Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2006

ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ


Удивительный мир спорта

Спортивные игры: сквош

История возникновения игры

История сквоша уходит своими корнями в далекое прошлое Англии, где он до сих пор является одним из самых престижных и популярных видов спорта.

По одной теории сквош появился около 150 лет назад в школе Харроу, где мальчики, ожидающие своей очереди сыграть в реал-теннис, тренировались вне корта в открытой области с тремя стенами. Возможно, из-за шума или разбитых окон от них потребовали воздержаться от этой практики. «Если вы хотите играть, – говорили им, – используйте мягкий мяч, типа «сквош» (squash – в переводе с английского «раздавленный»)». Мальчики послушались и обнаружили, что с этим мячом можно делать такие вещи, которые невозможны при игре твердым теннисным мячом. Игра неожиданно стала настолько популярной, что для нее начали использовать все подходящие надворные постройки и части домов.

После Первой мировой войны многие социальные клубы Лондона начали активно строить корты для игры в сквош, который из забавы превратился в настоящее спортивное увлечение. Стали проводить основные первенства, появились международные организации и лиги сквоша. В 1929 г. была организована Ассоциация сквоша, которая стала руководящим органом игры не только в Англии, но и во всем играющем в сквош мире. Одним из первых ее действий стало проведение открытых чемпионатов. Перед Второй мировой войной в них доминировали египтяне.

В 1950 г. чемпионат мира выиграл один из знаменитых пакистанцев – Хашим Хан. Этот семейный клан свои победы в 50-х с некоторым перерывом продолжил в 80-е годы. Промежуток пришелся на годы чемпионства британца Джонаха Баррингтона и австралийца Джефа Хунта: первый шесть раз, а второй – восемь завоевывали титул сильнейших в мире.

В 1969 г. была сформирована Международная федерация сквоша. Первоначально в нее входили семь членов-основателей: Англия, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Южная Африка, Индия и Египет.

Игра полностью изменилась после изобретения стеклянной задней стены, которая позволила намного большему количеству зрителей наблюдать матчи, что также увеличило доходы хозяев клубов и ассоциаций. Сплошная стеклянная стена была разработана для всех прозрачных кортов, в дальнейшем называемых «Золотая рыбка».

Сегодня в сквош играют более чем в 130 странах мира, и на это есть ряд веских причин.

Во-первых, сквош – одна из наиболее интенсивных по физической нагрузке спортивных игр с мячом и ракеткой. Энергетические затраты при игре в сквош в два-три раза превышают энергозатраты в теннисе.

Во-вторых, сквош наиболее эффективно развивает выносливость, координацию движений, положительно воздействует на кардиореспираторные функции.

В-третьих, он нетребователен к экипировке; освоить его проще, чем теннис, главное – быстро бегать и реагировать на мяч.

Сквош-корт и основные правила

Современный сквош-корт состоит из 4-х стен: фронтальной, двух боковых и задней. Игровое пространство ограничивается сверху линиями аута по всем четырем стенам, снизу – акустической панелью фронтальной стены. Линия на фронтальной стене является линией подачи, а квадраты на полу корта – зонами подачи, которые задействованы только при подаче, а в дальнейшем отношения к игре не имеют.

Размеры сквош-корта

Длина корта между игровыми поверхностями – 9750 мм; ширина – 6400 мм; расстояние по диагонали – 11 665 мм; высота от пола до нижнего края линии аута передней стенки – 4570 мм; высота от пола до нижнего края линии аута задней стенки – 2130 мм; высота от пола до нижнего края линии подачи на передней стенке – 1780 мм; высота от пола до верхнего края линии акустической панели передней стенки – 480 мм; расстояние от задней стенки до ближнего края поперечной линии – 4260 мм; внутренние размеры квадратов подачи – 1600 мм; ширина всех игровых линий и линии акустической панели – 50 мм; минимальная высота свободного пространства от пола корта – 5640 мм.

Цель игры

Ударяя ракеткой по мячу, заставить соперника совершить ошибку или лишить возможности отбить мяч. Удары совершаются поочередно. Можно бить с лету или после одного отскока от пола. Обычно мяч посылают прямо на фронтальную стену, но он может быть направлен в любую из стен. Боковые и «угловые» удары в сквоше как раз и позволяют сделать игру острой и непредсказуемой.

Подача

Кому подавать первым, решается раскручиванием ракетки, на одной стороне которой написано «моя подача», на другой – «твоя подача». Если на ракетке такой пометки нет, подбросьте монетку.

Перед тем как начать матч, подающий решает, из какого квадрата подачи (левого или правого) он будет подавать. В дальнейшем подающий, выигрывая очко, каждый раз меняет квадрат подачи на противоположный.

Правильной признается такая подача, при которой мяч ударяется о фронтальную стену выше линии подачи и ниже линии аута, а после отскока от стены попадает в большой квадрат игровой зоны соперника. При подаче мяч не может сначала удариться о какую-либо другую стену на пути к фронтальной стене. В случае ошибки происходит переход подачи. Помните: в сквоше, в отличие от других игр, все линии на стенах корта – линии аута; при попадании мячом в любую из линий подающий теряет подачу.

Подающий должен стоять, по крайней мере, одной ногой полностью в квадрате подачи. При неправильной постановке ног подача переходит к сопернику. В сквоше не так, как в теннисе: при потере подачи второй попытки уже не будет.

Подсчет очков

Очки в игре начисляются одному из соперников, если другой допускает ошибку или не может отбить мяч. Первый набравший 15 очков выигрывает гейм, если только предыдущий счет не был 14:14. В этом случае за принимающим подачу игроком остается право решить – до 15 или 17 очков будет продолжаться гейм. Матч может играться из 3 или 5 геймов.

Игровые ситуации

Постоянная близость двух игроков, бегающих, прыгающих, поворачивающихся, размахивающих ракетками, создает очевидную опасность. Поэтому всегда помните, что безопасность вашего соперника – в ваших руках. Учитесь делать замах правильно с самого начала обучения игре. Если вы чувствуете, что или ракеткой или мячом можете ударить своего партнера, остановитесь и попросите Let – апелляцию (просьбу) к судье или сопернику переиграть розыгрыш очка в случае возникновения помехи или препятствия для дальнейшей игры.

Правила в сквош были бы более простыми, если бы не то обстоятельство, что двум игрокам нужно делить одну и ту же территорию в очень быстрой и конкурентной игре. Поэтому в течение игры могут возникать различные помехи. Правила игры в сквош разработаны таким образом, чтобы обеспечить максимально безопасную и честную игру.

В случае возникновения помехи игрок должен остановиться и попросить Let. Игрок не вправе просить Let, если он отбил мяч или ударил по мячу и промахнулся. Судья определяет, был ли это Let, No let или Stroke. В отсутствии судьи (в дружеском поединке) игроки сами разрешают подобные ситуации по взаимному согласию.

No let судья называет в следующих ситуациях:

– если игрок не смог отбить мяч;
– если игрок не приложил достаточных усилий, чтобы отбить мяч;
– если игрок ударил по мячу и промахнулся (исключением является ситуация, когда игрок, задев ракеткой соперника при замахе, пропустил удар намеренно; в этом случае позволяется Let).

Stroke – «чисто» выигранный розыгрыш очка при помехе со стороны соперника.

Очко засчитывается игроку, ударившему по мячу:

– если соперник загородил ему путь или находился на одной линии с мячом;
– если соперник помешал сделать хороший замах ракеткой, своевременно не отошел в сторону, создал помеху.

В процессе игры часто возникают ситуации, когда оба игрока намеренно или случайно создают помеху друг другу. Правила игры в сквош разработаны таким образом, чтобы в максимальной степени сохранить честную и справедливую игру, а также уберечь игроков от возможных столкновений и травм. Одно из главных правил гласит: если вы ударили по мячу, приложите максимум усилий, чтобы не мешать своему сопернику его отбить.

Но даже тогда, когда игроки стараются не мешать друг другу и играть честно, в процессе игры могут возникать ситуации, когда им приходится решать, был ли результат данного розыгрыша правильным и справедливым, не попросить ли Let или не было ли Stroke для одного из игроков.

Let всегда принимается и позволяется переиграть розыгрыш в следующих случаях:

– если мяч порвался во время игры (после замены мяча игроки имеют право «разогреть» новый мяч до необходимого состояния в течение не более 5 минут, как при разминке);
– если в момент подачи соперник не был готов к приему мяча и не сделал ни единой попытки ударить по мячу (если вы хотя бы взмахнули ракеткой, это уже означает, что вы были готовы принять подачу, но почему-то передумали; поэтому, если вы не готовы принять подачу, просите Let до совершения любых действий);
– если судья не уверен в том, как правильно разрешить ситуацию.

Let может быть принят в ситуациях, когда:

– игрок намеренно пропустил удар, заметив, что сопернику не избежать столкновения с мячом;
– игрок намеренно пропустил удар, боясь задеть соперника ракеткой;
– мяч в игре коснулся какого-либо предмета, лежащего на полу;
– игрока отвлекло какое-либо происшествие на корте или за кортом;
– изменение игровых условий повлияло на результат розыгрыша.

Let может быть принят после удара по мячу, если:

– мяч коснулся предмета на полу;
– что-то произошло на корте или за кортом и отвлекло игрока;
– изменились игровые условия;
– мяч порвался;
– судья не уверен в правильности разрешения ситуации.

Предметами, создающими помехи в игре, могут оказаться личные вещи участников (часы, ключи и т.п.), оставленные на полу.

В числе игровых условий, которые могут повлиять на результат, могут рассматриваться, например: изменение освещения, смена корта, разлитая вода, разбитые очки, оказавшиеся на полу. В этих случаях позволяется переиграть розыгрыш мяча. Но это правило не относится, например, к неровностям стен и пола, деталям дверных ручек, которые существовали до начала игры.

Let не может быть принят после удара по мячу, если игрок:

– продолжает игру;
– не был готов к приему подачи.

Главным условием получения разрешения переиграть розыгрыш (Let принимается) является прекращение игры до удара по мячу и четкое обозначение помехи или препятствия дальнейшей игре.

Основные термины

Knock-up – разминка перед матчем через обмен ударами.

Service (подача) – удар, которым мяч вводится в игру.

Hand out – потеря подачи.

Drive — движение мяча, при котором мяч летит параллельно стене.

Cross court – движение мяча, направленного из одной части корта в другую после отскока от фронтальной стены.

Lob (свеча) – движение мяча по высокой траектории, целью которого является перекинуть мяч через соперника.

Volley – удар с лету.

Boast (рикошет) – удар о ближайшую боковую стену с расчетом попадания во фронтальную.

Reverse boast (обратный) – удар по мячу, направленный в дальнюю боковую стену, с расчетом попадания во фронтальную.

Drop shot – укороченный удар о переднюю стенку.

Kill shot – сильный удар с целью завершения розыгрыша.

Smash – удар из положения «над головой».