Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2006

ФИЗКУЛЬТУРА ПОСЛЕ УРОКОВ

 

Готовимся к праздникам

Только людям, далеким от школы, кажется, что учебный процесс состоит лишь из уроков и отметок. В школе же часто настоящая жизнь начинается после того, как отзвенят звонки, – именно после уроков дети начинают заниматься тем, что им интересно. Посещают секции и кружки, веселятся на праздниках и дискотеках.
Подготовка любого мероприятия занимает массу сил и у взрослых, и у ребят. Но дело стоит того. В это время дети работают с удесятеренными силами, а учителя стараются поддержать их интерес, понимая: если их ученики добьются настоящего успеха, они будут по-другому относиться к собственным возможностям, повысится детская самооценка. Впереди у ребят долгая жизнь, в которой нужно уметь не только подчиняться чужим правилам и требованиям (этому, бесспорно, детей обучают во время уроков), но и планировать свою работу, доводить начатое дело до конца, нести радость людям, получать удовольствие от жизни…
А еще дети и взрослые именно во внеклассной работе учатся смотреть друг на друга: как на соратников, помощников, коллег. И им становится легче общаться, в том числе и на уроках.
Однако, к сожалению, фантазия учителя не безгранична. Придумать сценарий нового праздника с каждым годом становится все труднее. Кажется, что все уже было, все перепробовано и… не очень интересно.
Поэтому в рубрике «Физкультура после уроков» мы все чаще публикуем сценарии школьных праздников. Конечно, их нельзя воспроизвести полностью. В каждой школе праздник воплотится во что-то свое, неповторимое и оригинальное. А вот идею, основную канву праздника можно позаимствовать у коллег.

Сценарий конкурса «Веселые девчата»
(ко дню 8 Марта)

Команды девушек 10-х и 11-х классов, а также молодежная женская сборная команда педагогов лицея под музыку из кинофильма «Девчата» поочередно приглашаются в актовый зал. Участницы занимают отведенные им места.

Ведущий. Вот такое сегодня у нас начало. С представления команд начинаем наши соревнования.

Визитная карточка команд (название, девиз, праздничные поздравления и пожелания) поочередно.
Представление членов жюри (в составе – педагоги-мужчины и юноши-старшеклассники).

Ведущий. Представились, и будет. Пускай судьи нас строго не судят. Итак, мы начинаем, объявляется номинация – «Миксер». Чтобы вам, друзья, сплотиться, нужно в миксер превратиться. Так, слегка преобразиться, но чтоб долго не возиться.

Конкурс «Я + ты = мы».
Каждой команде нужно построиться в шеренгу или в колонну либо по росту, либо по алфавиту имен, либо по размеру ноги (по жребию). Начинать по команде. Кто быстрее?

Ведущий. Побеждает не сильный, а тот, кому весело. Жюри, ваше слово!

Жюри объявляет оценки за первый конкурс.

Ведущий. Следующая номинация: «Куча мала». Куча мала, всем ты взяла: размером и формой, все выше нормы.

Конкурс «Покажи».
Каждой команде по жребию, всем ее участникам, изобразить:

а) оркестр, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон;
б) «крутых» зайцев, диких поросят, сумасшедших куриц;
в) пациентов из палаты перед операцией; зрителей, смотрящих крутой боевик; болельщиков проигрывающей команды.

Участницы показывают задание поочередно, по команде.

Ведущий. Спасибо за веселые сценки. Жюри, выставляй оценки!

Жюри объявляет баллы за оба конкурса и комментирует их.

Ведущий. Объявляется номинация «Коса на камень». Как найдет коса на камень, так добра уже не жди. Восвояси уходи, аль в сторонке обожди.

Приглашает конкурсантов к выполнению следующего задания «Предмет по кругу».
Все участники стоят по кругу через одного. У кого из них большой надувной мяч, тот и начинает. Под фонограмму мяч передается по кругу. С остановкой мелодии участник, который не успел передать мяч, выбывает из игры. Игра продолжается и повторяется несколько раз. В чьей команде на площадке останется больше игроков, те и победили.

Ведущий. Пока жюри выставляет оценки, объявляется конкурс капитанов. Игра «Паровозики».
Участники от команды назначаются «локомотивами». Их задача: под музыку «сформировать живой паровозик», двигаясь по залу и продолжая набирать участников, не распасться до окончания мелодии.
Побеждает «паровозик», в котором окажется больше участников.

Ведущий. Да, весело было у нас, спасайте, судьи, нас.
Слово для объявления оценок предоставляется одному из членов жюри.

Ведущий. А теперь номинация «Стенка на стенку». Стенка на стенку круто пойдет, ох, разбегайся, добрый народ. Интеллектуальный тур.

Сначала команды задают друг другу по два вопроса. Затем вопросы от ведущего:

Только два предлога, а волос у них много. (Ус.)
Первое – нота, второе – тоже, а целое на горох похоже. (Фасоль.)
Первое – нота, второе – игра, целое встретишь у столяра. (Долото.)
Первый слог найдешь средь нот, а второе – бык несет;
Хочешь целое найти, так ищи его в пути. (Дорога.)
С буквой «е» – я жаркая погода, с «о» – настольная игра. (Лето, лото.)
Чтоб отгадать, имей терпенье,
С «л» – часть лица, с «б» – растение. (Лоб, боб.)

Конкурс «Танец на газете».
Каждая команда получает по газете, кладет ее на пол и встает на нее. Под быструю музыку (твист или чарльстон) участники танцуют на газете и стараются разорвать ее на как можно большее количество частей. По окончании члены жюри подсчитывают количество клочков газеты и определяют команду-победителя.

Пока идет подсчет, ведущий проводит конкурс для болельщиков.
Для участия в игре «Номерки» на середину зала приглашаются по одному человеку от «болеющих» за ту или иную команду. Каждому из них закрепляют на спине карточки с двузначными или трехзначными номерами, но так, чтобы участники их не видели. По сигналу, держа руки за спиной, они стараются заглянуть друг другу за спину и подсмотреть номер соперника. Кто увидел номер и отгадал верно, продолжает игру, а соперник с этим номером выбывает. Если назвавший ошибается, выбывает сам. Игра продолжается, пока не останется один – победитель. Команде, за которую выступал участник, начисляются дополнительные очки.

Ведущий. Ну а теперь, уважаемое жюри, итоги подводи. Мы закончили.

Члены жюри поздравляют женщин с наступающим праздником, объявляют общий итог, награждают победителей.

Заключительное слово ведущего: Спасибо всем участникам за интересную игру, болельщикам – за поддержку команд, жюри – за неподкупность и справедливость оценок.

Сценарий спортивного праздника «Вперед, мальчишки!»
(ко Дню Победы, для учеников 3–4-х классов)

Под звуки марша Победы участники в колонну по одному входят в спортзал, идут вдоль и выстраиваются командами у скамеек.

Ведущий. 1418 дней и ночей шла великая битва за свободу и независимость нашей Родины. За спасение цивилизации, за справедливый мир. Цена этой невосполнимой утраты – 27 миллионов жизней. Память о них священна. Дорогие ребята и гости праздника, наши соревнования посвящаются Дню Победы в Великой Отечественной войне. К нам пришли ветераны войны, сегодня они наши почетные гости и члены жюри.
Представляю их вам.
«Равняйсь! Смирно! Капитанам команд доложить председателю жюри о готовности». Капитаны поочередно с места сдают рапорт, кричат девиз.
«К поднятию флага соревнований – смирно! Капитаны команд, равнение на флаг!» Флаг соревнований поднять. Звучит гимн России. «Вольно!»

Ознакомление с условиями соревнований. Начинаются эстафеты.

«Шифровальщики».

Построение за стартовой линией в четыре колонны.
Первые устремляются вперед и на табло открывают первую букву закрытой карточками фразы, возвращаются в команду, передают эстафету и т.д.
Побеждает команда, первой открывшая свою фразу. На табло открылись фразы: «1941–1945»; «Салют, Победа!»; «Подвигу 60 лет!»; «Слава героям!».
(Они были заготовлены заранее и закрыты карточками по количеству участников команды.)

Слово членам жюри: оценки за первый конкурс.

«Минометчики».

Каждая из команд на площадке строится в шеренгу на расстоянии шага друг от друга. В метре от последнего участника – корзина с мячами. В шаге от первого участника – цилиндр (миномет). По команде «Заряжай!» последний берет мяч (заряд) и гонит его по шеренге, передавая из рук в руки первому. Первый, получив мяч, опускает (заряжает) его в цилиндр, обегает команду сзади, становится на место последнего, берет мяч и гонит его по шеренге и т.д., до тех пор, пока участники не примут первоначального построения. Последний, «зарядивший миномет», кричит громко: «Бах!» Выигрывает команда, «выстрелившая» первой.

Показательное выступление с музыкальным сопровождением группы девочек с цветами.

«Саперы».

По сигналу «Вперед, марш!» участники поочередно должны проползти по-пластунски под сеткой, натянутой над средней линией площадки, как можно тише, чтобы не загремели банки, привязанные к ней.
Участник, которому это не удалось, возвращается в конец колонны и повторяет задание. Побеждает команда, первой построившаяся на другой стороне площадки.

Слово членам жюри: оценки за конкурс, сумма баллов за три конкурса.

«Переправа».

В командах участники рассчитываются на первый-второй.
Первые номера – санитары, вторые – раненые. Задание выполняют парами.
Первый участник (санитар) везет второго (раненого), лежащего на мате, до противоположной стороны площадки. Раненый остается, санитар с носилками (матом) возвращается, передает их следующей паре, а сам встает в конец колонны и т.д. Команда, переправившаяся первой, выигрывает.

Показательный спортивно-игровой номер «Цирк».

Ведущий. «30 апреля 1945 года советские воины Михаил Егоров и Мелитон Кантария водрузили над рейхстагом знамя Победы. 8 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. 9 мая Москва салютовала победоносным Вооруженным силам – 30 залпов из одной тысячи орудий. Так закончилась Великая Отечественная война.

«Водрузи знамя».

Участники с флагом в руках поочередно пробегают по скамейке, далее до поворотной стойки и обратно. Последний, добежав до поворота, устанавливает флаг в стойку. Команда, водрузившая флаг первой, выигрывает.

Показательный номер: живая пирамида.

Подведение итогов соревнований. Награждение. Слово членам жюри.

Заключительное слово ведущего. Спуск флага.

Вручение цветов и подарков ветеранам.

Ольга КОСОВА
г. Железногорск,
Красноярский край