Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2006

ТРИБУНА


Модели организации профильного обучения

Предложенная ниже структура позволяет выстроить единую систему общего среднего образования в области физической культуры, включающую в себя начальное, основное общее, среднее (полное) общее и профильное обучение, определить ориентиры на создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, на увеличение объема времени, отводимого на занятия физической культурой и спортом. Прежде всего нужно определить модель организации профильной школы, оптимальную для условий данной школы или города.

1. Модель внутришкольной профилизации

Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

В рамках внутришкольной профилизации школа при наличии квалифицированного педагогического персонала и учебно-материальной базы может создавать профильные классы. Например, педагогический, физкультурно-педагогический, спортивно-педагогический, оборонно-спортивный и т.д.

В спортивно-педагогических классах общеобразовательных школ наряду с физической подготовкой учащихся происходит целенаправленное накопление знаний о будущей профессии и формирование мотивационно-ценностного отношения к педагогической профессии в области физической культуры.

Решение о создании профильных классов принимает учредитель – по представлению от администрации и органа самоуправления школы. При этом обязательным условием введения того или иного профиля должно стать предварительное изучение мнения старшеклассников и их родителей.

2. Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций

В данной модели профильное обучение учащихся старших классов в области физической культуры осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций. Оно может строиться в двух основных вариантах.

Первый вариант связан с объединением нескольких школ вокруг одной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, способной стать «ресурсным центром» для других школ. В этом случае каждая школа обеспечивает преподавание в полном объеме базовых учебных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».

Второй вариант основан на паритетной кооперации школы с учреждениями дополнительного образования, среднего и высшего профессионального физкультурно-педагогического образования.

В числе таких образовательных учреждений могут быть:

  • общеобразовательные школы с профильными классами (спортивные, физкультурно-педагогические и т.д.);

  • педагогические лицеи, школы спортивного профиля и др.;

  • ДЮСШ, ДЮКФП, центры детского творчества и др.;

  • физкультурно-педагогические колледжи, техникумы, УОР;

  • вузы физкультурного профиля, педагогические вузы.

В своей совокупности они составят образовательную сеть, ресурсный потенциал которых можно будет в той или иной мере использовать для последующего введения профильного обучения в школе.

Данная образовательная модель особенно актуальна в условиях создания университетских комплексов.

Предложенный подход не исключает возможности существования и дальнейшего развития других образовательных моделей. Выбор конкретной модели организации профильного обучения определяется, прежде всего, ресурсами, которыми располагает школа и ее партнеры, муниципальная система образования в целом.

Анализ и изучение опыта работы инновационных учебных заведений позволили нам сделать некоторые обобщения, характеризующие перспективные образовательные модели учреждений в системе непрерывного физкультурно-педагогического образования.

На наш взгляд, в целях формирования единого образовательного пространства, апробации новых моделей профильных образовательных учреждений, реализующих принципы преемственности и непрерывности физкультурно-педагогического образования, для особо мотивированных и физически одаренных детей особенно актуальным становится создание специального вида образовательных учреждений – средней общеобразовательной школы спортивного профиля и физкультурно-педагогического лицея.

Цель новых типов учебных заведений – выявление и всестороннее развитие способностей и склонностей каждого обучающегося, создание условий для самореализации молодого человека через физическую культуру и спорт, обеспечение допрофессиональной подготовки учащихся, проявивших способности к педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта.

В рамках экспериментального исследования мы исходили из того, что общеобразовательная школа спортивного профиля призвана стать подлинно базовым звеном в непрерывном профессиональном образовании в сфере физической культуры. Функционирование школы спортивного профиля, по нашему мнению, должно быть направлено:

– на создание благоприятных условий для разностороннего развития личности и более полного удовлетворения образовательных запросов и потребностей детей в формах получения образования;

– на формирование общей культуры личности учащихся на основе оптимального сочетания среднего (полного) общего образования с элементами профессиональной подготовки;

– на создание условий для развития индивидуальных способностей обучающихся и эффективной подготовки спортивного резерва из числа физически одаренных детей;

– на формирование мотивационно-ценностного отношения к профессии и допрофессиональное образование учащихся в области физической культуры в рамках профильной дифференциации обучения;

– на повышение качества подготовки выпускников в выбранных ими учебных предметах и видах деятельности, разрешение проблем перехода от одной ступени обучения к другой в системе непрерывного физкультурного образования;

– на сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами физической культуры, формирование ценностно-ориентированного отношения к физической культуре и спорту, внедрение здорового образа жизни.

Физкультурно-педагогический лицей – тип среднего общеобразовательного учреждения повышенного уровня среднего общего образования, спрофилированного на педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта, обеспечивающий непрерывность общего и профессионального образования.

Предназначение физкультурно-педагогического лицея – выявление и всестороннее развитие способностей и склонностей каждого обучающегося, формирование устойчивой профессиональной мотивации на педагогическую профессию, обеспечение допрофессиональной подготовки учащихся, проявивших способности к педагогической деятельности в сфере физической культуры.

Физкультурно-педагогический лицей полностью реализует концепцию непрерывного физкультурно-педагогического образования в системе «лицей – вуз», обеспечивает преемственность среднего общего и высшего профессионального образования.

Предлагаемая нами Концепция профильного обучения в области физической культуры предполагает создание профильных и лицейских классов с физкультурно-педагогическим и спортивным уклоном во всех школах, обладающих необходимой материально-спортивной базой и квалифицированным педагогическим составом.

Последовательность перехода традиционной школы в режим профильного обучения

Осуществление ориентации учащихся на физкультурно-педагогический профиль возможно еще в начальной школе, хотя обучение в этом случае и не носит ярко выраженного профильного характера. На первой и второй ступенях средней школы ориентация на дальнейшее обучение в классах спортивно-педагогического профиля реализуется через уровневую дифференциацию, поэтому в целом этап допрофессионального образования в области физической культуры на всех этапах обучения можно представить в следующей структуре построения учебно-воспитательного процесса:

Начальная школа (1–4-е классы) – обучение строится на основе дифференциации между классами по условиям обучения с учетом физического развития и физической подготовленности учащихся.

Цель – выявление и развитие индивидуальных способностей детей. В связи с этим осуществляется комплектование первых классов по уровню физической подготовленности обучающихся.

Целью физкультурного образования на первой ступени обучения является физическое развитие личности школьников, укрепление их здоровья, формирование потребностей учеников в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

В качестве основных задач по реализации данной цели выступают:

  • освоение учащимися доступных им знаний в области физической культуры;

  • формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, закрепление и совершенствование их в процессе учебной деятельности; освоение доступных форм техники физических упражнений и отдельных видов спорта;

  • содействие гармоническому формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему развитию двигательных способностей;

  • разносторонняя физическая подготовка детей и формирование стойкого интереса к занятиям физической культурой;

  • формирование моральных и волевых качеств, привитие навыков культурного поведения.

Основная школа (5–9-е классы)обучение строится на основе внутренней дифференциации по условиям обучения и образовательным целям с учетом спортивных интересов учащихся.

Цель – развитие интереса к педагогической профессии на уроках физической культуры и через различные формы дополнительного образования.

Целью общего образования в области физической культуры на второй ступени обучения является всестороннее развитие способностей и склонностей каждого обучающегося, повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей, формирование ценностно-ориентированного отношения к физической культуре и спорту, внедрение спортивного стиля жизни.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

  • освоение комплекса систематизированных знаний по истории физической культуры, о функциональной направленности занятий физической культурой и спортом для укрепления здоровья, развития двигательных способностей, повышения спортивного мастерства; о роли и значении занятий физической культурой и спортом в подготовке к профессиональной деятельности и формировании здорового образа жизни;

  • укрепление здоровья и разностороннее физическое развитие подростков средствами базовых видов спорта;

  • повышение общей и специальной физической подготовленности, развитие индивидуальных двигательных способностей с целью достижения спортивных успехов в соответствии с возрастом и полом;

  • создание прочного фундамента технической подготовленности, соответствующей специфике избранного вида спорта, и постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде спорта;

  • формирование устойчивого интереса к целенаправленной спортивной тренировке и овладение навыками соревновательной деятельности по одному из базовых видов спорта;

  • ознакомление с основными видами деятельности учителя физической культуры и тренера по выбранному виду спорта, особенностями организации и проведения занятий физическими упражнениями и спортивных соревнований с учащимися разных возрастных групп.

В этих классах, кроме классно-урочной системы обучения, вводится групповая система (комплектование учебно-тренировочных групп по уровню физической подготовленности и спортивным интересам учащихся).

Старшая школа (10–11-е классы) – обучение строится на основе профильной дифференциации по образовательным целям. Профильное обучение реализуется в гомогенных группах учащихся, сформированных по принципу их профессиональной ориентации.

Старшая ступень общего образования является тем важнейшим звеном в системе непрерывного физкультурно-педагогического образования, которое связывает, с одной стороны, основную школу, с другой – профильную и профессиональное образование.

Содержание образования в 10–11-х классах является личностно-значимым для каждого учащегося. При этом профильная составляющая образования не поглощает базовую часть, а является вариативной (дополнительной) и расширяет сферу применимости общего образования к профилю обучения, связывает общее образование и профессиональное.

Физкультурное образование обучающихся в 10–11-х классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование стойкого интереса к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре, ознакомление с основными формами и видами его педагогической деятельности;

  • освоение основ теории и методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств, формирование начальных педагогических умений и навыков;

  • закрепление навыков организации и проведения самостоятельных занятий по развитию основных двигательных способностей и совершенствованию техники двигательных действий;

  • повышение уровня индивидуальной физической, технической подготовленности и спортивных результатов в избранном виде спорта;

  • воспитание личностно значимых качеств социальной адаптации, культуры поведения в коллективном общении и взаимодействии; умения адекватно оценивать индивидуальные возможности и способности в сфере физической культуры и спорта.

Ильдар ЛАТЫПОВ,
к.п.н., РГУФК
Москва