Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2006

УРОК

Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / С.Б.Шарманова, А.И.Федоров, Е.А.Черепов. – М.: Советский спорт, 2004. – 120 с.

Интервальные варианты комплексов круговой тренировки с предметами

КОМПЛЕКС № 1 «ПАЛОЧКА-ИГРАЛОЧКА»

Создание у детей игровой мотивации

Преподаватель показывает детям гимнастическую палку, украшенную цветной блестящей бумагой, постукивает палкой о бубен в такт словам:

Раз, два, три, четыре, пять,
Будет палочка стучать,
Будет палочка стучать –
Приглашать ребят играть!
Раз, два, три –
Играть на станции пройди.

Дети расходятся по станциям, и круговая тренировка начинается.

1. «Вправо-влево наклонись – крепче палочки держись»

Оборудование и инвентарь: гимнастические палки по количеству занимающихся на станции.

Частные задачи укрепление мышц туловища.

Описание упражнения:

И.п.: стоя, ноги врозь, палку на лопатки. 1 – наклон вправо; 2 – и.п.; 3–4 – то же влево.

Организационно-методические указания: ноги прямые; наклон точно в сторону; лопатки прижаты к палке; постепенно увеличивать амплитуду движений.

Способы дифференцирования нагрузки: варьировать продолжительность выполнения упражнения.

2. «Кузнечики»

Оборудование и инвентарь: гимнастические палки по количеству занимающихся на станции.

Частные задачи укрепление мышц ног, развитие ловкости.

Описание упражнения:

И.п.: стоя, ноги врозь, руки на пояс, палка на полу между ногами. 1 – прыжком над палкой стойка скрестно, правая впереди; 2 – прыжком над палкой, и.п.; 3–4 – то же, левая впереди.

Организационно-методические указания: спина прямая; постепенно увеличивать темп.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать количество повторений; 2) варьировать темп выполнения упражнения; 3) облегченный вариант – прыжки боком толчком двумя через палку, лежащую сбоку на полу.

3. «Ноги поднимай, носками палку задевай»

Оборудование и инвентарь: гимнастические палки по количеству занимающихся на станции.

Частная задача укрепление мышц живота.

Описание упражнения:

И.п.: лежа на спине, палка вверху. 1–2 – поднимая ноги вперед, палку вперед, коснуться палки носками ног; 3–4 – и.п.

Организационно-методические указания: носки, колени вытянуты; ноги вместе; руки прямые.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать количество повторений; 2) облегченный вариант упражнения – поднимать ноги вперед поочередно.

4. «Палочку покрути – руки скрести»

Оборудование и инвентарь: гимнастические палки и коврики по количеству занимающихся на станции.

Частная задача укрепление мышц груди и плечевого пояса.

Описание упражнения:

И.п.: сидя на пятках, палка впереди. 1 – поворачивая палку вправо, скрестить руки, левая рука сверху; 2 – и.п.; 3–4 – то же влево.

Организационно-методические указания: руки прямые; сидя на пятках, сохранять положение правильной осанки.

Способы дифференцирования нагрузки: варьировать количество повторений.

5. «Через палочку шагай – выше ноги поднимай»

Оборудование и инвентарь: гимнастические палки по количеству занимающихся на станции.

Частные задачи развитие ловкости, укрепление мышц ног.

Описание упражнения:

И.п.: стоя, ноги вместе, палка внизу. 1–2 – поочередно перешагнуть через палку правой и левой ногой; 3–4 – стойка ноги вместе, палка сзади; 5–8 – то же в обратном направлении.

Организационно-методические указания: в положении стоя ноги вместе, палка впереди или сзади, спина прямая, сохранять правильную осанку.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать количество повторений; 2) облегченный вариант упражнения – перешагивать вперед и назад через палку, лежащую на полу.

6. «Спину прогибай – лопатки к палке прижимай»

Оборудование и инвентарь: гимнастические палки и коврики по количеству занимающихся на станции.

Частные задачи укрепление мышц спины, развитие гибкости.

Описание упражнения:

И.п.: лежа на животе, палка на лопатках. 1–2 – поднять голову, плечи, прогнуться; 3–4 – и.п.

Организационно-методические указания: прямые ноги прижаты к полу, пятки вместе; постепенно увеличивать амплитуду движения.

Способы дифференцирования нагрузки: варьировать количество повторений.

Дополнительная станция, позволяющая снизить нагрузку

7. «Палочку стопой катаем – мышцы стоп мы укрепляем»

Оборудование и инвентарь: гимнастические палки и коврики по количеству занимающихся на станции.

Частные задачи укрепление мышц стопы и живота, профилактика плоскостопия.

Описание упражнения:

И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, палку под стопы. 1–2 – разгибая ноги, прокатить палку вперед; 3–4 – то же назад.

Организационно-методические указания: спина прямая, сохранять положение правильной осанки.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать количество повторений; 2) облегченный вариант упражнения – катать палку поочередно правой и левой ногой.

КОМПЛЕКС № 2 «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»

Создание у детей игровой мотивации

Преподаватель загадывает детям одну из загадок:

Очень любят молодца,
А бьют, колотят без конца.

Я разноцветен и упруг,
Хоть неживой,
А все же друг!

Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
Хоть надут он всегда –
С ним не скучно никогда.

После того как дети отгадали загадку, преподаватель предлагает им разойтись по станциям и начать играть и выполнять упражнения с мячами.

1. «Точно бросай – в цель попадай»

Оборудование и инвентарь: стена с обозначенными мишенями; разметка на полу, определяющая расстояние до стены, мячи среднего диаметра по количеству занимающихся на станции.

Частные задачи развитие ловкости, глазомера; совершенствование навыка отбивания мяча о стенку.

Описание упражнения: бросая мяч двумя руками, отбивать его о стенку, стараясь попасть мячом в обозначенную мишень.

Организационно-методические указания: не заступать за линию разметки; из положения стоя, ноги врозь, удерживая мяч двумя руками на уровне груди, полуприседая, описать мячом небольшую дугу вниз на себя и, выпрямляя руки вверх, бросить мяч в цель с одновременным разгибанием ног.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать продолжительность выполнения упражнения; 2) варьировать расстояние до стены; 3) варьировать способы ловли мяча – с ударом и без удара об пол, с хлопком, поворотом и т.п.

2. «Мой веселый, звонкий мяч»

Оборудование и инвентарь: мячи среднего диаметра по количеству занимающихся на станции.

Частные задачи укрепление мышц ног, развитие ловкости.

Описание упражнения: из положения стоя, ноги врозь, зажав мяч между ног, руки на пояс, прыжки на месте.

Организационно-методические указания: спина прямая, затылком тянуться вверх; приземляться мягко.

Способы дифференцирования нагрузки: варьировать продолжительность выполнения упражнения.

3. «Об пол отбивай – упасть не давай»

Оборудование и инвентарь: мячи среднего диаметра по количеству занимающихся на станции.

Программная задача совершенствовать навык отбивания мяча об пол двумя руками, стоя на месте.

Описание упражнения: отбивать мяч об пол двумя руками, стоя на месте.

Организационно-методические указания: отбивать мяч двумя руками, мягким и плавным движением пальцев; встречать мяч после отскока от пола мягкой, а не напряженной ладонью, с разведенными пальцами, как бы обхватывая и задерживая мяч, мягко давить на него сверху; выполнять движение подряд, без остановки.

Способы дифференцирования нагрузки: варьировать продолжительность выполнения упражнения.

4. «Мяч ногами поднимай, да, смотри, не упускай»

Оборудование и инвентарь: коврики и мячи среднего диаметра по количеству занимающихся на станции.

Частная задача укрепление мышц живота.

Описание упражнения:

И.п.: лежа на спине, руки за головой, мяч между стопами. 1–2 – поднять ноги вперед, удерживая мяч; 3–4 – и.п.

Организационно-методические указания: лопатки, плечи и локти прижаты к опоре; таз не поднимать.

Способы дифференцирования нагрузки: варьировать продолжительность выполнения упражнения.

5. «Мяч поднимаем – мышцы рук укрепляем»

Оборудование и инвентарь: коврики и мячи среднего диаметра по количеству занимающихся на станции.

Частная задача укрепление мышц рук.

Описание упражнения:

И.п.: сидя на пятках, мяч за головой. 1–2 – мяч вверх, вдох; 3–4 – и.п., выдох.

Организационно-методические указания: спина прямая; выпрямляя руки, посмотреть на мяч.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать продолжительность выполнения упражнения; 2) хорошо подготовленным детям можно предложить выполнять упражнение с набивным мячом.

6. «Спину прогни – мяч подними»

Оборудование и инвентарь: коврики и мячи среднего диаметра по количеству занимающихся на станции.

Частная задача укрепление мышц спины.

Описание упражнения:

И.п.: лежа на животе, мяч вверху. 1–2 – прогнуться, поднять мяч; 3–4 – и.п.

Организационно-методические указания: прямые ноги прижаты к опоре, пятки вместе.

Способы дифференцирования нагрузки: варьировать продолжительность выполнения упражнения.

Дополнительные станции, позволяющие снизить нагрузку

7. «Сидя, мяч катаем – гибкость развиваем»

Оборудование и инвентарь: коврики и мячи среднего диаметра по количеству занимающихся на станции.

Частная задача развитие гибкости.

Описание упражнения:

И.п.: сидя, руки внизу, мяч справа на полу. 1–2 – глубокий наклон вперед, прокатить мяч правой рукой вперед, передать за носками ног в левую руку; 3–4 – и.п., мяч слева; 5–8 – то же в другую сторону.

Организационно-методические указания: ноги вместе, колени прямые; наклоняться вперед с прямой спиной до касания грудью бедер; в положении сидя, спина прямая смотреть вперед.

Способы дифференцирования нагрузки: варьировать продолжительность выполнения упражнения.

8. «Быстро мяч передавай – свою ловкость развивай»

Оборудование и инвентарь: коврики и мячи среднего диаметра по количеству занимающихся на станции.

Частная задача развитие ловкости.

Описание упражнения: из положения сидя на пятках передавать мяч из одной руки в другую на уровне пояса (вокруг талии).

Организационно-методические указания: спина прямая, смотреть вперед; постепенно увеличивать темп выполнения упражнения; менять направление передачи мяча.

Способы дифференцирования нагрузки: варьировать продолжительность выполнения упражнения.

КОМПЛЕКС № 3 «ЧУДЕСНАЯ СКАКАЛКА»

Создание у детей игровой мотивации

Преподаватель показывает детям нарядную скакалку, украшенную цветным серпантином, и говорит:

Чудесная скакалка!
Веселая скакалка!
С ребятами сегодня,
Пожалуйста, сыграй-ка!
Раз, два, три –
Играть на станции пройди.

Дети расходятся по станциям, и круговая тренировка начинается.

1. «Выше ноги поднимай – через скакалочку шагай»

Оборудование и инвентарь: скакалки по количеству занимающихся на станции.

Частные задачи – развитие ловкости, укрепление мышц ног.

Описание упражнения:

И.п.: стоя, ноги вместе, сложенная вчетверо скакалка внизу. 1–2 – перешагнуть вперед через скакалку поочередно правой и левой ногой; 3–4 – выпрямиться, скакалка сзади; 5–8 – то же назад.

Организационно-методические указания: в положении стоя, ноги вместе, скакалка впереди или сзади, спина прямая, сохранять правильную осанку.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать количество повторений; 2) облегченный вариант упражнения – из положения стоя, ноги вместе, скакалка хватом за два конца впереди, перешагивать вперед и назад через свободно висящую скакалку.

2. «Скакалку натяни – вперед-назад переведи»

Оборудование и инвентарь: коврики и скакалки по количеству занимающихся на станции.

Частные задачи – развитие гибкости.

Описание упражнения:

И.п.: сидя на пятках, сложенная втрое скакалка внизу. 1–2 – выкрутом вперед перевести скакалку назад; 3–4 – выкрутом назад, и.п.

Организационно-методические указания: спина прямая, смотреть вперед; руки прямые.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать количество повторений; 2) облегченный вариант упражнения – скакалка сложена вдвое, усложненный – скакалка сложена вчетверо.

3. «Ноги сгибай – скакалку поднимай»

Оборудование и инвентарь: коврики и скакалки по количеству занимающихся на станции.

Частные задачи – укрепление мышц живота.

Описание упражнения:

И.п.: сидя, сложенная вчетверо скакалка вверху. 1–2 – согнуть, ноги вперед, скакалку вперед на колени; 3–4 – и.п.

Организационно-методические указания: спина прямая, смотреть вперед; в исходном положении колени, носки вытянуты.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать количество повторений; 2) облегченный вариант упражнения – поочередно сгибать вперед и выпрямлять то правую, то левую ногу.

4. «Я в руках ее кручу и скачу, скачу, скачу!»

Оборудование и инвентарь: скакалки по количеству занимающихся на станции.

Программная задача – совершенствовать навык прыжков через короткую скакалку, вращая ее вперед.

Описание упражнения: из положения стоя, ноги вместе, скакалка сзади хватом двумя руками за концы, прыжки на двух, вращая скакалку вперед.

Организационно-методические указания: при выполнении прыжков скакалку следует держать между большим и указательным пальцами, не напрягая рук; ее вращают вперед движениями в лучезапястных суставах при слегка согнутых локтевых; движение скакалки должно быть непрерывным и достаточно быстрым; полуприсед перед толчком должен совпадать с положением скакалки вверху; в момент отрыва ног от опоры скакалка находится впереди, а по достижении высшей точки прыжка – внизу; толчок перед вылетом должен быть энергичным и коротким; в полете следует сохранять положение правильной осанки, предельно разгибать колени и носки; приземляться необходимо на носки с перекатом на всю стопу в полуприсед.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать продолжительность выполнения упражнения; 2) облегченный вариант – из положения стоя, ноги вместе, скакалка хватом за два конца впереди, перепрыгивать вперед и назад через свободно висящую скакалку.

5. «Спину прогни – назад скакалку натяни»

Оборудование и инвентарь: коврики и скакалки по количеству занимающихся на станции.

Частные задачи – укрепление мышц спины.

Описание упражнения:

И.п.: лежа на животе, сложенная вчетверо скакалка сзади. 1–2 – прогнуться, натягивая скакалку, руки назад; 3–4 – и.п.

Организационно-методические указания: ноги прямые, пятки вместе; натягивая скакалку назад, сводить лопатки.

Способы дифференцирования нагрузки: варьировать продолжительность выполнения упражнения.

6. «Скакалку вращай – мышцы рук укрепляй»

Оборудование и инвентарь: коврики и скакалки по количеству занимающихся на станции.

Частные задачи – укрепление мышц кисти и предплечья, развитие мелкой моторики.

Описание упражнения:

И.п.: сидя на пятках, сложенная вчетверо скакалка впереди. 1–8 – вращать скакалку кистями вперед; 1–8 – то же, вращая скакалку назад.

Организационно-методические указания: спина прямая, смотреть вперед; скакалку следует держать между большим и указательным пальцами, не напрягая рук; ее вращают вперед и назад движениями в лучезапястных суставах при слегка согнутых локтевых; движение скакалки должно быть непрерывным и достаточно быстрым.

Способы дифференцирования нагрузки: варьировать продолжительность выполнения упражнения.

Дополнительная станция, позволяющая снизить нагрузку

7. «Скакалкой ногу выпрямляй – гибкость развивай»

Оборудование и инвентарь: коврики и скакалки по количеству занимающихся на станции.

Частные задачи – развитие гибкости.

Описание упражнения:

И.п.: сидя, сложенная вчетверо скакалка впереди. 1 – сгибая правую ногу вперед, поставить стопу на скакалку; 2 – натягивая скакалку, выпрямить правую ногу вверх; 3–6 – держать; 7 – согнуть правую ногу вперед; 8 – и.п. 1–8 – то же с левой ноги.

Организационно-методические указания: спина прямая; выполнять движение плавно, без рывков, не задерживая дыхание.

Способы дифференцирования нагрузки: варьировать продолжительность выполнения упражнения.