Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2006

УРОК


Фитнес в школе

Фитнес-аэробика – командный, полиструктурный вид спорта, состоящий из гимнастических и танцевальных элементов. Это очень зрелищное, эффектное и эффективное воплощение идеи здорового образа жизни населения страны, особенно молодежи.
Второй год в нашей школе преподается фитнес. Теперь уже не только на уроках, но и как секция во внеурочное время.

Почему именно фитнес?

Фитнес в переводе с английского – пригодный, подготовленный, способный.

Используя разнообразные виды фитнеса, можно получить максимальную пользу за минимальное количество времени.

В результате занятий фитнесом происходят положительные изменения в состоянии здоровья:

  • Защита от сердечных заболеваний.

  • Увеличение жизненной емкости легких – это влияет на продолжительность жизни.

  • Укрепление опорно-двигательного аппарата (кости и мышцы становятся толще и сильнее).

  • Регулирование веса тела.

  • Регулирование психологического состояния (снимает стрессы).

  • Улучшение физической и интеллектуальной работоспособности.

(Кеннет Купер)

В школе урок – основная форма обучения. Как и в любом виде двигательной активности, в занятиях фитнесом решаются три основных типа педагогических задач:

  • воспитательные;

  • оздоровительные;

  • образовательные.

Структура урока

1. Подготовительная часть

Сюда входит разминка предварительный стретчинг (stretching – растягивание).

Цель: подготовить организм к основной нагрузке.

Физиологические воздействия разминки:

  • Увеличение метаболизма.

  • Высокая интенсивность обмена кислородом между кровью и мышцами.

  • Быстрая передача нервных импульсов.

  • Постепенное перераспределение крови в работающие мышцы.

  • Высокая скорость и сила мышечных сокращений.

  • Повышение эластичности мышц.

2. Основная часть

Плавное повышение нагрузки.

Доведение интенсивности до параметров 60–80% от максимальной частоты сердечных сокращений:

  • 60% – начинающие;

  • 70% – средне тренированные;

  • 80% – тренированные.

3. Заключительная часть

В эту часть урока входит заминка и заключительный стретчинг.

В заминке совершаются действия, обратные разминке:

  • Снижение частоты сердечных сокращений, потоотделения.

  • Постепенное сокращение амплитуды движений.

Заключительный стретчинг – это целый ряд упражнений, направленных на совершенствование гибкости и развитие подвижности в суставах.

Шаг за шагом

На первых занятиях мы разучиваем основные (базовые) шаги, такие, как:

Marсh (марш) – ходьба на месте.
Walking (вокинг) – ходьба в продвижении.
Step (степ) – шаг.
Step touh (степ тач) – шаг в сторону.
V-step (ви-степ) – шаг врозь, назад.
Heel touch (хил тач) – касание пола пяткой.
Toe touch (тоу тач) – касание носком пола.
Mambo (мамбо) – шаги на месте с переступанием вперед, назад.
Slide (слайд) – скользящий шаг в сторону.
Open step (оупэн степ) – открытый шаг.
Grape wine (грейп вайн) – «виноградная лоза» – скрестный шаг в сторону.
Scoop (скуп) – шаги с прыжком на две ноги с продвижением вперед или назад.
Leg curl (лэг кел) – «захлест» голени.
Knee up (ни ап) – взмах правой вперед, голень внизу.

После изучения шагов приступаем к разучиванию танцевальных связок. Сначала более легкие, затем усложняем как комбинацию, так и шаги. Например: V step turn = V step с поворотом на 180°.

При этом используются следующие методы построения хореографических комбинаций.

Свободный стиль – не предполагает возврата к началу («что хочу, то и делаю»).
Линейный стиль – переход в другое движение без специальной последовательности.
Комбинация – соединение двух или более движений в определенном порядке.
Структурированный (комбинированный) стиль – соединение движений в комбинацию, которая является итогом урока. Получается законченная хореографическая комбинация. Повторяется несколько раз.

Преимущества этого метода:

  • Медленная прогрессия движений.

  • Повтор мышечной модели.

  • Легкость восприятия, возврат к началу.

Возможность легкой подачи сложных хореографических комбинаций.

Существует несколько способов построения хореографических комбинаций.

Обозначим буквами А, В, С, D отдельные элементы комбинации.

  • Группирование:

– метод соединения – (А + В) + (С + D);
– метод добавления – (А + В) + (А + В + С) + (А + В + С + D).

  • Разбивка:

– удаление количества повторов;
– прерывание шага;
– ритмические вариации;
– замена внутри блока.

Метод соединения наиболее эффективен в том случае, если учащиеся работают в группах. Одна группа придумывает комбинацию (А + В), а другая – (С + D). После выступления двух групп комбинацию объединяем в одну (А + В + С + D).

При выборе комбинации надо учитывать, чтобы движение было:

  • доступным;

  • безопасным;

  • несло полезную смысловую и физическую нагрузку.

Рекомендуется при проведении занятий:

  • Использовать вербальные команды:

– счет;
– направление;
– лидирующую ногу;
– название шага.

  • Использовать визуальные команды:

– жесты;
– рука на ноге определяет ведущую ногу;
– пальцами – счет.

  • Использовать ориентиры в зале.

  • Использовать счет в обратном порядке: 3, 2, 1.

  • Избегать команд, которые имеют несколько значений.

Прекрасно дополняют наши комбинации мячи из особо прочной резины – фитболы. Упражнения с фитболами способствуют развитию гибкости, равновесия, координации, силы мышц всего туловища. Дети с большим удовольствием занимаются с ними как на уроках, так и в секциях.

Современность, доступность, актуальность и массовость – так можно охарактеризовать новый для России вид спорта.

Татьяна РАСПОНОМАРЕВА,
учитель физической культуры школы № 2
г. Лесосибирск,
Красноярский край