Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2006

НАУКА – УЧИТЕЛЮ

Подготовила Ирина БОГДАНОВА

О чем пишут в журналах?

Тренировка вестибулярного аппарата стрелков-пулевиков

С целью апробации комплексов упражнений, направленных на тренировку вестибулярного аппарата юных стрелков-пулевиков, были выбраны учебно-тренировочные группы СДЮШОР № 11 г. Воронежа (возраст занимающихся – 12–13 лет, квалификация – от III разряда).
По результатам этого исследования рекомендован следующий комплекс упражнений:
1. Быстрое вращение головой в левую и в правую сторону попеременно 10–12 раз (с закрытыми глазами).
2. Выпрыгивание на месте с поворотом попеременно влево и вправо на 90–180–360° и более, 10–12 раз.
3. Прыжки и бег с преодолением препятствий с элементами вращений и кувырков, 7–8 раз.
4. Кувырки вперед, назад, перекаты вправо, влево на матах с изменением скорости вращения туловища и амплитуды, 8–10 кувырков (темп медленный), 6–8 перекатов (темп быстрый).
5. Вращение на кресле Барани с различным положением головы 1,5–2 мин. (с закрытыми глазами).
Авторы статьи предлагают также комплекс упражнений на батуте:
1. Ходьба по сетке вперед, назад 3–4 раза по продольной оси батута.
2. Ходьба по сетке прыжками вперед, назад, 15–20 прыжков.
3. Покачивание на месте без отрыва от сетки, 10–12 покачиваний.
4. Покачивание на месте с отрывом от сетки, 10–12 раз.
5. Прыжки с поворотом на 180°, по 5 раз влево и вправо.
6. Прыжки с поворотом на 360°, по 5 раз влево и вправо.
7. Прыжки в сед, 10–12 раз.
8. Падение на спину согнувшись с последующим вставанием на ноги, 20 раз.

М.М. КУБЛАНОВ, проф.,
И.А. ЗОЗУЛИНА, доц.,
«Детский тренер», № 1, 2005

 

Влияние параметров лыжных креплений на биомеханику колена

Рассматривается возможность снижения степени травмированности коленей и лодыжек на 70 – 90% за счет использования креплений с двумя центрами вращения.
Обычные крепления в лучшем случае имеют центр вращения приблизительно посередине пятки. Трение к тому же смещает эту точку дальше назад. Крепления с двумя центрами вращения, из которых один расположен спереди, а другой сзади, чувствительны к скручивающим нагрузкам, приложенным и к передней, и к задней частям лыжи, и поэтому способны снизить вероятность возникновения травм коленей. Кроме того, наличие двух центров вращения исключает появление «мертвой зоны». Для креплений с одним центром вращения боковая нагрузка, проходящая вблизи центра вращения, не создает крутящего момента, достаточного для срабатывания креплений. Значит, возможны ситуации, когда крепления могут не раскрыться. При наличии двух центров вращения хотя бы один из них будет работоспособен в любой ситуации.

«Медицина и наука в физкультуре и спорте»,
№ 5, 2005

 

Подготовка юных спортсменов-ориентировщиков с учетом возрастной динамики

Целью проведенного эксперимента являлось определение темпов прироста психофизических показателей мальчиков (юношей) и девочек (девушек) 9–20 лет под влиянием тренировок по спортивному ориентированию. Было обследовано более 600 юных спортсменов. По результатам исследования автор сделал следующие выводы. У юных ориентировщиков наивысший прирост большинства исследуемых физических качеств наблюдался в 12–14 лет, однако максимального значения эти показатели достигли в возрасте 18–20 лет. Наибольший прирост силовых показателей отмечен в период от 10 до 12 лет. Показатели выносливости увеличиваются в период от 9 до 14 лет (темпы прироста незначительны), но с началом процессов полового созревания резко возрастают. Своих максимальных значений специальная выносливость достигает в возрасте 18–20 лет. У девочек наибольшие темпы прироста физических показателей наблюдаются в возрасте от 9 до 12–13 лет.
Скоростные качества возрастают только до 12 лет, уровень специальной выносливости увеличивается до 16 лет.
Большинство качеств, определяющих психическую работоспособность, как у мальчиков, так и у девочек наиболее интенсивно развивается в возрасте 11–13 и 15 лет. Высокий прирост показателей распределения внимания и пространственного восприятия направлений происходит до 15 лет. В 15–16 лет достигают максимальных величин устойчивость внимания, наглядно-образное мышление.

Ю.С. ВОРОНОВ, к.п.н., доц.,
«Тренер», № 6, 2005

 

Оптимизация состояния дошкольников с аномалиями психического развития

Для оптимизации физического состояния дошкольников с проблемами психического развития авторы предлагают использовать внеурочные формы занятий (часы здоровья).
Основным методом работы должен быть игровой с использованием комплекса элементарных и сложных подвижных игр с направленным развитием той или иной физической способности, проводимых ежедневно с учетом возрастных и двигательных особенностей.
Физическая нагрузка в подвижных играх регулируется с помощью формирования играющих групп, расстановки игроков, изменения количества водящих, качества повторений, общего времени игры, координационной сложности действий.
Л.П. Салтыманова использовала для формирования статического и динамического равновесия у детей с недоразвитием речи подвижную опору. Эксперимент показал эффективность использования качающейся опоры, в качестве которой служили отрезки пластиковой трубы различного диаметра от 10 до 15 см, длиной 40 см, при передвижении на качающейся опоре. Также в каждом занятии выполнялся достаточно большой объем работы скоростно-силовой направленности, поскольку на малой по площади опоре удобнее передвигаться прыжками.

Н.П. ФИЛАТОВА, Л.П. САЛТЫМАНОВА, Л.Ю. БОЛТА,
«Теория и практика физической культуры»,
№ 10, 2005

 

Развитие познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями на занятиях шахматами

Исследования начались в 1995 г. на базе московской школы-интерната № 31 г. Москвы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
По мнению автора, наиболее доступным средством развития познавательной деятельности этой категории детей являются шахматы. Выделены следующие причины:
1) для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата затруднено участие во многих играх, в которые играют здоровые дети;
2) шахматы по форме являются игрой, по содержанию – моделью интеллектуальной деятельности;
3) шахматы не только логическая игра, в которой надо оценивать позицию и считать варианты, но и своеобразное интуитивное мышление (на подсознательном уровне) со всевозможными оценками, ассоциациями, эмоциональными компонентами и т.д.;
4) игра является моделью интеллектуальной деятельности, а задания на шахматном материале могут служить надежным тестовым материалом для обнаружения и коррекции различных нарушений в интеллектуальной и эмоциональной сферах личности.
Результаты исследования показали, что занятия шахматами влияют на такие параметры внимания, как продуктивность, устойчивость, распределение, переключение, развивают вербально-логическое мышление. В ходе исследования была разработана методика занятий шахматами с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обоснован учебный план занятий на трехлетний период.

С.В. ГЕРАСИМОВА, к.п.н.,
«Физическая культура: воспитание, образование, тренировка»,
№ 5, 2005

 

Управление дыханием при нарушении сенсорного развития

В статье говорится о том, что снижение функционального уровня внешнего дыхания у детей и подростков с нарушением сенсорного развития есть следствие нескольких факторов:
1) задержки созревания отделов коры больших полушарий;
2) вынужденной гиподинамии и гипокинезии, обусловленных первичным дефектом;
3) негрубых поражений нервной системы (минимальная мозговая дисфункция, задержка и нарушение психомоторного и речевого развития), которые часто сопутствуют нарушению сенсорного развития.
Автором внедрены учебно-оздоровительные программы на основе дыхательной гимнастики. Ведущей направленностью первого – базового – этапа программ является развитие способности занимающихся к произвольному управлению дыхательными движениями. Для этого используются разнообразные дыхательные упражнения статического и динамического характера, задания на координацию дыхания с двигательными действиями – ходьбой, бегом, упражнениями.
Наиболее благоприятным возрастом для развития способности к произвольному управлению дыханием у детей с нарушением сенсорного развития является период от 8 до 13 лет.

В.П. ШУЛЬПИНА,
«Теория и практика физической культуры»,
№ 10, 2005