Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2006

УРОК

Продолжение. Начало см. в №№ 2, 3, 4/2006 г.

Наслаждение движением

Общеразвивающие упражнения

К общеразвивающим упражнениям (ОРУ) подвожу детей с большой осторожностью, исходя из интереса детей, их образного восприятия мира, используя проблемно-эвристический метод, принцип детского открытия. Из урока в урок мы вместе с детьми словно раскручиваем кольца по затронутым ранее темам – весь материал осваивается концентрически, повторяющимися частями. В ходе такой работы увеличиваем фонд двигательных навыков, разучивая новые движения, придуманные детьми, совершенствуем технику (детали) основных жизненно необходимых двигательных навыков, развиваем основные физические качества (ОФК). Пробуждаем родителями и богом заложенные задатки.

Итак, «Мы едем, едем, едем...» и подъезжаем к остановке «Мы везем с собой кота». Однажды, это было давно, кто-то из детей расставил руки в стороны, поднял предплечья вверх, широко расставив пальцы, как когти, зашипел, как кот. На что я, молодой специалист, «зашипел» на него. Познакомившись с работами К.С. Станиславского «Работа актера над ролью», «Работа актера над собой», анализируя тот случай, пришел к выводу: у меня нет «чувства партнера», его надо развивать. Ребенок «вошел в роль» кота, он играет эту роль, значит, мне «надо дойти до уровня его понимания», играть вместе с ним кота, чижика, собаку, петьку-забияку, развить этот спектакль.

Решил реализовать на практике задуманное. Строчку «Мы везем с собой кота» повторил несколько раз, используя прием «старой пластинки» (намекал детям легким шипением, что сейчас песня повторится). Но не видел того единственного и неповторимого проявления индивидуальности, которое дало бы возможность сопричастности к детскому открытию, к проявлению таланта. Дети продолжали напевать дальше песню. Вновь повторил строчку с шипением. Дети недоуменно смотрят на меня: «Ну что ему надо от нас?» Не нашлось того, кто смог бы войти в роль кота.

Прекратил отбивать ритм, замолчал. Начинаю «пугать детей» – становлюсь «котом» и набрасываюсь на детей с шипением. Один отскакивает, другой замирает, третий улыбается. И вот находится тот, который, в зависимости от реакции на это действо других, проявляет сознательно свою индивидуальность. Так же вскидывает руки и, изображая свирепого кота, набрасывается на меня. Я уже «чувствую партнера», отскакиваю от него с испуганным видом и возгласом «А-а-а!».

Как правило, это у детей вызывает положительные эмоции. Останавливаю детей другим приемом: протягиваю «коту» руку со словами: «Вот смелый котяра, вот напугал меня, дай, я пожму твою лапу, будем теперь друзьями, – под аплодисменты детей заключаем договор. – Я буду петь песенку про кота, а после каждой строчки вы будете меня пугать, шипеть, грозить когтями. А пока будем играть, вы вспомните стихи, песни о коте, кошечке, котенке».

Отбиваю ритм, напеваю: «Жил да был черный кот за углом». Дети, встав в соответствующую позу, угрожающе шипят. «И кота ненавидел весь дом». На угрозу сжимаю кулаки, «ненавидя» – угрожаю. «Только песня совсем не о том» – размахиваю указательным пальцем из стороны в сторону. «Как обидно быть черным котом» – тру глаза кулаками, изобразив на лице обиду.

Это все раньше придумали сами, но другие дети. Повторяем этот куплет, меняемся ролями. Я напеваю, в конце строчки вскидываю руки и угрожающе шиплю, что вызывает у детей восторг. Дети играют роль обиженного кота, изображая ненависть к нему, грозят кулаками, трут глазки кулачками, кое-кто начинает театрально хныкать. Подаю команду: «Без задания марш». Рассказываю байку:

«Жили-были на свете два ученых. Одного звали Кирилл, а другого – Мефодий. Ко всему-то они прислушивались (кисти ставлю за уши), ко всему-то они приглядывались (кисти ставлю на глаза, как бинокль). Посмотрел Кирилл на злого кота, послушал его Мефодий, и говорит один другому: «А ведь люди тоже умеют шипеть!» «Да, – ответил ему другой, – но шипят-то они по-человечески, а изобразить этот звук можно по-кошачьи». «Как это?» – удивился Кирилл. «А вот так!» – тут Мефодий вскинул руки. Пальцы расставил, как когти, да как зашипит на Кирилла громко по-кошачьи. Но Кирилл не испугался, а предложил Мефодию: «А давай-ка, братец Мефодий, будем с тобой выделять звуки человеческой речи. Приглядываться ко всему да прислушиваться, как эти звуки человеческой речи изображать можно». На том и согласились. Только спор зашел у них, сколько будет палочек у этой буквы».

Поднимаю кисти рук, изображая злого кота, и задаю вопрос детям: «Помогите ученым сосчитать палочки у буквы». Как правило, мнения у детей расходятся. Одни говорят: три, другие – четыре. Приглашаю того, кто придерживается первого мнения. Он начинает счет. Показывая на одну мою «лапу», считает: «Раз». Показывая на другую «лапу», считает: «Два». Показывая на мою голову, считает: «Три» и, замолкая, смотрит на меня. Неожиданно для него я играю роль собаки и «тявкаю» на него. От неожиданности он отпрыгивает, к радости и общему ликованию других. Жмем друг другу «лапы», он занимает свое место. Приглашаю того, кто думает по-другому. Он так же начинает вести счет, но уже с осторожностью показывая на мою голову, считает: «Три». В это время наклоняю голову и начинаю мурлыкать, он резко отстраняется, но, поняв шутку, улыбаясь, смеется со всеми вместе. Показывая на прямые предплечья и грудь, считает: «Четыре». Так приходим к общему мнению: у буквы «ш» четыре палочки.

Развиваем тему дальше. Какие звуки издает кошка? Когда кошка злая, она шипит, когда добрая – мурлычет; мяукает, когда хочет есть. Издавая звуки, дети принимают соответствующие позы и выполняют движения. Что умеет кошка делать? То, что ей нравится: охотиться на мышей и птичек, любит понежиться на мягком. Все звуки, позы, движения, фантазия детей – это наш арсенал, поле ближайшей деятельности. Составляем коротенькие предложения, собираем их в куплетик, рифмуем, подбираем мотив. Напеваем и исполняем. При этом выполняем два вида ОРУ: «Русский алфавит» и «Кошкина зарядка» одновременно. К сожалению, одновременно описать эти два процесса трудно. Поэтому расскажу о них по очереди, начиная с «Кошкиной зарядки».

Игра «Кошкина зарядка»

Кисти превращаются в «блюдце», котенок лакает молочко. Все детские находки вводим в нашу роль-каркас. Изображаем различные угощения в движениях, позах, жестах. Несмотря на то, что у детей богатая фантазия, и у них она имеет пределы. Расширить их можно лишь ненавязчиво, на уровне детского понимания.

После того как в детях пробудилась интеллектуально-мышечная радость, через интерес можно ставить ОРУ «на научной основе». Воздействуя на сердечно-сосудистую систему, сокращаю строчку до минимума: «Мышка, птичка, прыг, скок», что в переводе на спортивную терминологию означает: упор лежа, упор присев, прыжок вверх с хлопком над головой, упор присев, упор лежа. Ускоряя темп (аччелерандо), использую свой прием – «вилка». То есть когда дети осознают что надо делать, но физически не в состоянии исполнить комбинацию в заданном темпе, и это, как всегда, вызывает у них положительные эмоции.

Подобные роли-каркасы есть для каждого живого существа из песенки «Мы едем, едем, едем». «Чижик, чижик, где ты был? Плавать я в бассейн ходил! Брассом, кролем, на спине плавал быстро по воде». Собаки разных пород должны уметь нести разную службу. Проходят Общий Курс Дрессировки (ОКД), Курс Специальной Подготовки (КСП). Петька-забияка защищает своих курочек-девчонок. Обезьяна позволяет пробудить инициативу, активность, фантазию, творчество детей.

После знакомства со всеми живыми существами из этой песенки переходим к теме: «Кто там следующий в купе?» Дети сами предлагают свое любимое живое существо, сами придумывают для него приключения. Так, используя элементы различных видов искусства, прививаю интеллектуально-мышечную радость во время выполнения ОРУ.

После короткого знакомства можно перейти к элементам различных научных и гуманитарных дисциплин. На старт приглашаются «Русский Алфавит» и «Русская алфавитная зарядка» (РАЗ).

Борис БУЯНОВ
г. Озерск,
Челябинская обл.