Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2006

ШКОЛА


Две параллельные иногда пересекаются

Есть ли в школе место для спорта? Безусловно, да. Сегодня трудно найти образовательное учреждение, в котором не работали бы спортивные секции, а дети не участвовали бы в соревнованиях.
Спорт многому учит и многого требует. Если школа противопоставляет спорт и учебу, ребенок, который увлеченно занимается в спортивной секции, часто становится «отстающим»: учителя общеобразовательных предметов обвиняют его в «несерьезном» увлечении, в неоправданной трате времени и сил на «всякие глупости». Бывает и другая крайность: на таких детей педагоги просто перестают обращать внимание, ставя «тройки» ни за что.
Однако существует и принципиально другой подход, объединяющий учебу и занятия спортом: открываются не только спортивные классы, но и целые общеобразовательные учебные заведения, работающие по конкретному спортивному направлению. Специализация одновременно является и основой всего процесса физического воспитания.
Одна из таких школ (и пока что единственная российская школа с преподаванием ушу) была создана в начале 90-х гг. как центр подготовки сборной страны, а позже преобразована в государственное общеобразовательное учреждение Центра образования «Муниципальная экспериментальная школа комитета физической культуры и спорта Правительства г. Москвы». Мастера международного класса, тренирующиеся в центре подготовки, защищающие честь России на различных соревнованиях, являются тренерами-педагогами юных воспитанников этой школы.

Первая школа, первые шаги

Типовое для застройки 60-х здание школьной пятиэтажки с «пришитым» к первому этажу маленьким спортивным залом постепенно переоборудовалось, перестраивалось. Учебные классы для занятий общеобразовательных и спортивных важно было сделать удобными и в нужном количестве: здесь теперь предстояло не только учить и тренировать начинающих спортсменов, но и вести полноценную подготовку спортсменов-профессионалов, защищающих честь страны, мечтающих стать тренерами.

Ушу – тот вид спорта, в котором пятнадцать лет назад пришлось все начинать с нуля уже потому, что сам этот вид восточных единоборств только начинал у нас официально развиваться. Сегодня сборная команда России – одна из лучших в мире, а ее бессменный главный тренер Глеб Николаевич Музруков возглавляет еще и федерацию и все эти годы руководит школой как директор.

Спорт и учеба

Конечно, 250–300 учеников – не тысяча. Но, с другой стороны, профессиональная подготовка по спортивному ушу в течение 11 лет совсем не одно и то же, что секция два раза в неделю. Больших затрат времени требуют от учеников и преподавателей индивидуальные занятия. Спортивная восточная специфика здесь во всем – от организации занятий до оборудования учебных классов.

Каждый учебный день начинается сдвоенным уроком ушу. Уже с первого класса прыжки, растяжки, дыхание здесь не просто слагаемые физкультурной разминки, а первые шаги в постижении целой жизненной философии. В том числе, и через... китайский язык.

Ученики и тренеры на ежегодной стажировке в Пекинском центре «Шишахай»

Ученики и тренеры на ежегодной стажировке в Пекинском центре «Шишахай»

– Наша цель, – говорит Глеб Николаевич, – дать каждому ученику фундаментальную подготовку на уровне функциональной грамотности, овладеть иностранными языками на повышенном уровне, развить гармоническую личность. Важно, чтобы ребята по окончании школы стали образованными людьми, умели легко и свободно пользоваться всем, чему их научили. Изучить профессионально любое национальное ремесло, не зная психологии и языка народа, невозможно. Спорт учебе только помощник, если серьезно относишься к одному и другому.

Выбор

Школа укомплектована высококвалифицированными преподавательскими и тренерскими кадрами. Все сотрудники школы имеют высшее педагогическое образование. Среди тренеров школы многие имеют высшую квалификационную категорию. Китайским свободно владеют не только преподаватели иностранного языка, но и тренеры. Директор непосредственно спортивной школы Татьяна Куприянова окончила китайское отделение Института стран Азии и Африки. Глеб Николаевич владеет несколькими языками, окончил университет в Пекине. Если смотреть на спорт, на отношение к нему «глазами» Кубертена, то, по мнению Музрукова, их формируют с раннего детства, и не просто тренеры-профессионалы, но интеллектуалы. Не согласиться с этим нельзя, однако каждый, имеющий сегодня отношение к спорту, понимает, что принципы тех спортивных времен давно изменились и не в лучшую сторону. В какой мере можно на себя брать ответственность за то, что, выбрав для ребенка путь профессионального спортсмена, родители, тренеры правы? Где гарантия, что, став взрослым, ребенок о выбранном пути не пожалеет?

– Такого, чтобы из всех ребят, которые поступают в школу в первый класс, получились спортсмены, просто быть не может, – говорит Музруков.

Отбор существует прежде всего для того, чтобы оценить готовность к занятиям, потенциальные возможности учащихся. Но дети растут, природа и жизнь вносят свои изменения. Поэтому ребята, которые рано или поздно оставляют за собой право заниматься ушу не в напряженном тренировочном ритме, а только в объеме уроков и успешно и с интересом занимаются по общеобразовательным предметам, остаются в школе.

Ушу – это трудное искусство

Ушу – это трудное искусство

Подготовительное отделение ведет подготовку к школе по всем предметам первого класса, включая физическую культуру. Как сказал один из будущих школьных «абитуриентов», на отделении три физкультуры. Преподаватель Александр Владимирович Балашов считает, что в шесть-семь лет дети на его уроках с удовольствием учатся самым разным упражнениям, движениям, хотя они, в свою очередь, даются не всем одинаково легко. Но одно безусловно: и гимнастика, и мяч, и легкая атлетика успешно могут дополнять друг друга, особенно когда речь идет о начальной физической подготовке.

В конце года проводится контрольное тестирование по двум направлениям: общим предметам и специализации, и... начинаются рабочие будни.

Экзамен или праздник?

А в канун Нового года около тридцати первоклассников муниципальной экспериментальной школы при Правительстве Москвы стали членами Российской федерации ушу. Это был и экзамен, и праздник одновременно. Заканчивалось первое учебное полугодие первым школьным зачетом по специализации.

В актовом зале на пятом этаже, который таковым и остается в обычных подобных школах, нет общепринятой сцены. Зато есть два небольших балкона, на которых по традиции размещаются самые горячие зрители и болельщики – родители. Замечая кого-то из «своих» наверху, малыши машут рукой: «Мама, я тут!». Одна из стен – из зеркал в стык друг к другу. Перед ними спортсмены отрабатывают технику. На полу по всей площади – мягкий ковер. На него-то и приглашаются пары первоклассников: после объявления фамилий они занимают место в середине зала перед судейским столиком. Друг за другом повторяются зачетные комбинации; выполнение каждой судьи (тренерский состав школы) оценивают в баллах.

Основные составляющие – элементы спортивной гимнастики и начальной подготовки по ушу. То, что выполняется на ковре, честно говоря, не приходит в голову назвать узкоспециальным занятием: в работе не только мышцы, но и реакция, слух, память. Ушу – гимнастика китайская, названия элементов и счет звучат в основном на китайском языке. Первоклассники довольно быстро ориентируются: продольный шпагат, поперечный, равновесие на одной ноге с закрытыми глазами; гимнастический «мостик», наклон к выпрямленным ногам в положении сидя, сначала попеременно, затем к обеим вместе (достать лбом носка ноги).

Аплодисменты достаются каждому участнику, ведь, несмотря на то, что не у всех все получается, ребята очень стараются и... волнуются.

Заслуженный тренер России Татьяна Куприянова

Заслуженный тренер России Татьяна Куприянова

Максимальную сумму баллов – 100 – не набрал никто. Кому-то покорился результат в 80 баллов, кто-то дотянул до 70. По мнению преподавателей, сложилось не у всех, но сами участники были в прекрасном настроении. Главный подарок, который все они получили в этот вечер, – зачетная книжка спортсмена – члена Федерации ушу России. Глеб Николаевич вручил каждому «толстое» учебное пособие по ушу, кстати, тоже пока единственное, написанное как программа обучения.

Но праздник не был бы праздником без того, что предстало в финале. Яркий воздушный шелк спортивных костюмов под музыку взметался вверх при выполнении показательных комбинаций учащимися средних и старших классов школы. Владение «боевым» оружием, которое буквально рассекало воздух цепочкой движений, завораживало малышей. Они не отрываясь смотрели на старших ребят и, конечно, хотели уметь так же. В числе выступавших были уже и чемпионы мира и Европы.

Классы и коридоры этажей постепенно пустели. Строгие лица первоклассников-спортсменов сменились озорными и улыбчивыми, на которых было написано: каникулы. И это правильно, когда дети остаются в спорте детьми.

Валентина РЕПИНА

Фото из архива школы