Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2006

 


УРОК


Техника и методика обучения школьников выведению соперника из равновесия с последующим броском

Факторы, влияющие на качество приема

1. Приложение силы к противнику и скорости прохождения этой силы.
2. Амплитуда движения.
3. Рациональное приложение силы, используемой для технического действия.

Задача приема

В короткий момент времени нейтрализовать агрессивные действия атакующего.

Описание приема

Благоприятные условия: противник напирает, кладет руку на плечо.

Подготовка:

а) уход в сторону от направления усилия противника;
б) раскручивание противника вокруг себя.

Проведение приема

Оба партнера становятся друг против друга. Атакующий кладет руку на плечо защищающегося. Последний делает шаг ногой в сторону разноименной стопы атакующего, одновременно захватывает рукой одноименное запястье атакующего, а разноименной рукой захватывает часть руки перед локтевым изгибом, тянет руку в одноименную сторону и немного вверх. Ставит одноименную стопу круговым движением к своей стопе и разворачивается на 180°. После разворота тянет атакующего вниз, после чего противник падает лицом вниз. Если противник не упал, нужно развернуться всем корпусом на 180° лицом к атакующему и потянуть руку в противоположную сторону и немного вверх.

Схема проведения приема. Черный – атакующий. Белый – защищающийся.

1. Подготовка действия.

2. Выведение соперника из равновесия.

3. Начало броска лицом вниз.

4. Если бросок лицом вниз не получился, развернуться на 180° и потянуть в противоположную сторону и немного вверх.

5. Завершающее действие – бросок. После броска можно ногой блокировать голову.

Характерные ошибки

1. Забывают вытянуть противника из равновесия на носки движением рук.
2. Недостаточное вращение и использование силы своего корпуса.
3. Недостаточное отшагивание.

Исправление ошибок

Добиться одновременного рывка руками, разворота туловища и затягивания.

Методические указания

Начинать обучение лучше всего с акробатических упражнений, изучения стоек и передвижений, позволяющих правильно выполнить данный прием. Желательно использовать игровые методы работы в парах. С первых уроков обращать внимание на четкую организацию занятий, добиваясь необходимой дисциплины. Школьники очень эмоциональны и, испытывая желание лучше и быстрее добиться желаемого результата, могут допустить ошибки, которые приводят к травматизму и неправильному заучиванию техники.

Итак, рядом находятся несколько пар. Каждая пара должна внимательно наблюдать за остальными парами для того, чтобы находиться друг от друга на достаточном расстоянии во избежание травматизма. Это способствует воспитанию взаимной координации движений, что значительно повышает у детей интерес к занятиям.

Освоив одно действие, переходите к изучению следующего, постоянно совершенствуя предыдущее. Необходимое условие для качественного применения – самоконтроль, преодоление самого себя, чему способствует медитация, которой следует уделять внимание. Движение желательно «разбить» на несколько действий: изучайте одно за другим, постепенно переходя в одно движение.

Для прочного закрепления техники в начале изучения следует уделять не менее двух часов, условно разделив их на три части: а) подготовительная – медитация, разминка, акробатика – 15–20 минут; б) основная – от 1 часа 10 минут до 1 часа 20 минут – отводится на изучение приема; в) заключительная – до 20 минут – на совершенствование изученного ранее, упражнения на гибкость и успокаивающее дыхание.

При проведении действия следует учитывать, что оно предъявляет высокие требования к подвижности плечевого сустава, ног, корпуса, головы. Поэтому необходима тщательная разминка с использованием упражнений для развития гибкости и подвижности всего опорно-двигательного аппарата. Разминку начинать лучше всего с проработки периферийных частей тела, постепенно переходя к остальным.

Совершенствование

Важен ритм, скорость и свобода в движениях.

Примерные упражнения, используемые для изучения данной техники

1. Медитация. Следует сосредоточить внимание на диафрагмальном дыхании, то есть без задействования межреберных мышц, сохраняя неподвижно грудную клетку, на вдохе выпячивая, на выдохе втягивая в себя мышцы живота. Вдох нужно делать через нос, а выдох – через рот.

2. Стойки. Выбрать наиболее удобные положения тела при проведении технического действия и маневрирования. Туловище слегка наклонить, руки согнуть в локтях и выставить перед собой с разжатыми пальцами. Центр тяжести должен находиться между стоп.

3. Передвижения. Принять стойку и выполнить действие с мнимым противником («борьба с тенью»), следя при этом за движением рук, ног и корпуса. При перемещении стопы «скользят», слабо отрываясь от пола, а центр тяжести находится между стоп.

4. Акробатические упражнения: кувырки вперед, назад, через правый и левый бок, повороты, развороты в прыжке, падение на руки.

5. Игровые упражнения:

– пара становится в круг, прислоняясь друг к другу плечом. Руки заводятся за спину, стойка на одной ноге. Задача – вытолкнуть противника из круга;
– пара становится лицом друг к другу на одну линию, одной рукой партнеры стараются столкнуть друг друга с линии.

6. С гантелями в руках поднять согнутые руки перед собой и начать повороты туловища и рук в одну и другую сторону, при этом ноги остаются на месте.

7. Взять бинт-резину, за оба конца привязанную к шведской стенке, и осуществить повороты туловища, переставляя ноги с усилием рук и поворотом корпуса. Осуществляется как лицом, так и спиной к стенке.

Тигран АРУТЮНЯН,
преподаватель ОБЖ и физического воспитания лицея № 6
г. Красноярск