Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2006

НАУКА – УЧИТЕЛЮ

Подготовила Ирина БОГДАНОВА

О чем пишут в журналах?

Индивидуальный подход к оценке состояния здоровья

Был проведен эксперимент, в котором принимали участие дети 7–10 лет, обучающиеся в сельских школах. Целью исследования являлось выявление у младших школьников комплекса физических качеств, имеющих наибольшую взаимосвязь с количеством дней, пропущенных по болезни с учетом их двигательной индивидуальности. Комплекс тестов включал контрольные упражнения, характеризующие уровень общей выносливости, силы, скоростных и скоростно-силовых качеств, координации, гибкости. Тестирование проходило в течение 3 лет в начале и в конце учебного года.
Результаты исследований подтвердили взаимосвязь физической подготовленности с состоянием здоровья ребенка. Наиболее высокая зависимость зарегистрирована между показателем, характеризующим общую выносливость (аэробные возможности организма), и состоянием физического здоровья. Выявлено наличие взаимосвязи различных сторон проявления физической подготовленности и состояния здоровья детей. Для одной категории младших школьников наиболее высокую информативную ценность о состоянии здоровья представляют показатели, характеризующие скоростные и скоростно-силовые качества, а для другой более многочисленной категории – показатели, оценивающие аэробные возможности организма. Учет этих факторов позволит повысить эффективность воздействия средств физической культуры на организм школьника.

В.К. СПИРИН,
д.п.н., доцент,
«Тренер», № 9, 2005

 

По пути спортивно-ориентированного образования

На базе общеобразовательных учреждений №№ 1, 3, 11 гор. Чайковский были введены уроки – тренировочные занятия учащихся избранными видами спорта. На основании интереса и потребностей школьников на начальном этапе созданы учебно-тренировочные группы по настольному теннису, легкой атлетике, дзюдо, спортивным играм, лыжным гонкам, футзалу, которые заменили традиционные уроки физической культуры.
По мнению автора статьи, сформированы новые социально значимые группы учащихся не по признаку паспортного возраста, а по уровню физической зрелости. Расписание занятий было составлено так, чтобы у учащихся оставалось время на подготовку к школе и личную гигиену.
Для школьников с нарушениями в состоянии здоровья (подготовительная и специальная группы) были сформированы группы общей физической подготовки и корригирующей гимнастики.
Таким образом, у каждого ученика появилась возможность заниматься избранным видом спорта независимо от места проживания и обучения. Преподавательский состав кафедры ТиМФК ЧГИФК разработали дневник по физической культуре, в котором контролируется посещаемость и успеваемость учащихся.
Двухлетний эксперимент выявил следующие положительные факторы:
1) процент часто болеющих детей снизился с 37 до 21%;
2) психологи школ утверждают, что у детей появилась уверенность в своих возможностях, проявился интерес к урокам физической культуры;
3) по данным проведенного анкетного опроса, благодаря новой форме проведения занятий снизилось неорганизованное свободное времяпрепровождение;
4) отработана технология педагогического тестирования, которое включает двукратный контроль успешности обучения.

Д.В. ФОНАРЕВ,
к.п.н., доцент,
«Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», № 5, 2005

 

Соотношение нагрузок в тренировочном процессе начинающих тяжелоатлетов

Эксперимент, о котором идет речь, проводился с целью выявления оптимального соотношения тренировочных нагрузок.
Первый вариант предполагал равное процентное соотношение технической и силовой подготовки; во втором варианте силовой нагрузке отводилось 65%, технической подготовке – 35%.
По итогам эксперимента был сделан вывод, что для начинающих тяжелоатлетов именно второе соотношение нагрузок обеспечивает повышение результатов в отдельных соревновательных упражнениях и в сумме двоеборья. Автор считает, что тесты «прыжок вверх» (по Абалакову), «прыжок в длину с места», «кистевая динамометрия», «жим штанги стоя», «жим штанги лежа», «приседание со штангой на плечах», «тяга становая» (становая динамометрия) являются информативными для оценки уровня развития силы определенных групп мышц, выполняющих соревновательные движения.

Ю.Л. ТУШЕР,
«Тренер», № 2, 2005

 

Перспективы развития дзюдо в олимпийском цикле 2005–2008 гг.

В статье говорится о том, что количество занимающихся в ДЮСШ, СДЮШОР по дзюдо в 2004 г. увеличилось по сравнению с 2000 г. почти на 25% и составило около 110 тыс. человек; из них примерно 96 тыс. мужчин и 14 тыс. женщин.
Наибольшее количество занимающихся в спортивных школах по округам: ЦФО (27  тыс. чел.), ЮФО (23 тыс. чел.), ПФО (22 тыс. чел.) и СФО (17 тыс. чел.), наименьшее количество занимающихся в ДВФО и в СЗФО.
При этом нормативы на звание кандидата в мастера спорта выполнили 1530 человек (увеличение на 71,3%), мастера спорта – 302 человека.
Положительная динамика в развитии дзюдо в России и первые выступления российских дзюдоистов на крупных международных турнирах в наступившем году вселяют уверенность в завтрашнем дне этого вида спортивной борьбы в нашей стране.

С.Е.ТАБАКОВ, гл. тренер команды России по дзюдо,
Б.А. ПОДЛИВАЕВ, проф.,
«Тренер», № 5, 2005

 

Комплексный подход к отбору спортивно-одаренных детей в плавании

В статье речь идет о нормативах, разработанных для более точного отбора спортсменов при комплектовании учебно-тренировочных групп, а также своевременного определения и прогноза будущей специализации в плавании, отслеживания динамики спортивных результатов. Для детей 10–12 лет (переход с начальной подготовки к учебно-тренировочной 1–2 годов обучения).

Нормативная возрастная динамика спортивных результатов

В.В. ХРИСТОВ, к.п.н.,
«Теория и практика физической культуры», № 8, 2005

 

Методика развития гибкости у юных пловцов с помощью статических упражнений растягивающего характера

Недостаточный уровень развития гибкости ограничивает амплитуду движений, не позволяет сформировать эффективную технику плавания, ограничивает проявление силы, скоростных возможностей, координации, является причиной повреждения мышц и связок.
Целью исследования было обоснование методики развития гибкости с использованием статических упражнений растягивающего характера на этапе начальной специализации.
Разработаны комплексы упражнений двух видов: избирательной и комплексной направленности. Упражнения подбирались с учетом специфики плавания: для развития гибкости плечевых, голеностопных, коленных, тазобедренных суставов и во всех отделах позвоночника. Кроме того, применялись игры с включением в них статических упражнений растягивающего характера.
Результат исследования показал, что уже через три месяца занятий в развивающем режиме при выполнении статических и динамических упражнений наибольший прирост отмечен в таких тестах, как активное и пассивное сгибание, разгибание рук, выкрут, тест «Бабочка», что говорит о качественном воздействии упражнений на плечевой сустав, гибкость в котором особенно важна для пловцов. Значительный прирост произошел в активном и пассивном сгибании стоп, а также в пассивном разгибании стоп.
Положительные результаты в тестах «наклон вперед» и «мостик» свидетельствуют о качественном воздействии статических упражнений растягивающего характера на гибкость во всех отделах позвоночника.

О.Л. ТРЕЩЕВА, д.п.н.,
Е.В. ПАНОВА,
«Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», № 5, 2005