Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2006

ФИЗКУЛЬТУРА ПОСЛЕ УРОКОВ

 

Готовимся в поход

Деловая игра

Деловая игра – это средство развития творческого профессионального мышления. В ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические, нередко экстремальные ситуации и находить новые для себя решения. Деловая игра имитирует вполне конкретные условия. Например, деятельность и отношения участников туристского маршрута в аварийной ситуации. Игроки создают, разыгрывают и решают проблемные ситуации, общаясь друг с другом, вырабатывая индивидуальные и совместно принимаемые решения.
Ситуация: группа туристов заблудилась в лесном заболоченном районе. Холодная, дождливая осень. До населенного пункта 100–150 км.
Задача: принять решение о рейтинге снаряжения, которое поможет спасти себя и всю группу.

Порядок проведения игры

Участники делятся на команды. Каждый участник получает бланк деловой игры (см. таблицу). По каждому виду снаряжения принимаются сначала индивидуальные, а затем совместные групповые решения. Определяются суммарные ошибки, допущенные каждой командой, относительно эталонного решения, выработанного специалистами. Проигрывает команда, набравшая наибольшее количество ошибок.

Анализ игры

Почему команда не смогла выжить? Что помешало правильно решить задачу? Возможны причины: отсутствие лидера, демагогия, мало информации, низкая мотивация и т.д. Можно рассмотреть и другие причины: как мы сидели? все ли активно участвовали? выбрали ли правила игры? (Решение принимается большинством голосов, цель – выжить всем или каждому.)

Бланк участника деловой игры

№  п/п 

Наименование предметов

Индив. оценка

Индив. ошибка

Этал. решение спец-тов

Групп. решение

Групп.  ошибка

Общее кол-во ошибок

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. 10.

Компас
Спички
Топорик
Спальник
Фонарик
Карта местности
Палатка
Полиэтилен
Котелки
Продукты

   

2
2
4
10
8
1
7
9
6
6

     

Вывод

Метод деловых игр применительно к туризму позволяет разыгрывать в аудитории самые различные ситуации, имитирующие конкретные условия, в которых оказалась группа на маршруте; выработать совместные решения по стратегии и тактике прохождения маршрута, технике преодоления препятствий, ориентированию и т.д., направленные на обеспечение безопасности каждого участника похода.

Пример применения метода программированного обучения в туризме

Эффективность аудиторного обучения повышается за счет систематизации учебного материала путем составления программированных заданий.

Задания состоят из четырех частей:

1. Условия задачи, сформулированные в виде вопроса.
2. Ряд ответов, среди которых правильный.
3. Номер правильного ответа (в специальной таблице).
4. Комментарии к правильному решению задачи.

Прочитав задачу, надо попытаться сформулировать правильный ответ или отыскать его среди предлагаемых ответов. Проверить выбор поможет таблица с номерами правильных ответов. Затем можно заглянуть в комментарий, в котором изложены необходимые объяснения.

Приведенные ниже примеры программированных заданий разработаны А.Шибаевым.

I. Вы руководитель группы. При движении по лесной тропе вам встретилась развилка, а на карте ее нет. Ваши действия:

1) Остановиться. Выслать налегке разведку по обеим тропам в целях установления их дальнейшего направления.
2) Продолжить движение по более торной тропе.
3) Продолжить движение по тропе, азимут которой больше подходит к азимуту тропы, указанной на карте.
4) Если ни одна из троп не совпадает с направлением тропы, указанной на карте, то идти надо по азимуту в нужном направлении.

Варианты правильных ответов: 1), 3).
Комментарий. На мелко- и среднемасштабных картах не показаны небольшие повороты и изгибы дорог и троп. В таких случаях надо считаться с общим, а не частным, временным направлением дороги, тропы, реки, ручья. Тропа или дорога всегда «умнее» туриста. И если она повернула в сторону, на это есть причины (обход болота, гари, бурелома и др.). Поэтому сразу же бросать ее и идти по нужному направлению будет ошибкой (наткнетесь на препятствие). Конечно, нельзя слепо верить тропе. Никогда не забывайте, что у вас есть компас. Если сомневаетесь, на той ли дороге находитесь, посылайте разведку (как, впрочем, и в любом случае, когда сомневаетесь, правильно ли идете). Прием 1) можно использовать всегда, особенно при наличии следующих факторов: сомнение в своем местонахождении, тяжелые рюкзаки и усталость группы, движение на значительные расстояния, сильно пересеченная местность. Приемом 3) (разведка боем) можно пользоваться, когда на местности встречается много не указанных на картах развилок и пересечений троп.

II. Из какого снега лучше вырезать кирпичи для ветрозащитной стенки?

1) Из мягкого снега – легче и быстрее резать кирпичи.
2) Из среднего снега (лыжный ботинок оставляет след) – стенка из таких кирпичей более прочная.
3) Из твердого снега (лыжный ботинок не оставляет следа) – стенка из таких кирпичей очень прочная.

Правильный ответ: 2).
Комментарий. Снежные кирпичи из мягкого снега ломаются при переноске и укладке. Слишком твердый снег трудно резать, и стенка из таких кирпичей плохо смерзается, кирпичи плохо притираются друг к другу.

III. Какой из видов костров требует минимальных физических усилий для приготовления дров?

1) Колодец.
2) Шалаш (конус).
3) Звездный.
4) Таежный.

Правильный ответ: 4).
Комментарий. Таежный костер складывается из бревен 2–3 м и более. Относится к кострам длительного действия, не требует частой подкладки дров.

IV. Чем растирать обмороженные участки кожи?

1) Спиртом.
2) Снегом.
3) Шерстяной варежкой.
4) Рукой.

Правильные ответы: 3), 4).

Комментарий. Ни в коем случае нельзя растирать замерзшие участки кожи снегом – это усиливает охлаждение, а острые льдинки могут поранить кожу и способствовать проникновению инфекции. Можно осторожно растереть это место мягкой шерстяной рукавичкой, но лучше прижать ладонь к обмороженному участку и сделать внутренний массаж, причем ладонь относительно кожи не должна двигаться.

V. Какой крутизны склон наиболее лавиноопасен?

1) До 250.
2) 300–500.
3) 500–800.

Правильный ответ: 2).
Комментарий. Особую опасность, даже при небольшом количестве снега, представляют склоны крутизной 300–500, хотя отмечаются случаи схода лавин со склонов крутизной даже 150. Склоны круче 600 являются нелавиноопасными, так как снег с них скатывается и не накапливается в количествах, достаточных для образования лавин.

Вывод

Метод программированного обучения может использоваться для индивидуальной подготовки, контроля и закрепления знаний, позволяет быстро проверить большое число обучающихся. Однако следует отметить, что он существенно отличается от метода деловых игр. В нем жестко заданная разработчиком программа. И если человек решил поиграть с компьютером в вопросы и ответы, то это не игра, поскольку все наилучшие решения заранее известны.

Элементы компьютеризации учебного процесса по предмету «Туризм и методика преподавания»

Компьютеризация учебного процесса изменяет его технологию и методическое обеспечение, позволяет избавиться от однообразных, а иногда и трудоемких вычислений, уделить больше внимания существу проблемы, осмыслению и анализу экспериментальных данных, оперативно выполнять статистическую обработку результатов, построение таблиц, графиков, диаграмм.

Пример задания:

Оценка физической подготовленности туристов в походе.

Технология выполнения работ:

1. В специальную карточку каждого туриста заносятся предпоходные показатели: возраст, вес, рост, ЧСС, АД, ЖЕЛ, КД, ЧД.

2. В походе ежедневно утром и вечером проводятся замеры ЧСС, АД, ЖЕЛ, КД, ЧД и их значения заносятся в карточку туриста.

3. После похода информация из карточки туриста заносится в компьютер, где по специальной программе рассчитываются индекс Руффье (JR) и уровень физического состояния (UFS), значения которых выдаются на печать.

4. Вся исходная информация обрабатывается на компьютере, который выдает ее в виде графиков, таблиц и математических статистик.

Работа на компьютерной технике меняет саму суть отношения обучающегося к учебному процессу, делает его интересным и творческим, а главное – вызывает мотивацию к получению знаний.

Туристские игры и соревнования (учебно-методические рекомендации)

Освоить теоретические знания по туризму, необходимые при организации, подготовке и проведении похода, а также практические умения и навыки лучше всего позволит игровой метод. Занятия могут проводиться в аудитории, спортзале, на местности. Все игры проходят как личные или командные соревнования, способствуя развитию, наряду с мыследеятельностью, общефизической и специальной физической подготовки туристов. Усложняя или упрощая задания, в игру можно вовлекать учащихся различных возрастов, начиная с младших классов.

Учебно-методические рекомендации предназначены для руководителей туристских кружков и секций, классных руководителей и учителей физического воспитания, педагогов дополнительного образования, организаторов и активистов туристской работы.

Бейниш ЛАНДА
г. Казань

Рейтинг@Mail.ru