Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2006

ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

 

Истины, о которых нельзя забывать

Здоровье – драгоценный дар, который человек получает от природы. Недаром в народе говорят: «Здоровому – все здорово». Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда. А не только в те моменты, когда в организме человека начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя подчас от них невозможного. Какой бы современной медицина ни была, она не всесильна.

Вряд ли можно найти родителей, которые не хотели бы, чтобы их дети росли здоровыми. Однако, как добиться этого, многие не знают. Некоторые вообще считают, что нескольких уроков физкультуры вполне достаточно. Нет, не достаточно, это капля в море. Необходимы регулярные тренировки 3–4 раза в неделю по 2–3 часа, и лучше, если нагрузка не будет носить циклический характер.

Во многих семьях все занятия физкультурой сводятся к 10-минутной зарядке, чтобы только не пропускать из-за болезни занятия музыкой, иностранными языками, математикой. А в связи с этим многие дети испытывают недостаток в мышечной работе. И, как следствие, снижение мышечной активности приводит к гиподинамии. В переводе это слово обозначает малоподвижность. Понятие безобидное, но за ним скрывается и атрофия мышц, и уменьшение жизненной емкости легких, перебои в работе сердца, одышка при боли, быстрое утомление.

Мало еще и недостаточно четко представляют родители и дети жизненную необходимость активных движений, физических упражнений и занятий спортом. За последние годы число больных детей катастрофически возросло. Ритм современной жизни вызывал нервные перегрузки, а научно-технический процесс породил целый комплекс неблагоприятных факторов, ослабляющих иммунитет человека. В итоге резко пошла вверх кривая простудных, сердечно-сосудистых заболеваний, болезней позвоночника, обмена веществ. Бороться с этими болезнями можно. Физическая культура и спорт являются мощнейшим средством профилактики. Еще в ХVIII веке знаменитый французский врач Тиссо говорил: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения». Наши болезни – это следствие обыкновенной лени и отсутствия элементарной культуры не только у детей, но и у родителей. Но зачем доказывать простые истины? Еще великий русский врач Н.И. Пирогов говорил, что есть истины, которые необходимо повторять и доказывать без конца.

Данные углубленного медицинского осмотра за 2002–2003 учебный год и для сравнения данные медосмотра за 1997–1998 учебный год:

К первой группе относятся дети с основной группой здоровья, вторая группа – подготовительная, третья – специальная, четвертая – инвалиды.

I – посещает уроки физкультуры и выполняет все требования программы.
II – посещает уроки физкультуры, но не выполняет определенных упражнений, запрещенных медицинскими показателями в зависимости от заболеваний.
III – дети, относящиеся к спецгруппе, не посещают уроков физкультуры.

У врачей есть более строгая градация подростков на подгруппы. Но наши данные совершенно другие.

I группа – абсолютно здоровые дети, генофонд. Их в школе № 17 всего 123 человека из 1249 учащихся.
II группа – дети с одним или двумя заболеваниями острого характера – 973 человека.
III группа – с хроническими болезнями – 149 человек.
IV группа – инвалиды.

Увеличение роста заболеваемости:

Добавим ряд других болезней, которыми дети в 1997–1998 гг. не болели:

  • Диффузное увеличение щитовидной железы – 48;

  • Сахарный диабет – 2;

  • Задержка полового развития – 58;

  • Вегето-сосудистая дистония – 157.

Вывод следующий: состояние здоровья детей год от года ухудшается.

Родители предпочитают идти совершенно другим путем в лечении детей. Они искренне верят в «волшебную силу лекарств», но ведь здоровье в аптеке не купить. Безусловно, лекарственные препараты могут принести большую пользу в случае острых заболеваний, но для профилактики заболевания они никакой роли не играют. Кроме этого, многие лекарственные препараты наряду с полезным действием вызывают вредные побочные эффекты: нарушают течение обменных процессов, деятельность различных внутренних органов, эндокринных желез. Но наиболее опасное побочное влияние оказывают антибиотики, вызывая идиосинкразию – заболевание, которое характеризуется повышенной чувствительностью к некоторым веществам, в том числе к пенициллину, йоду, брому, что ведет к появлению сыпи, экземы, бронхиальной астмы.

Самыми лучшими лекарственными средствами являются те, которые стимулируют наши собственные целебные силы и повышают сопротивляемость организма, его устойчивость к воздействию микробов и других вредоносных факторов. Этим средством является здоровый образ жизни и использование естественных защитно-приспособленных сил организма:

1) режим дня;
2) закаливание;
3) рациональное питание;
4) физическая культура и спорт – важнейший фактор оздоровления организма.

Разные виды физической активности неодинаково влияют на различные системы в организме человека. Научные исследования позволили сформировать представление об «оздоровительной стоимости». Применяется даже «ценностная шкала», в которой виды двигательной активности расположены по увеличению их оздоровительного воздействия:

1) бег, легкая атлетика;
2) плавание;
3) велосипедный спорт;
4) баскетбол;
5) большой теннис;
6) ручной мяч;
7) футбол;
8) волейбол и т.д.

Доказано, что бег улучшает кровоток во всех внутренних органах, включая мозг. Последнее особенно ценно, так как обеспечивает энергетическую базу для совершенствования мозговой регуляции и психической деятельности. Значительное улучшение обменных процессов происходит за счет повышения микроциркуляции – кровотока в сосудах малого диаметра. Заметные положительные изменения в состоянии нервной системы наблюдаются после систематических базовых занятий. Улучшаются зрение, слух, преобладает положительное эмоциональное состояние, значительно повышаются мыслительные возможности. Нагрузки циклического характера благоприятно отражаются на деятельности эндокринной системы, обеспечивающей нормальные процессы роста и развития. Возникающий при беге антигравитационный эффект способствует притоку венозной крови от нижней половины тела в грудную полость, тем самым укрепляя сердечно-сосудистую систему.

Весьма благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему оказывает плавание, которое способствует увеличению ее мощности, экономичности. При плавании снижается утомление нервной системы, улучшается сон. Занятия в бассейне могут эффективно использоваться для профилактики сутулости, сколиоза и других нарушений осанки.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Ученые пришли к выводу, что для эффективного оздоровления, профилактики массовых респираторных заболеваний необходимо тренировать самое ценное качество – выносливость. Чтобы не быть голословными, мы провели научный эксперимент. Взяли одну группу – экспериментальную – это учащиеся школы № 17 (5 девушек, 5 юношей) 1986–1987 годов рождения, и контрольную группу спортсменов, занимающихся лыжными гонками, биатлоном, хоккеем, гимнастикой, также 5 девушек и 5 юношей 1986–1987 годов рождения.

В городском врачебно-физкультурном диспансере у всех 20 подростков взяли физические данные: вес, рост, окружность грудной клетки, спирометрию, силу спины, силу правой и левой кисти.

Наш эксперимент доказал, что спортсмены намного физически крепче своих сверстников, не занимающихся физкультурой и спортом. Они выше ростом, стройнее, сильнее, меньше болеют. Кроме того, спортсмены более дисциплинированы, настойчивы в достижении цели, им присуще чувство коллективизма и взаимопомощи. Физическая культура и спорт – путь к силе и красоте, путь к здоровью без лекарств. Самое большое богатство любого государства – это дети, будущее нации, и они должны расти здоровыми, чтобы в перспективе смогли решать стоящие перед нами сложные задачи в условиях эмоциональных, физических и психологических нагрузок.

Практическая значимость нашей работы огромна. Результаты исследования были представлены на школьной научно-практической конференции, на классных часах, на родительских собраниях. Это позволило заинтересовать администрацию школы, которая при планировании учебно-воспитательной работы на новый учебный год хочет особое внимание уделять именно блоку физкультурно-оздоровительных мероприятий, что нас радует.

Надежда КРЮКОВА
Тобольск

А как у них?

В последние годы в Германии значительно выросло число толстых детей и подростков: около четверти из них страдают от избыточного веса. 10% немецких детей дошкольного возраста слишком толсты, при этом 80% малышей с избыточным весом остаются толстяками на всю жизнь. Медики полагают, что основной причиной ожирения является сокращение расхода энергии. В немецкой начальной школе на занятия физкультурой ежедневно выделяется один час, в течение которого непосредственно спортом юные школьники занимаются не более 15 минут. Дома они до четырех часов в сутки просиживают перед телевизором, а мяч гоняют не на улице, а по монитору компьютера. При этом дети непрерывно что-то жуют.

Теперь в ряде федеральных земель ФРГ принято решение отменить традиционные школьные автобусы и таким образом побудить подрастающее поколение больше и чаще двигаться, чтобы избавиться от лишнего веса. Каждое утро в четко обозначенное время группы школьников в желтых светоотражающих жилетах колоннами по три человека с хорошим настроением и по привычному маршруту следуют в школу, которая иногда расположена в 2–5 км от дома. На пути следования есть еще 2–4 остановки, на которых в «пешкарус» «садятся» другие ученики. Юных «пассажиров» сопровождают несколько взрослых из числа сотрудников школы, которые не упускают случая ознакомить воспитанников с правилами дорожного движения.

Учителя от нововведения в восторге. Они утверждают, что по дороге дети имеют возможность обсудить все проблемы с друзьями, подышать свежим воздухом. В итоге возрастает их способность сконцентрироваться и усваивать знания. Этот проект немецкого профессора спортивных наук Вольфа-Дитриха Бреттшнайдера, впервые запущенный в западногерманском Падеборне, в ноябре 2005 года был одобрен участниками Всемирной конференции Международной ассоциации высших школ физического воспитания в Лиссабоне.

По материалам Агентства медицинской информации