Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2006

ФИЗКУЛЬТУРА ПОСЛЕ УРОКОВ

 

Обучение футболу в разных странах

Система детско-юношеского футбола в Германии

По мнению тренера футбольной школы ФК «Айнтрахт» (Германия, Франкфурт-на-Майне) Игоря Симонова, немецкая система подготовки футболистов функционирует как единый комплекс на основе разработанной специальной программы развития детско-юношеского футбола («Футбол-Профи», 2005). Она включает в себя группы, работающие под эгидой Федерации, футбольные школы, работающие под эгидой профессиональных клубов, а также группы подготовки профессиональных клубов. Реализация Программы развития детско-юношеского футбола началась с того, что по всем 16 землям Германии были отобраны 387 полей для тренировок юных футболистов. В группы, работающие по программе Федерации, набираются дети с 10–12-летнего возраста. В младших группах занимается не более 15 человек. Тренировки проводятся по понедельникам и начинаются для младших (10–12-летних) в 17.00, для старших (13–16-летних) – в 18.30.

Принятые в группу юные футболисты должны проживать не далее чем в 25 километрах от места, где проходят занятия. Тренировки в каждой группе проводят три тренера, имеющие специальные лицензии национальной Федерации футбола. Они работают без разделения на старшего и помощников, обладают абсолютно равными полномочиями. Каждую неделю один из тренеров группы представляет свою программу занятий, согласующуюся в основных положениях с методиками, разработанными Федерацией. Долгосрочные программы учебно-тренировочного процесса, по которым работают тренеры групп, предоставляются Федерацией футбола. Тренеры ежемесячно готовят Федерации отчет о своей работе, в котором выставляют оценки каждому занимающемуся, анализируют «плюсы» и «минусы» в технической и тактической подготовке каждого ученика.

Динамику развития юного футболиста отслеживают по тестам, проводимым два раза в год. Под более пристальным контролем Федерации футбола Германии находятся ребята от 12 (U-12) до 16 (U-16) лет. Для каждой возрастной группы расписаны и регламентированы формы проведения занятий. В обязательную программу обучения входят: 10 специальных тренировок для вратарей; 10 специальных тренировок от Федерации; 2 тестирования спортивными специалистами (сотрудниками спортивных институтов). В Германии есть специализированная фирма, которая занимается разработкой и проведением тестов по всем командам, включая профессиональные, для чего привлекаются сотрудники спортивных институтов земель и округов.

Важная составляющая комплексной системы подготовки футбольной смены в Германии – футбольные школы, которые, как правило, организуют бывшие футболисты «с именем» под эгидой профессиональных клубов. Дети обеспечены всем необходимым для тренировочных занятий: на каждого по мячу, всевозможный тренировочный инвентарь, питание, освежающие напитки от спонсоров школы, в числе которых могут быть не только фирмы, финансирующие главную команду. Можно сказать, что тренировочные поля для детей ни в чем не уступают таким же газонам для взрослых команд.

В группах занимаются дети от 7 до 14 лет. Каждая тренировка рассчитана на полтора часа. Все занимающиеся разбиты по возрастам – 7–8-летние, 9–10-летние, 11–12-летние и 13–14-летние. Во время каждой тренировки дети разделяются на четыре группы по видам упражнений:

1) развитие координации;
2) отработка технических приемов;
3) удары по воротам;
4) моделирование игровых ситуаций.

Схема занятий такова. На утренней тренировке, к примеру, самые младшие первые 45 минут занимаются развитием координации, а 9–10-летние – отработкой технических приемов. Вторую половину тренировки они меняются видами упражнений. Та же схема и у старших. Одни занимаются 45 минут ударами по воротам, другие – моделированием игровых ситуаций. На вторые 45 минут они меняются упражнениями. За весь недельный цикл каждая возрастная группа по несколько раз занимается каждым видом упражнений. С каждой группой работают два тренера. В основном это бывшие футболисты. Кстати, этому моменту уделяется очень большое внимание: при прочих равных условиях на должность тренера будет принят бывший футболист. При школе имеется еще и академия, в которую отбирают лучших детей по возрастным категориям 8–10 и 11–12 лет. В академии тренировки проходят три раза в неделю.

Возрастная группа U-12

Основная направленность учебно-тренировочного процесса:

1. Дриблинг, обманные движения корпусом, финты.
2. Основы командной игры (передачи, прием мяча, открывания).
3. Игры на укороченных полях.

Контрольные игры: полгода в формате «7ґ7» между собой, следующие полгода – «11ґ11» с командами других районов.

Возрастная группа U-13

Основная направленность учебно-тренировочного процесса:

1. Освоение разминочной программы – развитие координации, упражнения для вратарей, развитие прыгучести.
2. Основы тактики – контроль защитником перемещений мяча и партнеров при игре «1 в 1», «2 в 2», «3 в 3», «4 в 4», обучение зонной обороне при четырех защитниках.
3. Открывания, «предложение» игроков атаки «под пас» партнера.

Контрольные игры – в формате «11ґ11» с командами других населенных пунктов района.
Базовая тактическая расстановка игроков – 3–4–3.
Должно практиковаться участие в окружных турнирах, матчи против команд частных школ. Для U-12 и U-13 в зимнюю паузу – участие в турнирах в закрытых помещениях.

Возрастная группа U-14

Основная направленность учебно-тренировочного процесса:

1. Закрепление разминочной программы – техника и координация, упражнения для вратарей, развитие прыгучести.
2. Современная игра в обороне (полгода) – зонная игра в четыре защитника, контратаки, первый пас из глубины, быстрый переход в защиту после потери мяча, отработка тактического элемента «игроки за линией мяча».

Контрольные игры – в формате «11ґ11» с командами других населенных пунктов района. Базовая тактическая расстановка игроков – 4–4–2.

Возрастная группа U-15

Основная направленность учебно-тренировочного процесса:

1. Дальнейшее закрепление разминочной программы – техника и координация, упражнения для вратарей, развитие прыгучести.
2. Современная игра в обороне – взаимопонимание линий защиты и полузащиты, отработка действий защитников в игровых связках, быстрая и надежная игра в обороне.
3. Созидательная игра – организация атак через фланги, различные варианты комбинационной игры, подключение к атакам игроков обороны и полузащиты, игра в пас, перекрестные перемещения в центральной зоне атаки.

Контрольные игры – в формате «11ґ11» с командами других населенных пунктов района. Базовые тактические расстановки игроков – 4–4–2, 4–3–3.

Возрастная группа U-16

Основная направленность учебно-тренировочного процесса:

1. Разминочная программа – техника и координация, разминка вратарей, развитие прыгучести.
2. Тренировки с высоким игровым темпом.
3. Целевые тренировки игровых ситуаций.
4. Командная тактика в тренировочных занятиях – организация игры при быстрых перемещениях соперника, действия защитников в игровых связках, сдерживание атак соперника, игра на контратаках.

Контрольные игры – в формате «11ґ11» с командами других населенных пунктов района. Тактическая расстановка игроков – 4–4–2, 4–3–3.
Тренировки по программе Федерации завершаются группами 16-летних. Наиболее одаренных юношей просматривают тренеры групп подготовки команд различных бундеслиг.

Принципы подготовки юных футболистов в Азии

Юношеская политика

Принципы АФК по юношескому развитию включают в себя:

  • Массовость.

  • Отсутствие дискриминации.

  • Честная игра.

  • Футбол – в радость.

  • Футбол как школа жизни.

  • Постепенное развитие игрока через специальные возрастные программы.

  • Тренировки под наблюдением квалифицированного персонала.

  • Возрастные группы (АФК/Международные возрастные группы).

  • Постепенное развитие игрока через специальные возрастные программы.

  • Возрастные группы.

  • Регламент.

  • Хороший менеджмент.

  • Взаимоотношения и групповая работа.

  • Футбол начинается в школе.

  • Изучение.

Основные принципы развития игрока

  • Индивидуальное развитие игрока является основной целью на всех этапах.

  • На конечном этапе становится более важным определение уровня развития (в АФК – до 15 лет, чемпионат мира ФИФА – до 17 лет и т.п.).

  • Тренеры должны оценить развитие игроков, основываясь на их игре, а не на результате матча или турнира.

  • Работа юношеских тренеров также не должна оцениваться на основе результатов в турнирах под их управлением. Они должны быть оценены по результатам выступлений команды и отдельных игроков.

Этап 1 – получение наслаждения игрой (6–10 лет)

Дети вплоть до 9 лет приобретают основные способности через игровые и обучающие физические упражнения. Они должны быть более разнообразны.

Характеристики игрока:

  • Радость движения.

  • Любовь к соревнованиям.

  • Мышцы еще не развиты.

  • Низкая концентрация.

  • Игроки имеют своих кумиров.

  • Индивидуальные различия.

Советы тренеру:

  • Способствовать получению наслаждения.

  • Давать только существенные инструкции и основные правила.

  • Быть примером, образцом.

  • Никогда не копировать тренировки для взрослых, даже отдельные упражнения.

Этап 2 – начальный (11–13 лет)

«Золотые годы для учебы» – развитие умений у юных футболистов.

Фундаментальные умения владения мячом.

Характеристики игрока:

  • Различные уровни развития и скорость развития.

  • Новые умения.

  • Нужна поддержка родителей, тренеров.

Советы тренеру:

  • Чаще использовать похвалу, делать акцент на то, что получается лучше.

  • Давать четкие объяснения.

  • Работать на развитие техники, умений.

  • Демонстрировать выполнение приемов.

  • Обучать систематически.

  • Давать простор для творчества.

  • Помогать юным спортсменам учиться на своих ошибках.

Этап 3 – этап формации (14–16 лет)

Подростки в этом возрасте испытывают значимые биологические изменения (медицинский контроль за физическим, психологическим и эмоциональным состоянием). Понимание этих изменений и помощь игрокам приводит к успехам.

Этап 4 – заключительный (17–20 лет)

Игроки учатся быть независимыми и ответственными за свое собственное поведение и решения. Все должны оказать им поддержку.

Характеристики игрока

  • Сила тела и скорость.

  • Переходный возраст.

  • Подготовка к взрослому уровню.

  • Ожидания.

  • Достижение целей.

Советы тренеру:

  • Помочь обрести независимость.

  • Содействовать в решении проблемы.

  • Формировать индивидуальную и групповую тактику на высокой скорости.

  • Проводить позиционные тренировки.

  • Разнообразить командную тактику.

  • Организовывать индивидуальные занятия.

  • Работать над слабыми сторонами каждого игрока.

Почему в 16-миллионной Голландии растет такое большое количество классных футболистов?

1. В Голландии футболист не может в одном сезоне закончить играть, а уже в другом работать в статусе тренера в клубе. Получение лицензии занимает шесть лет. Поблажки делают только для тех, кто сыграл за сборную свыше 40 матчей или имеет внушительные международные достижения на клубном уровне. Все остальные включаются в долгий и качественный процесс подготовки. После первого года обучения тренер может работать с детскими командами, после второго – с юношескими, после третьего – быть ассистентом во взрослых. Потом два года практики, и только после этого можно поступить на последний курс, чтобы получить лицензию самого высокого уровня. Таким образом, формирование тренера проводится на очень качественном уровне. Длительность обучения связана с тем, что преподают не только чисто футбольные предметы или физиологию, но даже правила поведения в стрессовой ситуации или общения с прессой. Широта тренерского образования в дальнейшем воплощается в квалификацию его воспитанников.

2. В Голландии придерживаются правила: тренер для игроков, а не игроки для тренера. Это часто подтверждалось на самом высоком уровне. Федерация футбола Голландии в своей истории неоднократно шла на поводу, как сказали бы у нас, у ключевых игроков сборной и меняла тренера. Не подавлять личность, а развивать ее! Вся ставка делается на развитие яркой индивидуальности. Здесь тренер не может себе позволить оскорбить игрока. Даже тренировочные задания игрокам дают не приказным тоном, а поясняют, какой цели они служат и какой эффект дают. Думающие, развитые личности всегда сильнее покорных исполнителей. Ведь именно они делают своих тренеров плохими или хорошими.

3. Идеальные условия для занятий: поля, экипировка, медицинское обеспечение. Маленькие дети первое время играют более удобным для них маленьким мячом (раза в полтора меньше обычного).

4. Очень большой объем отборочной работы. Детей набирают с 7 лет. Например, в 2005 году в футбольную академию «Аякса» De Toekomst («Будущее») из 1100 детей, приехавших на набор, в академию был принят лишь один. А в остальном комплектование De Toekomst ведется посредством скаутинга. Основной территорией поиска в «Аяксе» назначен радиус в 60 километров от академии – это максимальное расстояние, позволяющее детям совмещать занятия в академии с обычной жизнью. По мнению директора аяксовской академии Йон ван ден Брома, все дети должны жить с родителями и учиться в обычных школах. Интернат он считает неэффективным. Жить в таком инкубаторе для детей – слишком сильный стресс, это противоестественно. Даже детей из-за границы селят в амстердамские семьи. Помимо тренеров и врачей, в штат De Toekomst входят учителя, которые после тренировок помогают детям делать домашние задания. В среднем 8 из 10 выпускников этой академии становятся профессиональными футболистами.

5. Наличие общей постановки задачи. У тренеров и скаутов могут быть разные предпочтения в футболе, но ключевые критерии едины, что позволяет клубной структуре работать с высокой эффективностью. Важнейшие направления развития игроков зашифрованы как «TIPS» – то есть «техника, интуиция, индивидуальность, скорость». Этим направлениям отдают предпочтение.

6. Если обобщить слагаемые успеха фантастического КПД работы юношеских академий, то зачастую к ним в Голландии относят усердие и рациональность. Покупать дорогих футболистов за счет средств от продажи природных ресурсов нет возможности – приходится растить самим.

7. В Голландии каждый год мальчик занимается у нового тренера. В этой ситуации его воспитывает не один тренер, как у нас (с 7 лет и до выпуска), а система в целом.

Андрей ПОЛОЗОВ
г. Екатеринбург