по-другому, не по нормативам, не по навыкам и пр., а по систематичности тренинга была предпринята мною в период с 1979-го по 1983 год в школе № 3 города Железногорска. Я получил очень высокие результаты в смысле оздоровления школьников. Во-первых, я мобилизовал громадную массу учеников, ранее бесперспективную по предмету «физическая культура». Это дети-флегматики, меланхолики, дети с задержкой физического развития, с ослабленным здоровьем, с физическими недостатками. Им открылась дорога к отличной оценке по предмету. Для этого им необходимо было минимум два раза в неделю (кроме уроков физкультуры) давать организму нагрузку в течение не менее чем 30 минут. Неважно чем: бегом, лыжами, волейболом, баскетболом, прыжками и пр. Эту нагрузку они могли получить на совместной тренировке или самостоятельно. В школе каждому ребенку была дана возможность получить эту нагрузку.

Все свободное от уроков время было разбито на части по 60 минут для занятий. Это время использовалось для совершенствования упражнений из программы урока физкультуры, плюс любимые игры и пр. Мною велся тщательный учет дополнительных занятий. Ведь это оценки по предмету. Проводилась масса соревнований. Они проходили очень интересно, так как дети, участвовавшие в них, были хорошо подготовлены. Да и соревнования стали носить совершенно другой характер. В них каждый ученик определял свою «планку». В этих соревнованиях было престижно показать любой результат. Непрестижно участвовать в этих соревнованиях без предварительных тренировок. Да я и не допускал таких авантюристов до соревнований. Вначале потренируйся, а потом посоревнуйся. На уроках и на тренировках мы не готовили лыжников, бегунов, прыгунов, гимнастов, волейболистов, баскетболистов. Мы оздоравливались лыжами, бегом, прыжками, гимнастическими упражнениями, волейболом, баскетболом. Процент качества по предмету приближался к 90%, то есть 90% учеников получали нагрузку для организма не менее 4 раз в неделю. А максимум – это зарядка в течение 6 дней, 6 послеурочных тренировок, а главное – два урока физкультуры.

Эти ребята-максималисты и оставили фантастические результаты в виде рекордов школы по классам (параллелям). Да и просматривая протоколы (они у меня сохранились полностью), начинаешь сомневаться в их подлинности, сравнивая те результаты ребят с результатами их сегодняшних ровесников. 9А класс, 1982/1983 учебный год. Подтягивание на перекладине. 11 ребят. Их результаты: 18, 16, 10, 18, 24, 26, 15, 9, 31, 19, 18 раз. Лазанье по канату. Для девочек норматив 2 м 80 см. Рекорд для девочек 4-х классов: Алексеева – 81 метр, 5-х классов: Данилова – 177 метров, 6-х классов: Галя Копыро – 300 метров. Учебный норматив перекрыт Галей Копыро более чем в 100 раз! Это фантастика! Но это было! Во всех массовых соревнованиях по линии Спорткомитета и гороно школа занимала первые места.

Я думаю, что это очень веские аргументы для того, чтобы сделать попытку пересмотреть существующую практику выставления оценок по предмету «физическая культура».

Михаил ЛОГАЧЕВ
г. Железногорск,
Иркутская область