Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2006

ШКОЛА

Физическая культура в профильном обучении

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования была одобрена на заседаниях Федерального координационного совета по общему образованию 24.04.2002 и 28.06.2002. В концепции приводятся примерные учебные планы для возможных профилей: естественно-математический, социально-экономический, гуманитарный и технологический. Однако появляются и новые профили обучения в зависимости от потребностей общества и рынка труда.
Ильдар Латыпов предлагает ввести профильное образование в области физической культуры, чтобы ученики могли понять закономерности развития и укрепления собственного тела и серьезно заинтересоваться этим предметом. По мнению автора данной статьи, именно такая профилизация поможет решить одну из важнейших проблем современной школы – недостаток высококвалифицированных преподавателей физической культуры.

За последние годы сложилось устойчивое отставание сферы физкультурного образования от других образовательных направлений. Подрастающее поколение в большинстве своем сравнительно успешно овладевает естественно-научными и гуманитарными знаниями, осваивает производственные и информационные технологии и в то же время физически не готово к трудовой и воинской деятельности, часто не способно противостоять стрессовым воздействиям социума на принципах здорового образа жизни. Эти проблемы стали общенациональными. Очевидно, что такое положение во многом связано с низкой продуктивностью работы системы образования в данном направлении.

От модернизации – к физической культуре

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, цель которого – повысить качество общего образования, обеспечить глубокую и специализированную подготовку учащихся с учетом их индивидуальных склонностей и способностей. Выделены следующие основные профили, которые являются сегодня наиболее востребованными: естественно-математический; гуманитарный; социально-экономический; технологический.

Однако эти профили не исчерпывают всего перечня возможных вариантов. В ряде школ, в зависимости от потребностей учащихся, возможностей школы и местной образовательной сети, вполне могут открываться и другие профили.

Физическое воспитание и спорт в современных условиях охватывают широкую сферу жизнедеятельности человека. Это предъявляет особые требования к уровню профессионализма специалистов, обслуживающих систему физического воспитания и спорта.

По данным Федерального агентства по физической культуре и спорту, на сегодня существует острая проблема обеспечения учителями физической культуры образовательных учреждений. Фактическая средняя нагрузка учителя физической культуры в московской школе составляет более 40 часов в неделю. Сократилось количество детских тренеров, среди них сегодня практически отсутствуют молодые специалисты. Имеется также острая потребность в специалистах по физической культуре в дошкольных учреждениях. Не прекращается отток физкультурных кадров в негосударственные организации. Как следствие, ослабевают и утрачиваются традиции отечественной школы, теряет престиж профессия педагога по физической культуре и спорту.

Предлагаемая нами концепция предполагает, что профильное обучение в области физической культуры в общеобразовательной школе будет способствовать профессиональному самоопределению учащихся в соответствии с профилем избранной специальности и индивидуальными особенностями, формированию устойчивой профессиональной мотивации к овладению педагогической профессией.

Переход к профильному обучению в области физической культуры преследует следующие основные цели:

  • создание условий для самореализации и самоутверждения личности для овладения профессией и включения молодого человека в систему непрерывного профессионального образования в области физической культуры в соответствии с его интересами, способностями и возможностями;

  • обеспечение углубленного изучения образовательной области «Физическая культура»;

  • формирование интереса к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и разработка системы допрофессионального образования учащихся в области физической культуры в рамках профильной дифференциации обучения;

  • обеспечение повышения уровня общей физической подготовленности учащихся, внедрение здорового образа жизни;

  • расширение возможности социализации учащихся; обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием и разрешение проблем перехода от одной ступени обучения к другой в системе непрерывного образования;

  • внедрение в учебный процесс инновационной технологии обучения, физического воспитания и спортивной подготовки учащихся.

Сегодня можно утверждать, что в качестве ведущего компонента учебного предмета «Физическая культура» должны выступать не только способы деятельности, но и соответствующие научные знания. Без понимания сущности явления не может быть и ценностного отношения к нему. Отсутствие понимания такого единства является в настоящее время одной из причин низкой физкультурной активности школьников и должного ее проявления в их образе жизни в целом.

Учебный план школы

Принципы построения рабочего учебного плана школы, реализующей профильное обучение в области физической культуры в 10–11-х классах, основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

Базовый уровень ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, а также с задачами социализации.

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию и профессиональной деятельности.

Обязательными для изучения на базовом уровне для классов спортивно-педагогического профиля являются следующие базовые общеобразовательные предметы: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физика, химия, интегрированный курс обществознания. Остальные учебные предметы изучаются по выбору.

Физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и биология преподаются как профильные общеобразовательные предметы и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников к последующему профессиональному образованию в сфере физической культуры и спорта, педагогического, военного образования и др.

Немалую роль в обеспечении преемственности образования может сыграть введение в школьное образование на старшей ступени новых компонентов (элективные курсы, проектная и исследовательская деятельность), которые определяют необходимость использования новых для школы организационных форм (лекции, семинары, учебные проекты и т.д.) и способов учебной деятельности, во многом характерных для вузовского образования.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Перечень и содержание элективных курсов определяются самой школой. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют несколько функций.

Одни из них могут быть «надстройкой» профильного курса. Тогда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным. Другие элективные курсы могут развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне, а интересующиеся школьники могут удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по выбранному предмету на профильном уровне. Третий тип элективных курсов ориентирован на познавательные интересы отдельных школьников в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного ими профиля, но способствующих их разностороннему личностному развитию.

На занятиях по элективным курсам преобладают вузовские формы их организации и виды учебной деятельности: обзорные и установочные лекции, семинары, коллоквиумы, лабораторно-практические занятия, зачеты. Элективные курсы в профильной школе наряду с собственно профильными предметами становятся базой для понимания программ вузовского обучения и научной литературы. Первый опыт создания элективных курсов показывает, что они и по содержанию, и по методам обучения, как правило, тесно связаны с вузовским образованием. Их изучение в старших классах будет способствовать, в частности, подготовке выпускников школы к обучению в вузе, развитию их профессионального самоопределения.

По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится. При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.

Элективные курсы

Рассмотрим примерные элективные курсы для классов спортивно-педагогического профиля, изучающих образовательную область «Физическая культура» как профильный предмет.

1. Основы профориентации и введение в педагогическую деятельность. Цель курса – формирование интереса школьников к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и ознакомление с основными формами и видами его педагогической деятельности.

2. Изучение элективного курса «История физической культуры и основы олимпийского образования» охватывает разделы: «История развития физической культуры и спорта в России» и «Основы олимпийского образования».
Основные задачи курса:

– раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества на разных этапах развития;
– показать становление и развитие физической культуры в России в разные периоды существования государства;
– способствовать повышению общей культуры, расширению кругозора, углублению олимпийских знаний учащихся.

3. Психолого-педагогические основы физического воспитания. Цель курса – формирование у школьников общих основ психолого-педагогических знаний в области физической культуры.
Программой предусмотрено изучение следующих разделов курса: «Введение в психологию физического воспитания», «Психологические особенности воспитания школьников в процессе занятий физической культурой», «Общие основы педагогики», «Основы теории обучения и воспитания».

4. Основы анатомии, физиологии и гигиены физического воспитания. Цель курса – на основе системного подхода ознакомить учащихся с основами научных знаний о целостности организма человека, сформировать понимание общих и наиболее важных закономерностей функционирования организма в различные возрастные периоды жизнедеятельности, научить комплексно и целенаправленно применять гигиенические факторы и естественные силы природы в оздоровительных целях и при занятиях физической культурой и спортом.

5. Основы теории и методики физического воспитания и спорта. Цель курса – формирование у школьников целостного представления о профессиональной деятельности специалиста в области физической культуры и спорта.
Изучение данного курса позволит углубить знания учащихся в области физической культуры, даст им возможность понять особенности формирования двигательных умений и навыков, развития двигательных способностей в процессе физического воспитания. В программе рассматриваются общие черты и закономерности физического воспитания и спорта как педагогически направленного процесса использования факторов физической культуры в образовательно-воспитательных целях, основные задачи, решаемые в процессе физического воспитания и спорта; используемые для этого средства и методы, принципы построения занятий и управления их эффектом и т.д. В то же время, содержание курса имеет выраженный пропедевтический характер, что предполагает особенно тщательную адаптацию сложного теоретического материала (с оправданным упрощением) применительно к уровню подготовки учащихся спортивно-педагогического класса.

6. Приобщение школьников к исследовательской деятельности позволяет с успехом решать многие образовательные проблемы, например, связанные с индивидуальным подходом, уровневой дифференциацией, созданием положительной учебной мотивации, более глубоким и неформальным усвоением программы обучения, профессиональной ориентацией. Исследовательская работа учащихся позволяет выявить задатки и склонности, развить их и сформировать способности.
Именно поэтому в классах спортивно-педагогического профиля целесообразен элективный курс «Введение в научное исследование в физическом воспитании», рассчитанный на 34 учебных часа в 11-м классе. Цель курса – познакомить школьников с основными методами организации и проведения научного исследования в физическом воспитании, обучить умениям и навыкам исследовательской работы в области физической культуры.

Ильдар ЛАТЫПОВ,
к.п.н., РГУФК
Москва