Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2006

НОВОСТИ СВЕРХУ

 

Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006–2015 годы

Федеральное агентство по физической культуре и спорту опубликовало на своем сайте «Концепцию федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» в рубрике «Актуальная тема». В тексте указано, что «…подготовленные материалы пройдут общественное обсуждение, в котором примут участие представители социально ориентированных коммерческих и донорских организаций, региональных и местных структур, ответственных за развитие физической культуры и спорта. Это позволит не только уточнить отдельные положения Программы, но и согласовать те проекты, к финансированию которых будут привлечены региональные, местные и коммерческие структуры». Хочется дать возможность обсудить предлагаемую концепцию и тем, кому придется ее воплощать в жизнь, – педагогам и тренерам. Поэтому сегодня мы публикуем выдержки из нее. Полностью с текстом можно познакомиться на сайте Росспорта:
http://www.rossport.ru/xml/t/mainr.xml?pid=703&lang=ru&nic=press&mid=1000
Ждем откликов наших читателей – тех, кто готов принять участие в обсуждении предлагаемой в концепции программы.

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

…Статистика свидетельствует, что в настоящее время Российская Федерация значительно отстает по показателю регулярных занятий физической культурой от развитых стран, в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40–50% населения, тогда как в Российской Федерации – только около 11%…

… Показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи, призывников, количество курильщиков в Российской Федерации, рост алкоголизма и наркомании говорят об остроте проблемы развития массового спорта. По данным международных организаций, Российская Федерация находится на 143-м месте в мире (наравне с беднейшими государствами Африки и Азии) по показателю ожидаемой продолжительности жизни (67 лет). В то же время, в Австралии, Великобритании и других развитых странах, где осуществлялись целевые программы в области физической культуры, показатель ожидаемой продолжительности жизни приближается к 80 годам…

Статья опубликована при поддержке клининговой компании "Чистюля". "Чистюля" предлагает Вам услуги по уборке квартир и коттеджей, уборка после строительства, ремонта или пожара, мойка окон, химчистка мягкой мебели, ковров и ковровых покрытий, дезинфекция, очистка межплиточных швов и другие услуги. Низкие цены, а также гибкая система скидок для клиентов компании, гарантия качества и безопасности всех предоставляемых услуг, выполнение работ в кратчайшие сроки. Подробную информацию об услугах, цены, контакты и отзывы Вы найдёте по ссылке: http://chistyulya.com/.

…Несмотря на увеличение бюджетного финансирования физической культуры и спорта, а также на незначительный рост количества людей, активно занимающихся спортом, направленность и объем государственных расходов далеки от оптимальных. Так, средняя сумма израсходованных на физическую культуру и спорт средств, приходящихся на одного человека в год, составила всего 169,5 рубля (данные 2003 года), в то время как, например, в Великобритании она составляет около 60 долларов.

Можно сделать вывод, что сегодня имеется ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и спорта, и проблем, требующих неотложного решения, в том числе:

– недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой;
– несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в стране, а также ее моральное и физическое старение;
– недостаточное количество профессиональных тренерских кадров;
– утрата традиций российского спорта высших достижений;
– отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни, включая заботу о здоровье будущего поколения.

Решить указанные проблемы призвана федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» (далее – Программа).

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

…В целом в Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» (далее – Концепция) предлагается руководствоваться тем, что:

– акцент будет сделан на развитии массового спорта в стране;
– основным направлением работы будет развитие массового спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства граждан;
– финансовые ресурсы будут направляться в первую очередь на развитие и модернизацию спортивной инфраструктуры и организацию пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни;
– развитие спорта высших достижений со стороны государства будет осуществляться путем финансирования научных исследований и опытно-конструкторских разработок, внедрения системы антидопингового контроля, модернизации специализированной инфраструктуры;
– будет проводиться постоянное наблюдение за степенью удовлетворенности населения действиями государства в области физической культуры и за изменением количества граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом…

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

…Реализация Программы рассчитана на 10 лет.

Промежуточный контроль реализации Программы будет осуществляться ее дирекцией.

В целом Программа состоит из следующих блоков:

1) развитие спорта в образовательных учреждениях. При этом:

  • за счет капитальных вложений предполагается осуществить строительство 1467 многофункциональных залов, 733 залов с бассейнами и 733 стадионов-площадок (количество определено нормативами пропускной способности);

  • в части научных исследований намечено разработать совместно с Федеральным агентством по образованию научные и практические основы развития детской и юношеской физической культуры и, в частности, обеспечить переход к занятиям игровыми видами спорта;

2) развитие спорта по месту жительства. При этом за счет капитальных вложений предполагается осуществить на базе долевого финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации строительство спортивных центров по месту жительства для удовлетворения потребностей всех членов общества (расчет потребностей произведен по методике, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. № 1683-р, и согласован с главами субъектов Российской Федерации);

3) пропаганда физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни. При этом намечено осуществить реализацию комплексной программы организации пропаганды физической культуры и занятий спортом среди широких слоев населения, а также проводить периодические опросы населения и встречи представителей Федерального агентства по физической культуре и спорту с представителями малообеспеченных категорий граждан и общественных организаций с целью выявления их запросов относительно организации занятий физической культурой;

4) развитие спорта высших достижений...

Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в три этапа.

В рамках первого этапа предполагается увеличение количества граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физкультурой и спортом, до 15–17%.

I этап (2006–2007 годы) включает:

– начало развития инфраструктуры массового спорта в образовательных учреждениях;
– инвентаризацию спортивных объектов в образовательных учреждениях, согласование адресов строительства новых спортивных объектов в образовательных учреждениях;
– начало организации пропаганды физической культуры и занятий спортом;
– начало внедрения среди молодежи физической культуры, соответствующей современным требованиям;
– начало реконструкции спортивных баз и центров для развития спорта высших достижений;
– проведение основной части мероприятий по реконструкции и модернизации спортивной базы образовательных учреждений для подготовки олимпийского резерва;
– проведение основной части мероприятий по оснащению антидопингового центра…

VI. Предложения по целям и задачам Программы, а также по показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы

Целью Программы является создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи, которые могут быть разделены на направления: «Массовый спорт» и «Спорт высших достижений».

В рамках направления «Массовый спорт» разрабатывается и реализуется комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие физкультуры и массового спорта в образовательных учреждениях, по месту жительства и организацию пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни.

По направлению «Массовый спорт» необходимо решить следующие основные задачи:

1) повышение интереса различных категорий граждан Российской Федерации к занятиям физкультурой и спортом посредством:

– адаптации юношеской физической культуры к современным требованиям и стандартам, перехода к занятиям игровыми видами спорта;
– обеспечения доступности занятий спортом для различных категорий граждан, в том числе разработки и применения механизма льготного и бесплатного посещения спортивных сооружений малообеспеченными категориями граждан (студентами, инвалидами, лицами пожилого возраста и др.);
– создания и развития системы волонтеров (добровольных помощников) в массовом спорте;
– разработки и реализации программы организации пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни, включающей в себя социальную рекламу, пропаганду физической культуры и здорового образа жизни, специальные проекты средств массовой информации (освещение соревнований, праздники открытия спортивных центров и т.д.), информационную поддержку в сети Интернет;
– обеспечения высокого качества спортивных услуг путем внедрения системы сертификации физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом;

2) развитие инфраструктуры массового спорта как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства, в том числе:

– строительство 1000 спортивных центров, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

Перечень объектов будет уточняться ежегодно…

VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы

…Реализация Программы предусматривается за счет средств федерального бюджета (в том числе средств от проведения Всероссийской государственной лотереи «Спортлото 5 из 36»), бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.

Объем финансирования Программы в 2006–2015 годах составляет 106 655 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета – 53 613 млн. рублей (в том числе 26 894 млн. рублей за счет средств, подлежащих перечислению от проведения лотереи), за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 47 962 млн. рублей, за счет внебюджетных средств – 5 080 млн. рублей (размер средств подлежит согласованию с потенциальными инвесторами)…

XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы

…Механизмы формирования мероприятий Программы предусматривают активное участие общественных организаций в решении вопросов обеспечения льготного и бесплатного режима посещения спортивных сооружений малообеспеченными категориями граждан…

…Неотъемлемой частью Программы должно стать проведение независимой оценки как реализации Программы в целом, так и ее отдельных направлений и проектов, для чего предполагается привлечь российские и международные организации, имеющие высокий авторитет и опыт проведения мероприятий в области массового спорта и спорта высших достижений…