Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2006

ФИЗКУЛЬТУРА ПОСЛЕ УРОКОВ

 

Юный друг Российской армии

Проект программы оздоровительной смены

Суть идеи: организация при школе оздоровительной смены военно-патриотической направленности по типу военно-спортивного лагеря, с охватом ребят 11–13 лет (пока только своей школы), особенно мальчиков из «группы риска» – с дневным пребыванием (без тихого часа, до полдника, если это будет возможно). В дальнейшем, если детей устроит подобная форма организации их досуга, можно будет сделать его с привлечением ребят других школ или микрорайона.

Ностальгия по прошлому, или Шаг в будущее

Идея организации такой оздоровительной смены возникла не на пустом месте. Поводов достаточно: это ностальгия по прошлому (сама я много раз в школьные годы была в подобном лагере, опыт работы в лагере имею большой).

На протяжении последних пяти лет, работая в должности начальника лагеря, проанализировав нашу деятельность, я пришла к выводу, что ребята из 5–7-х классов как-то самоустранились от его посещения. Опрос показал, что их не устраивает длительное пребывание – в течение всего дня (утомительно), они не желают идти на тихий час, им неинтересно с малышами, не чувствуется дух соревновательности, соперничества, не в чем проявить себя. К тому же военно-патриотическое воспитание стало сейчас острой проблемой, и все начинания, все усилия, направленные на ее решение, заслуживают самой активной поддержки.

Актуален вопрос подготовки к жизни, к службе в армии. Сейчас резко увеличилось число юношей, не желающих служить в ней. Одна из причин, по которой ребята не хотят идти в армию, – слабая физическая подготовленность. Между тем, готовность к армейской службе – это и свидетельство способности молодого человека войти без жестких проблем во взрослую жизнь вообще.

Поэтому подготовку ребят к воинской службе и к жизни нужно начинать как можно раньше и, помимо обычных методов, приемов и средств, проводить ее, например, в пришкольном лагере. А поскольку ежегодно мы организуем две лагерные смены, предлагаю сделать одну – для учеников начальной школы, другую – основной.

Условия реализации программы смены:

– составление плана работы смены;
– подготовка методической литературы в соответствии с программой;
– определение основных направлений работы (готовимся к жизни и армейской службе);
– подбор кадров из числа учителей среднего звена с привлечением учителей физкультуры и ОБЖ, вожатых – лидеров детского движения;
– проведение подготовительных занятий с педколлективом;
– договоренность с воинской частью, интернатом для престарелых;
– анализ реализации.

Цели программы:

– военно-практическое воспитание;
– создание благоприятных условий организации разумного оздоровительного досуга;
– охват учащихся-мальчиков 11–13 лет («группа риска»), отвлечение подростков от пагубных тлетворных влияний;
– пропаганда здорового образа жизни;
– школа подготовки к жизни.

Учитывая возрастные особенности участников смены, предполагается сюжетно-ролевая игра «Юнармеец».

Логика развития смены: каждый взвод или рота (в зависимости от количества ребят), будь то связисты, артиллеристы либо танкисты и т.д., занимаясь общей физической подготовкой, а также военно-прикладной и психологической, начинают готовиться к службе в армии. Результаты занятий ребята реализуют в военно-спортивных играх, спортивных соревнованиях, общественно-полезных делах и других мероприятиях.

Цели на смену:

– военно-патриотическое воспитание;
– создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, организация разумного оздоровительного досуга;
– отвлечение подростков от бесцельного болтания по улицам, от пагубных тлетворных влияний;
– подготовка к жизни и знакомство со службой в армии (военной и альтернативной гражданской).

Учитывая возрастные особенности участников смены, предлагается следующая методика: сюжетно-ролевая игра «Юнармеец». К работе с ребятами привлекаются учителя физкультуры и ОБЖ и, по возможности, – военнослужащие в/ч 3377, с которой у нас налажены тесные дружеские связи. Ребята организуются в роты, те, в свою очередь, подразделяются каждая на три взвода. Командиры взводов – вожатые-лидеры школьного детского движения. Воспитатель – командир роты. Девиз смены – «Нет задач невыполнимых». Из атрибутики: нагрудная нашивка «Юный патриот», погоны со знаками отличия родов войск (например: связисты, артиллеристы) и пилотка.

Задачи смены:

– содействие укреплению здоровья;
– содействие в формировании навыков по самообслуживанию;
– формирование навыков по оказанию первой доврачебной помощи;
– профилактика вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни;
– развитие физических качеств через общую физподготовку и упражнения прикладной направленности;
– информирование ребят об основах подготовки и прохождения воинской службы;
– знакомство с армейским бытом и службой в армии;
– воспитание чувства патриотизма, взаимопомощи и взаимовыручки через общественно полезные дела.

Формы организации досуга:

– практические занятия, организованные своими силами: обучение одному из способов плавания, знакомство с приемами оказания помощи пострадавшему на воде, стрельба из пневматического оружия, сборка и разборка автомата, изучение устройства и принципа действия полевой рации с ее применением на практике в подвижных играх на местности;

– помощь в обработке огородов ветеранам и престарелым, одиноким жителям микрорайона (с разрешения и письменного согласия родителей);
– уборка территории детского сада, прилегающего к школе, покраска малых архитектурных форм и т.п.;
– посильная помощь жильцам дома престарелых (по предварительной договоренности с его администрацией).

Ольга КОСОВА
г. Железногорск,
Красноярский край

Фото Николая ЗУЕВА