Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2006

НОВОСТИ ШКОЛЬНО-СПОРТИВНОЙ ЖИЗНИ


С участием олимпийцев

«100 дней до Турина» – спортивно-образовательный проект, предложенный некоторым школам Москвы и ближайшего Подмосковья по инициативе компании «Макдоналдс» как составляющая часть программы по пропаганде активного образа жизни, развитию физической культуры и спорта среди школьников. Суть его состоит в том, что вместе с преподавателями физкультуры в проведении школьных уроков участвуют известные спортсмены, защищавшие честь страны на мировых и европейских первенствах, Олимпийских играх.

Что за идеей?

Идея проведения уроков физкультуры в общеобразовательных школах с участием знаменитых спортсменов замечательная. И не только в рамках конкретного проекта, приуроченного в данном случае к Туринской Олимпиаде. Она хороша своей возможностью попробовать отойти от каких-то стандартов в преподавании, разнообразить содержание уроков, раздвинуть границы спортивных дисциплин, повысить заинтересованность самих спортсменов в развитии детского любительского спорта.

Как это проходило?

Школе № 1243 стать участником проекта, по словам учителя физкультуры Сергея Фаузера, предложили еще осенью, когда эта инициатива была только объявлена. Причем самыми первыми информаторами и агитаторами стали родители.

Эстафеты, подобные «олимпийской», для младших и средних школьников здесь не новость: школьные команды успешно выступают в них на окружных соревнованиях. А лишний раз проверить боевую готовность никогда не помешает. Программа не была новой: ведение баскетбольного мяча, прыжки через скакалку и обруч – пятиклассники на этом руку уже набили.

Начался урок, и веселый клоун Роналд Макдоналд пожимает руки пятиклассникам. Ведущий представляет олимпийскую чемпионку по синхронному плаванию Ольгу Брусникину, которая проведет викторину на спортивную тему. Дети моментально переключаются на викторину как на соревнование, которое с самого начала заложено схемой урока: две параллельных скамейки – на каждой команда одного класса; каждой по очереди – три разминочных вопроса. Роль ведущего викторины по сценарию минут на десять для Ольги Брусникиной. По ходу викторины ребятам разрешалась помощь товарищей, чтобы ответы были более точными. Учитель физкультуры на небольшой доске рисовал зачетные очки. После того как в конкурсе олимпийских знаний победила дружба, начались эстафетные этапы.

Здесь у ребят получалось практически все. Они здорово прыгали через скакалку, причем кто лучше – мальчики или девочки – можно поспорить. И только прохождение этапов на более высокой скорости позволило 5«А» опередить своих соперников. И как ни старался веселый клоун помочь 5 «Б», хватая их соперников за руки, ложась под ноги, выбить юных спортсменов из колеи не смог. Победа оказалась в надежных руках.

Урок пролетел быстро. Ребята, по словам знаменитой спортсменки, показали хорошую спортивную подготовку, проявили уважение к соперникам, как и полагается на спортивных состязаниях.

Со звонком все пятиклассники, надев подаренные футболки, получив памятные брелки, покинули зал.

Школы №№ 1747 и 1240 тоже оказались в числе первых, где уроки проходили с участием спортсменов. Гостями в этих школах стали олимпийские чемпионы – баскетболистка Елена Баранова и представитель греко-римской борьбы Хасан Бароев. И конечно же самым активным участником эстафет был неутомимый клоун Роналд.

По словам спортсменов, они завидуют этим мальчишкам и девчонкам – настолько их поразили искренние и дружные отношения ребят, настолько честно и по-спортивному бескомпромиссно умеют они соревноваться. А главное – все их победы еще впереди!

Чемпионский дуэт – Ольга Брусникина и Мария Киселева

Чемпионский дуэт – Ольга Брусникина и Мария Киселева

Можно ли урок построить иначе?

Чтобы подвести некоторые итоги, вернемся к уроку.

…Пятиклассникам представили спортсменку, которая по плану урока почти сразу же переходит к «олимпийской» разминке. Ребята тут же переключаются на выполнение задачи, которая состоит в том, чтобы заработать очки. Для детей важно ответить на вопрос, не подвести своих. Поэтому о том, кто эти вопросы задает, они совершенно не думали. Они вообще это могли не запомнить, ведь знаменитую спортсменку они не «увидели». О ней только сказали, но «показать» не получилось. А ведь Ольга Брусникина – трехкратная олимпийская чемпионка! Одни только олимпийские медали чего бы стоили, если их показать и дать хотя бы потрогать пятиклассникам, а если еще и примерить каждому на себя… А разве не интересно для ребят узнать, чем занималась и как тренировалась знаменитая спортсменка, когда была пятиклассницей? А получить каждому классу ее фотографию с пожеланием – разве не приятная память?

Конечно, урок в обычном спортзале – не урок в бассейне, где у спортсмена по синхронному плаванию были бы совсем иные возможности. Но в арсенале любого спортсмена есть упражнения, которые он считает полезными, обязательными для поддержания хорошей спортивной формы, бодрого самочувствия. Стоит показать их ребятам, внеся какую-то «изюминку», и предложить всем вместе попробовать – ребята откликнутся, а спортсмен к концу урока может стать кумиром.

А спортсмен «потерялся». Не потерялся учитель физкультуры, который комментировал итоги каждой эстафеты и объяснял выполнение упражнений; клоун Роналд, находившийся в самой гуще борьбы и снимавший напряженность соревновательной атмосферы; классные руководители, страстно болевшие, но очень уж строго относившиеся к неудачам своих подопечных.

И вот еще о чем подумалось. Почему бы к такой интересной и полезной работе, где участвуют звезды нашего спорта, не подойти несколько иначе? Среди спортсменов – участников проекта – фигуристы, борцы, футболисты, хоккеисты, баскетболисты. А если провести школьный урок физкультуры на основе какой-то спортивной дисциплины и вести его будет спортсмен с помощью учителя? Ведь сколько мальчишек и девчонок, влюбленных в игру, мечтают об этом! И, может, для кого-то из них именно этот урок станет решающим в приобщении к спортивным занятиям и активному отдыху.

Валентина ВАСИЛЬЕВА