Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2006

НАУКА – УЧИТЕЛЮ

Подготовила Ирина БОГДАНОВА

О чем пишут в журналах?

Морфологические основы индивидуальных различий и возможности их использования

Целью многолетней исследовательской работы явился поиск путей использования морфогенетических различий в практике физической культуры и спорта для повышения эффективности педагогического воздействия.
В исследовании приняли участие 822 человека – мальчики и девочки младшего и среднего школьного возраста.
Изучался уровень развития координационных способностей девочек младшего и среднего школьного возраста, были выделены сенситивные периоды развития координационных способностей, проявляющихся в упражнениях скоростно-силового типа, с учетом типа телосложения и уровня биологической зрелости. Результаты показали, что во всех возрастных периодах выявлена гетерохронность в развитии различных видов координационных проявлений у школьниц 7–14 лет. Периоды ускоренного развития сменяются периодами замедленного роста и стабилизации.
Возрастная динамика развития координационных способностей у школьниц 7–14 лет взаимосвязана с морфологическими особенностями.
Сенситивными периодами развития ритмического характера у школьниц 7–14 лет с различным типом телосложения являются: с 7 до 12 лет – у девочек торакального и астенического типов телосложения; с 7 до 10 и с 11 до 14 лет – у девочек мышечного, дигестивного и неопределенного типов телосложения.
Сенситивными периодами – в упражнениях скоростно-силового характера у школьниц являются: с 7 до 10 лет и с 11 до 14 лет у девочек мышечного, астенического и торакального типов телосложения, с 11 до 14 лет – у школьниц дигестивного типа телосложения; с 7 до 12 лет – у девочек неопределенного соматипа.
Сенситивными периодами – в упражнениях баллистического характера у школьниц 7–14 лет являются: с 7 до 10 – у девочек дигестивного и мышечного типов, с 7 до 12 лет – у девочек торакального типа телосложения, с 9 до 14 лет – у школьниц астенического и неопределенного типов телосложения. Результаты исследований показали, что во время пубертатного периода уровень развития снижен. Был выявлен ряд особенностей физического развития и темпов полового созревания у девочек 14–15 лет разных типов телосложения:
а) наименьшие показатели физического развития и наибольший процент отстающих в половом созревании (80%) были выявлены у девочек 14–15 лет астенического типа телосложения;
б) наибольшие показатели физического развития в сочетании с низкими относительными показателями определены у девочек дигестивного типа телосложения. Темпы полового созревания у данного типа соответствовали возрасту;
в) средние показатели физического развития, а также наименьшее количество девочек с отставанием полового созревания (38%) выявлены среди девушек мышечного типа телосложения;
г) также средние показатели физического развития были выявлены у девочек торакального типа телосложения. Отставание в темпах полового созревания наблюдалось у 54% девочек торакального типа телосложения.
Выявлено, что у хоккеистов 8–14 лет различного типа телосложения уровень развития координационных способностей неодинаков. Более высокие результаты выявлены у юношей торакального и астенического соматипов развития ориентационной и тактильно-кинетической способностей. У хоккеистов мышечного и дигестивного типов телосложения были выявлены высокие результаты в уровне развития дифференцировочной и реагирующей способностей.

И.Ю. ГОРСКАЯ,
д.п.н., проф.,
«Теория и практика физической культуры»,
№ 10, 2005

 

Развитие физических способностей в подростковом возрасте

Подростковый возраст определяется важным биологическим фактором – половым созреванием. Процесс полового созревания сопровождается существенными изменениями в деятельности всех физиологических систем организма. М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фабер выделяют 5 стадий полового созревания с 7 до 17 лет (табл. 1).

Таблица 1

Таблица 1

С 10 до 13 лет (II стадия полового созревания по таблице 1) происходит временное снижение функциональных показателей и работоспособности, что, в свою очередь, ведет к снижению развития выносливости, силы, скоростно-силовых качеств.
Половое созревание, сопровождающееся значительным усилием симпатических и эрготропных воздействий, вызывает изменение кровяного давления, ритма сердечной деятельности и дыхания.
С 13 до 16 лет работоспособность увеличивается, что объясняется выраженным развитием вторичных половых признаков. К 17–18 годам работоспособность возрастает еще в 10 раз. За весь период обучения в школе работоспособность человека, занимающегося физической культурой и спортом, увеличивается в 40 раз. В этом возрасте в ЦНС усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения. Все более значительнее становится тормозящая, регулирующая функция коры больших полушарий головного мозга. Нервные процессы отличаются большей подвижностью, однако возбуждение еще преобладает над торможением. В этом возрасте интенсивны процессы полового созревания, но протекают они у подростков достаточно индивидуально.
Необходимо знать, что темпы полового созревания во многом определяются наследственностью, а также типом телосложения. У представителей астенического и астеноторакального типов половое созревание происходит медленнее, а половая зрелость наступает в 16–17 лет. У подростков мышечного и дигестивного типов половое созревание завершается в среднем на 1,5–2 года раньше. Подростки с разными типами телосложения имеют также различные физиологические системы. Определение типа телосложения имеет важное значение для индивидуальной характеристики подростков. Определить тип телосложения подростка можно, зная его вес тела и рост. Индекс определяется по формуле: вес разделить на рост (в метрах), взятый в кубе (табл. 2).

Таблица 2. Весовой индекс детей школьного возраста с разным телосложением

Таблица 2. Весовой индекс детей школьного возраста с разным телосложением

Наибольший прирост показателей биологического созревания приходится на возраст 13–16 лет, в то же время и в 17-летнем возрасте этот процесс еще не заканчивается.
В этом возрасте более экономичными становятся кислородные режимы организма при физических нагрузках, увеличивается способность к выполнению длительной работы, повышается анаэробная производительность.
Мышечная работа сопровождается большим напряжением вегетативных функций. Восстановительный период при малых и средних нагрузках протекает быстрее, что обусловлено большой лабильностью вегетативных процессов. Быстрыми темпами развивается мышечная система. Суставно-связочный аппарат мышц, сухожилий и тканевая дифферентация в скелетных мышцах достигают высокого уровня.
В этом возрасте происходит интенсивный прирост двигательных качеств. Этот период является «чувствительным» – сенситивным.
Однако развитие двигательных качеств происходит не одновременно и не однонаправленно, темпы прироста в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей и биологического возраста подростков.
Развитие физических качеств находится в явной зависимости от того, в какой из периодов осуществляется их воспитание.
Скоростные качества имеют тенденцию к увеличению от 11 до 17 лет. Скоростно-силовые качества в большей мере проявляются в прыжковых тестах и увеличиваются в возрасте 9–17 лет. Развитие силы, проявляющейся в различных движениях, имеет место в возрасте от 14 до 17 лет.
Наиболее плодотворными по темпам роста показателей физических способностей (на основе научных исследований) являются следующие возрастные периоды: быстрота – 11–13 и 16–17 лет, скоростно-силовые качества – от 9–10 лет и 14–17 лет, абсолютная сила – 14–17 лет, выносливость – 13–17 лет, гибкость – 7–17 лет.

М.М.БЕЗРУКИХ, В.Д.СОНЬКИН, Д.А.ФАРБЕР
«Возрастная физиология», М., 2003

 

Технические навыки в лыжном ориентировании

Основная задача спортсмена в лыжной гонке с ориентированием, по мнению автора, состоит в поддержании такой скорости, на которой он способен справляться с задачами ориентирования, включающими выбор вариантов движения на этапах дистанции, постоянное сопоставление фрагментов карты с участками местности, контроль точки своего движения по карте. При превышении оптимальной скорости гонки по дистанции ориентирования увеличивается вероятность некорректного выполнения технических приемов и ошибочного ухода от выбранного пути движения, поэтому регулирование скорости гонки в зависимости от индивидуального уровня технического мастерства – одно из ведущих качеств лыжников-ориентировщиков.
Автор отмечает необходимость овладения техническими навыками в лыжном ориентировании и выделяет следующие навыки:
1) выбор вариантов движения на этапах дистанции в процессе гонки;
2) чтение карты на разной скорости движения;
3) запоминание отрезков варианта движения с фрагментом карты;
4) сопоставление информации карты с местностью и наоборот;
5) контроль и оценка расстояний;
6) контроль направления движения – ориентирование карты относительно местности;
7) контроль направления при движении вне лыжной сети.
На этих составляющих мыслительной деятельности спортсмена, на качественном выполнении каждой из них строится успешное прохождение дистанции.

В.С. БЛИЗНЕВСКАЯ,
к.п.н., проф.,
«Тренер», № 11