Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2006

НАУКА – УЧИТЕЛЮ
Подготовила Ирина БОГДАНОВА

О чем пишут в журналах?

Особенность коррекции децелерации развития смоленских школьников средствами физической культуры

Авторы данной статьи указывают, что децелерация выражается в замедлении темпов роста и формирования, учащении случаев дисгармонического развития и дефицита массы тела, снижении функциональных резервов организма. Причинами децелерации являются: неблагоприятные климатогеографические, экологические, социально-экологические условия жизни. Авторы считают, что наиболее значительное улучшение физического развития и физической подготовленности 12–16-летних школьников основной медицинской группы происходит при следующем сочетании видов двигательной деятельности: общеразвивающие физические упражнения – 20%, циклические упражнения – 50% и элементы спортивных игр – 30% на уроках физической культуры.
Для школьников подготовительной медицинской группы на уроках физической культуры: общеразвивающие физические упражнения – 20%, циклические упражнения на выносливость – 20%, элементы спортивных игр – 20%, специальные корригирующие и реабилитационные упражнения – 40%.
Наиболее выраженное оздоровительно-развивающее воздействие на учащихся с отклонениями в состоянии здоровья оказывают комплексные уроки физической культуры, включающие дозированные ходьбу и бег, общеразвивающие упражнения и игры.
Авторы статьи приводят примерное содержание комплексных уроков для школьников подготовительной медицинской группы.

Дети младшего школьного возраста (7–10 лет)

  • 1-й этап (1–8 уроки). 1–2 уроки: ускоренная ходьба 200 м преодолевается за 2 мин 20 сек; бег – дистанция 800 м преодолевается за 5 мин 40 сек; ОРУ – 15 мин; игры – 20–25 мин.
    На каждых двух последующих уроках (3–4; 5–6; 7–8) дистанция ускоренной ходьбы увеличивается на 40 м, а время ее прохождения, начиная с 5-го урока, уменьшается на 10 сек; дистанцию бега увеличивают соответственно на 50 м, а время ее пробегания уменьшают на 8 сек.

  • 2-й этап (9–20 уроки). Ускоренная ходьба – 400 м – преодолевается за 4 мин 30 сек; бег 800 м – за 5 м 30 сек; ОРУ – 15 мин. На 10–20 уроках – дистанция ускоренной ходьбы – 350 м, бега – 900 м, время пробегания 6 мин.

  • 3-й этап (21–40 уроки). Ускоренная ходьба – 400 м – за 4 мин 30 сек; бег 900 м – за 6 мин; ОРУ – 20 мин; игры – 15 мин. На 21–30 уроках дистанция увеличивается до 1500 м. Скорость ходьбы и бега не изменяется. ОРУ – 15 мин; игры – 15–20 мин. Предельная частота (ЧСС) – 120–130 уд/мин после ходьбы, после бега – 130–140 уд/мин, после игры – 130–150 уд/мин.

Средний школьный возраст

  • 1-й этап (1–8 уроки). 1–2 уроки: ходьба 450 м за 4 мин 40 сек; бег 800 м за 5 мин 40 сек; ОРУ – 20 мин; игры – 15 мин. На 3–8 уроках: ускоренная ходьба 500 м за 5 мин 12 сек; бег 1300 м за 6 мин 30 сек; ОРУ – 15 мин; игры – 15–20 мин.

  • 2-й этап (9–20 уроки). Содержание 9–20 уроков: ходьба 500 м за 5 мин; бег 1300 м за 8 мин 10 сек; ОРУ – 15 мин; игры – 20 мин.

  • 3-й этап (21–40 уроки). 21–22 уроки: ходьба 800 м за 6 мин 40 сек; бег 1600 м за 10 мин; ОРУ – 15 мин; игры – 20 мин.
    На 23–40 уроках: ходьба 1000 м за 8 мин 20 сек; бег 2000 м за 12 мин 20 сек; ОРУ 15 мин; игры 20 мин; ЧСС после ходьбы – 130–140 уд/мин, после бега 150–160 уд/мин, после игры 150–160 уд/мин.

Старший школьный возраст

  • 1-й этап (1–8 уроки). 1–2 уроки: ходьба 450 м за 4 мин 40 сек; бег 900 м за 6 мин; ОРУ – 15 мин; игры – 20 мин; 3–8 уроки: ходьба 500 м за 5 мин; бег 1300 м за 8 мин; ОРУ – 15 мин; игры – 20 мин.

  • 2-й этап (9–20 уроки). 9–10 уроки: ходьба 500 м за 5 мин; бег 1000 м за 6 мин; ОРУ – 15 мин; игры – 20 мин.
    11–20 уроки: ходьба 550 м за 4 мин 30 сек; бег 1700 м за 12 мин; ОРУ – 15 мин; игры – 20 мин.

  • 3-й этап. 21–40 уроки: ходьба 700 м – 6 мин, бег 2500 м за 14 мин 30 сек; ОРУ – 15 мин; игры – 20 мин.
    ЧСС после ходьбы – 120–130 уд/мин, после бега – 150–160 уд/мин, после игры – 150–170 уд/мин.

И.И. БАХРАК, д.м.н., проф.,
С.В. БАРКОВ, к.п.н.,
Л.В. ВИНОГРАДОВА, к.м.н.
«Теория и практика физической
культуры», № 7, 2005

 

Мониторинг физической подготовленности дошкольников Тюмени: первые результаты, первые обсуждения

Обучение элементам стрельбы юных биатлонистов необходимо для формирования рациональной техники ведения быстрой и точной стрельбы из положения стоя и лежа. Основными элементами техники стрельбы являются: изготовка, прицеливание, нажим на спусковой крючок и произведение выстрела.
Автор предлагает следующие специальные стрелковые упражнения.

I. Стрелковые упражнения для разучивания и совершенствования изготовки стоя:

1. Стрельба со стойки для винтовки.
2. Передвижение вперед и назад в позе изготовки (принять позу изготовки, поставив ступни ног на одной линии. Медленно пройти вперед 5–7 шагов (ступня к ступне), стараясь не выпускать из прицела мишень и не нарушая изготовки.
3. Сохранение позы изготовки, стоя на деревянных брусках, рельсах, подвижной опоре.
4. Стрельба без патронов.
5. Удержание позы изготовки и выполнения правильного прицеливания в течение 3–5 мин.
6. Стрельба по черному кругу.
7. Чередование выстрелов патронами с выстрелами вхолостую.
8. Для совершенствования устойчивости оружия в изготовке стоя применение различных по весу винтовок.
9. Стрельба после задержки дыхания, на неполном и полном выдохе.
10. Стрельба с преодолением сопротивления в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

II. Специальные упражнения для разучивания и совершенствования изготовки лежа:

1. Принять позу изготовки, прицелиться. Сохранить позу 2–3 мин.
2. В положении изготовки перемещать ноги и туловище, принимая левый локоть за ось вращения.
3. Стрельба со станка.
4. Стрельба с упора.
5. Стрельба с уменьшенного упора.
6. Стрельба без патронов.
7. Стрельба по черному кругу.
8. Стрельба по белому листу.

III. Специальные упражнения для разучивания прицеливания:

1. Стрельба со станка.
2. Стрельба без патронов.
3. Стрельба по черному кругу.
4. Стрельба на кучность.
5. Стрельба после задержки дыхания, на неполном и полном выдохе.
6. Подводка мушки по габариту различных фигур (круг, треугольник, квадрат) с целью упорядочения хаотических движений ствола.

IV. Специальные стрелковые упражнения для овладения спуском:

1. Нажатие на спусковой крючок без использования какой-либо точки опоры.
2. Попеременное движение указательным пальцем вперед и назад.
3. Тренировка в спуске в темном помещении или с закрытыми глазами.
4. Контроль за работой пальца осуществляет один из товарищей по команде.
5. Упражнение для устранения ошибок при спуске курка. На кончик указательного пальца надеть свернутый из бумаги колпачок. Наблюдать за скоростью движения кончика колпачка.

И.Г. ГИБАДУЛЛИН, к.п.н.
«Детский тренер», № 1, 2005

 

Разработка соревнований с оздоровительной направленностью (на примере бокса)

Проведение соревнований с оздоровительной направленностью – таково авторское предложение. В частности, был проведен турнир боксеров 11–13 лет под девизом «Здоровье, гармоничное воспитание и образование». К участию в соревновании были допущены новички. Боев на ринге не было, а значит, и травмы были сведены к нулю. Программа соревнований имела следующие разделы:
– нормативы по теоретической подготовке (значение физической культуры и спорта, история развития бокса, техника и тактика бокса, контроль и самоконтроль при занятиях спортом);
– сдача контрольных нормативов по общей физической подготовке (бег 30 м, челночный бег 3ґ10 м, гибкость, подтягивание, 6-минутный бег);
– сдача контрольных нормативов по специальной физической подготовке (регистрация времени удара левой и правой рукой и количества ударов за 9 сек на специальном приборе, броски набивного мяча, прыжки со скакалкой);
– демонстрация технико-тактической подготовленности (выполнение защитных действий и передвижений, техника выполнения ударов, характеристика боя на различных дистанциях).
В заключительный день турнира – прохождение полосы препятствий, где от участников требовалось проявление быстроты, гибкости, силы, ловкости, выносливости, выдержки, смекалки.

Р.Х. АМИНОВ, к.п.н.
«Теория и практика физической культуры», № 8, 2005