Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2006

КОНКУРС: ВОКРУГ УРОКА ФИЗКУЛЬТУРЫ

Номинация: Физкультура глазами учителя

Обучение общеразвивающим физическим упражнениям

(1-й класс)

Материал третьего урока физической культуры в сентябре

Известно, что структура урока физической культуры с определенного времени условно состоит из трех взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительную часть подразделяют на вводно-организующие и установочные действия и общую и специальную разминку.

Основу разминки составляют общеразвивающие физические упражнения.

Поддерживаем коллег, выражающих мнение о том, что обучение правильному и «красивому» выполнению общеразвивающих физических упражнений в 1-м классе не должно быть «второстепенным», потому что выполнение правильных и «красивых» движений отдельными частями тела или их сочетаниями способствует развитию физических способностей (гибкости, ловкости, координации и др.), расширению своей «копилки» физических упражнений.

Дети 6–7 лет легко ранимые. Многие очень переживают, когда их «незаконно обижают», поэтому обучать их правильному и «красивому» выполнению общеразвивающих физических упражнений следует, не принижая их личное «Я».

По мере увеличения количества физических упражнений у учащихся мы стремимся главным образом к тому, чтобы вырабатывать у них критическое отношение и избирательный подход к разучиваемым физическим упражнениям, а также умение в случае необходимости их корректировать.

С первых минут обучения школьникам нужно почувствовать в учителе лидера, который не отступит от своих требований и добьется правильного выполнения общеразвивающих физических упражнений. Здесь все имеет значение: как стоит учитель перед детьми, его уверенность в себе, тон, манера поведения, умелое предъявление требований и искреннее уважение к ученикам.

На своих уроках физической культуры в 1-м классе в подготовительной части урока, после передвижения ходьбой, бегом и вновь ходьбой учащиеся хаотично расходятся по спортивному залу или по спортивной площадке и выполняют свои физические упражнения: по три для рук, туловища и ног.

Ученики приступают к выполнению первого физического упражнения для рук, после того как произнесем фразу: «К выполнению первого упражнения для...» и продолжения фразы детьми: «Рук!».

Учащиеся показывают физические упражнения, разученные во время занятия в дошкольном общеобразовательном учреждении или во время тренировочного занятия в спортивной секции, или посещения хореографической студии, или разученные с родителями в домашних условиях и т.д.

Через 30–40 сек. подаем сигнал «Стой!» (поднятой вверх рукой).

«Вы все старались! Молодцы!» – говорим мы. (В это время на лицах учеников можно увидеть самоуважение и уверенность.) Но лучше всех выполняла физическое упражнение Лена К».

Предлагаем Лене показать свое упражнение ученикам класса. Обращаем внимание остальных учеников на правильные движения прямыми руками и на то, что они у Лены на уровне плеч.

– Как называют данное упражнение?

– «Ножницы!» – опережает всех Лена.

– Где ты это упражнение увидела?

– Это упражнение по утрам делает мама во время утренней зарядки.

– А ты делаешь по утрам зарядку?

– Нет! Я смотрю лежа в постели, как мама делает зарядку.

– Тебе бы тоже не мешало заниматься утренней гимнастикой.

– Кто из вас по утрам делает зарядку? (Руки поднимают 3–5 человек).

– Маловато! Вам всем следует ежедневно утром выполнять комплекс упражнений утренней гимнастики, так как утренняя гимнастика позволяет обрести бодрость и хорошее настроение на весь день. В вашем комплексе упражнений утренней гимнастики вы можете использовать физические упражнения, разучиваемые сегодня на уроке.

– Приступайте вслед за Леной выполнять упражнение.

Ребята стараются.

– Если наш предмет называется «Физическая культура», то от вас требуется красивое и правильное выполнение физических упражнений. И вы сейчас это показывали. Вы просто «умейки»!

Сигнал «Стой!». (Рука поднята вверх.)

– Молодцы!

После короткой паузы подаем команду: «Приступить ко второму физическому упражнению для рук!»

Один из мальчиков выполняет физическое упражнение для туловища. Говорим как бы не ему: «Оказывается, что среди вас есть еще ребята, путающие руки с туловищем». Мальчик понял, что речь шла о нем. Быстро исправил ошибку.

Через 30–40 сек. подаем сигнал «Стой!».

– Тебя Ваня зовут? – спрашиваем мальчика, стоящего в конце. – А как?

– Миша! – отвечает ученик.

– Покажи нам, Миша, свое физическое упражнение. Пока Миша идет показывать свое упражнение, говорим: «Вы все молодцы! Хорошо выполняли физические упражнения! Но вот Миша выполнял лучше всех!»

– Миша, где ты познакомился с этим упражнением?

– Во время занятия плаванием в бассейне «Самокат».

– Ты занимаешься спортивным плаванием или ходишь плавать по абонементу?

– Я занимаюсь спортивным плаванием, – ответил Миша.

– Начинайте вслед за Мишей выполнять физическое упражнение.

– Посмотрите, какие большие круги руками делает Миша. Чередуйте 8 кругов вперед, 8 назад.

Сигнал «Стой!».

Приступить к третьему физическому упражнению для рук. Несколько мальчиков выполняют отжимания из упора о гимнастическую скамейку.

Сигнал: «Стой!».

Обращаем внимание всех учеников на то, что выполнять отжимания не возбраняется.

– Как тебя зовут? – обращаемся к ученику, стоящему в третьем условном ряду.

– Костя! – отвечает он.

– Встань, Костя, перед ребятами и покажи свое физическое упражнение. Мальчики, проделывайте отжимания вслед за Костей. Девочки, выполняйте любое другое физическое упражнение, но для рук.

Видим, что два ученика никак не могут отжаться от скамейки. Они с явным астеноидным (слабым) типом телосложения. Подходим к одному и другому и советуем выполнять отжимание из упора о подоконник.

Сигнал «Стой!».

– Костя, когда мы задали вопрос: «Кто занимается по утрам зарядкой?» – ты поднял руку?

– Да! – говорит Костя.

– Ты это физическое упражнение выполняешь во время утренней зарядки?

– Да!

– С кем ты выполняешь утреннюю гимнастику?

– Со старшим братом.

– Сколько ему лет?

– Он учится в колледже.

– Переходим к трем физическим упражнениям для...

Три ученика негромко говорят: «Для туловища!»

Повторяем: «Приступаем к трем упражнениям для...»

Уже большее количество учеников, но в разнобой отвечают: «Туловища!»

Говорим, чтобы ученики не стеснялись и громко, почти криком продолжили нашу фразу.

Что-то начинает получаться.

Опять говорим: «Не слышим!»

Ну, наконец-то. Дети дружно и протяжно продолжают: «Ту-ло-ви-ща!»

– Вот теперь вы молодцы!

– Почему необходимо дружно и громко продолжать наши фразы? Раз вы громко произнесли: «Туловище», то уже наверняка не перепутаете туловище с другими частями тела. Приступить к выполнению первого физического упражнения для туловища. Ноги поставьте на ширину плеч.

Вижу, что две девочки показывают друг другу «рожи». Довольные!

Сигнал «Стой!».

Несмотря на баловство девочек, говорим о том, что все ученики старались выполнять физические упражнения. Даже выбрать лучшего сложно.

– Давайте попросим Патрика показать его физическое упражнение.

Патрик показывает физическое упражнение – «мельница». Подсказываем ему, чтобы он наклонил туловище чуть пониже.

– Кто скажет, как называют это физическое упражнение? Ответы разные, но неправильные. Помогаем: «Это физическое упражнение называют «Мельница».

– Начинайте вслед за Патриком выполнять физическое упражнение «Мельница».

Сигнал «Стой!».

Обращаемся к Патрику: «Где ты разучил это физическое упражнение?»

– В детском саду! – уверенно ответил Патрик.

– Приступайте вслед за Патриком ко второму физическому упражнению для туловища.

Сигнал «Стой!».

– Паша, выйди сюда. Покажи свое физическое упражнение для туловища.

Пока Паша идет, говорим, что все они хорошо делали физические упражнения. Правда, хорошо! Но Паша выполнял чуть интереснее!

Паша начинает показывать свое упражнение. Обращаем внимание детей на прямую спину у Паши. На то, что туловище он только наклоняет то в левую, то в правую стороны. Не вперед, не закидывает назад. Голову держит прямо. А что это означает? Это означает, что Паша, выполняя правильно и красиво физическое упражнение, формирует свою осанку. По словам В. Даля, осанка придает человеку стройность, величавость, приличие и красоту.

– Начинайте вслед за Пашей выполнять физическое упражнение.

Сигнал «Стой!».

– Ох! Как же вы все красиво выполняли. На вас было любо-дорого смотреть!

– Паша, ты где разучил это физическое упражнение?

– Я увидел это физическое упражнение в одной телевизионной передаче.

Переходим к трем физическим упражнениям для ног.

– Первое физическое упражнение для...

Дети протяжно продолжают: «Н-о-о-о-г!»

Мы хотели услышать от учеников не протяжный ответ, а короткий, обосновывая тем, что слово «ног» состоит из одного слога, но воздержались. И правильно сделали, потому что на спортивных трибунах обычно зрители громко и протяжно произносят, если «не кричат»: «Г-о-о-о-о-о-л!», а не коротко: «Гол!». Поэтому и не стали требовать от детей короткий ответ: «Ног».

Сигнал «Стой!».

– Сейчас человек 10 выполняли физические упражнения прекрасно. Но нам больше всего понравилось, как выполняла физическое упражнение Марина. (Сколько же она до этого физического упражнения нарушала дисциплину!)

Марина выходит и принимает исходное положение: сед на полу.

– Примите данное исходное положение и вы.

Теперь посмотрите физическое упражнение Марины. Видите, она поочередно поднимает прямую то левую, то правую ногу и делает хлопок под ногой.

Приступайте вслед за Мариной к выполнению физического упражнения.

Физическое упражнение оказывается «тяжелым» для учащихся с дегастивным типом телосложения (избыточной массой). А таких в классе трое. Подходим к ним и предлагаем выполнять другое, удобное для них физическое упражнение, но для туловища.

Сигнал «Стой!».

– Марина, где ты разучила это довольно сложное физическое упражнение?

– Я посещаю хореографическую студию «Самокат»!

– Приступайте ко второму физическому упражнению для ног.

Через 45–55 сек. подаем сигнал: «Стой!»

– Тебя как зовут?

– Сульфия!

– Иди, Сульфия, сюда и покажи свое физическое упражнение.

– Посмотрите, как Сульфия выполняет махи. Носки ног оттянуты. Махи делает, как мы говорим, с широкой амплитудой.

Вот это культура исполнения физического упражнения!

Выполняйте вслед за Сульфией физическое упражнение.

Один мальчик старается выполнить физическое упражнение, как Сульфия, но сталкивается с определенными трудностями.

– Как тебя зовут?

– Дима! – отвечает мальчик.

– Это хорошо, что ты стараешься выполнять физическое упражнение за Сульфией. Знай! На уроках физической культуры ты разучишь много физических упражнений и в скором времени начнешь выполнять их так же, как Сульфия, а может быть, и лучше ее.

Сигнал «Стой!».

– Молодец, Сульфия!

Где ты разучила это упражнение?

– В детском саду! – отвечает Сульфия.

Приступить к третьему физическому упражнению для ног – «приседанию».

Сигнал «Стой!».

– Вы сейчас выполняли широко распространенное физическое упражнение – «приседание», каждый свое. А посмотрите, как приседание выполняла Люда М. (Девочка необщительная, легкоранимая, обидчивая.)

Во время приседания она руки поднимает вверх, сложив ладони.

– Приступить вслед за Людой к выполнению приседаний.

Сигнал «Стой!».

– Теперь переходите к прыжкам на месте. Разрешаем вам выполнять разнообразные прыжки: «крестиком», на одной, на двух ногах, с поворотами – в общем, такие, какие вам больше нравятся. Одно только замечание: прыгайте на 32 счета; повыше и мягко.

– Кто умеет считать до 32? Поднимите руку. Те, кто не умеет считать до 32, считайте три раза до десяти и потом еще два прыжка. После тридцати двух прыжков самостоятельно переходите на ходьбу на месте.

– Ходьбу на месте прекратите по сигналу: «Стой!».

– Вопросы есть?

– Паша, а тебе во время прыжков следует идти на месте. Ты же знаешь, почему? Правда?

Паша показывает свое согласие движением головы.

– Приступить к прыжкам!

– Ах, Кирилл! Какой же ты молодец! Смотрите, отсчитав 32 прыжка, Кирилл, ни на кого не глядя, перешел на ходьбу.

Показываемые физические упражнения особенно необходимы ученикам, не посещавшим детский сад, спортивную секцию или кружок со спортивной направленностью, а также присутствующим на уроке ученикам, отнесенным по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Как думает читатель, сколько времени у нас ушло на обучение общеразвивающим физическим упражнениям?

Отвечаем: 17–18 минут (по показателю секундомера).

Конечно, 17–18 минут – это время не постоянное, оно изменяется в зависимости от того, насколько успешно ребята будут разучивать физические упражнения.

Чем отличается наш подход к обучению общеразвивающим физическим упражнениям в 1-м классе на первых уроках физической культуры в сентябре от традиционного?

1. Существованием тесной связи между демократическим (самостоятельное определение учащимся удобного места в спортивном зале или на спортивной площадке; выполнение знакомого для него физического упражнения в его темпе и ритме и т.д.), гуманным (учитель не делает грубые замечания и не дает категоричные команды и указания всему залу, а подходит к ученикам, сталкивающимся с определенными трудностями, подсказывает им, как легче это упражнение следует делать, или советует выполнять это упражнение из удобного для него исходного положения и т.д.) подходом во время обучения общеразвивающим физическим упражнениям и требованиями, предъявляемыми к организации и проведению обучения в подготовительной части урока учащихся 1-го класса.

2. Самостоятельным выполнением «своих» физических упражнений (30–40 сек.) и обменом умениями со своими сверстниками, что помогает эффективно организовать обучение правильному и красивому выполнению.

3. Такой подход дает возможность учителю «аккуратно» контролировать выполнение учащимися общеразвивающих физических упражнений и по возможности способствовать правильному их показу.

4. Предлагаемый подход к обучению общеразвивающим физическим упражнениям в 1-м классе позволит коллегам перестать привычно заранее подготавливать комплексы достаточно строго регламентированных по направленности и величине нагрузки общеразвивающих физических упражнений.

5. Отступлением от «традиционного» общепринятого подсчета и т.д.

6. Логическим ходом всего урока в целом.

И вот тому подтверждение. В основной части урока организуем и проводим подвижную игру «Совушка».

Во время команд «совушки» «Утро», «День», «Вечер» учащиеся свободно перемещаются по залу. Правда, оговариваем отдельные правила. Так, например, во время передвижения не задевать товарища даже пальцем; перемещаться в одном направлении и др.

По команде «совушки» «Ночь!» каждый ученик «замирает» в позе с правильным показом физического упражнения, разученного на уроке. Когда «совушка» «не видит и не слышит», играющие «замирают» в позе другого разученного физического упражнения.

В заключительной части урока собираем учащихся в команду: «Все ко мне!» (Рука поднята вверх, и вращаем кисть).

Домашнее задание:

1. Повторять разученные на уроке физической культуры общеразвивающие физические упражнения.

2. Разучить какие-либо другие несложные физические упражнения для рук, туловища и ног.

3. Использовать во время занятия утренней зарядкой разученные на уроке общеразвивающие физические упражнения.

4. Записаться в спортивную секцию или кружок со спортивной направленностью с тем, чтобы показывать одноклассникам на уроках многие другие физические упражнения.

Галина ВЕРХЛИНА,
Виктор ВЕРХЛИН
Фото авторов
г. Москва