Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2006

 


МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Нижегородская область

Целевой подход в физической подготовке школьников

Предлагаемые конкретные величины параметров нагрузок представлены как примерные, указывающие общую стратегию их распределения и возможности применения. В своей практической работе преподаватели могут их изменять с учетом специфики условий мест занятий, индивидуальных и возрастных особенностей контингента занимающихся, а также уровня их физической и технической подготовленности.

Технология целевой физической подготовки – один из оптимальных методических подходов, основанный на ориентации двигательных заданий на специфику контрольного (зачетного) норматива. Предлагаемый к рассмотрению материал включает описание и обоснование данного подхода, а также конкретные модели реализации. Представленная методика апробирована в школах Нижнего Новгорода и области учителями высшей категории по разделам образовательной программы: лыжная подготовка (СОШ № 66 – П.Б. Гагарин), гимнастика (СОШ № 171 – Н.Ф. Веренцов), легкая атлетика (Перевозская СОШ – Н.И. Павлова).

Ниже представлена система использования указанной технологии на примере лыжной подготовки (для 1–4-х классов).

Первый шаг технологии целевого проектирования – выявление особенностей целевого (контрольного) урока.

Под целевым контрольным уроком по лыжной подготовке подразумевается тот последний урок в четверти, когда ученики выполняют норматив по преодолению дистанции, протяженность которой указана в соответстующем разделе образовательной программы для конкретного возраста. Методика организации такого урока отличается от подготовительных уроков тем, что он построен как соревнования по лыжным гонкам. Так, в подготовительной части урока проводится специальная разминка, «настраивающая» деятельность всех систем организма на целевое задание – гонку на определенную дистанцию. Преподаватель распределяет учеников на старте и дает им установку на то, как необходимо наилучшим образом распределить свои силы на дистанции. Это является своего рода отдыхом между началом старта и окончанием разминки.

Основная часть урока связана с целевым заданием – прохождением контрольной дистанции. Здесь, как известно, исходят из того, что в школьной программе есть нормативы для определения контрольной дистанции как в ее длине, так и в показанных учащимися результатах, по которым и определяется итоговая оценка по 5-балльной системе.

Объем соревновательной нагрузки для первоклассников – «1000 метров без учета времени» – предполагает непрерывное (то есть без отдыха) прохождение этой дистанции с умеренной скоростью. Такая оптимальная скорость, как правило, связывается с физиологическим понятием «истинное устойчивое состояние». Это означает, что при выполнении данного упражнения у ребенка наблюдается слаженное действие всех функциональных систем организма, не наблюдается чрезмерной одышки, так как сколько дыхательная система «запрашивает» кислорода, столько легкие его и поставляют.

Приблизительно такое же описание можно представить и для норматива «2000 метров без учета времени» для 2–4-х классов. Такая нагрузка в 2 раза превышает норматив «1000 метров с учетом времени». Обоснованием здесь может служить тот факт, что для развития специальной выносливости применительно к целевой дистанции ученик должен уметь преодолевать и более длинные дистанции, но со скоростью, меньшей, чем на целевой дистанции.

Контрольный норматив «1000 метров с учетом времени» подразумевает преодоление этой дистанции с оптимальной для нее соревновательной скоростью, которая определяется как целевая в плане ее «наработки» на подготовительных уроках. Здесь важно не просто преодолеть заданное расстояние, но и показать максимальное для себя время, на основе чего и будут выставляться оценки за это задание.

Заключительная часть контрольного урока подразделяется на «блок» заданий по восстановлению организма после соревновательной нагрузки и «блок» подведения итогов урока с объявлением результатов и соответствующих оценок за них.

Второй шаг связан с разработкой содержания подготовительного цикла уроков по лыжной подготовке для учащихся младших классов. Методическим обоснованием данного шага является следующее положение.

Тренировочную деятельность можно представить как цепь следующих друг за другом тренировочных воздействий, в роли которых выступают реализация тренировочных заданий и циклы реализации. В качестве основы целостной оценки степени специализированности тренировочных заданий и их циклов принята степень их сходства (различия) с соревновательными заданиями по показателям объема и интенсивности используемых нагрузок, а также показателям отдыха и количества повторений упражнений.

Исходным положением при разработке технологии подготовительного цикла уроков по лыжной подготовке для учащихся младших классов явилось известное в теории спортивной тренировки положение о диалектике взаимосвязи общей и специальной подготовки. Особенности динамики их взаимоотношений предполагают, что на первых этапах преобладает общая подготовка. Далее, чем ближе к соревнованиям (контрольно-целевому уроку), тем доля специальной подготовки все более и более нарастает.

В нашем случае это можно рассмотреть следующим образом. Первые 2/3 цикла уроков посвящены общей подготовке. Это связано с плавным, равномерным увеличением объема нагрузки, в частности, преодолеваемой дистанции, где происходит «врабатывание» организма и подготовка его к специальным нагрузкам. Последняя треть занятий направлена преимущественно на «привыкание» к соревновательной (целевой) скорости применительно к контрольной дистанции.

Такая работа, как правило, строится на основе повторных заданий, где скорость прохождения дистанции – околосоревновательная, то есть ±10% от нее. По мере приближения к контрольному уроку длина дистанции снижается до околосоревновательной, отдых и количество повторений отрезков сводится к минимуму, что диктуется логикой контрольно-целевого задания.

С учетом выявленных недостатков и положительных сторон в построении подготовительных циклов, используемых традиционно в лыжной подготовке, были разработаны варианты урочных заданий для учащихся младших классов, которые представлены на рисунках 1, 2, 3. Они предполагают, что на основе учета особенностей предстоящего контрольно-целевого урока этапы подготовки к нему могут осуществляться в диапазоне всего подготовительного периода третьей учебной четверти, но в различной степени ее «приближенности». Такое построение занятий исходит из следующих положений:

1. В основе содержания занятий лежит реализация тенденции по выработке специальной работоспособности применительно к нагрузке предстоящего целевого урока.

2. Соответственно обеспечивается оптимизация структуры динамики показателей специализированности заданий на уроках и их целесообразных взаимоотношений между собой.

3. По мере приближения к целевому уроку специализированность нагрузки увеличивается до максимума, но с учетом их пределов, определяемых нормативами школьной программы по разделу «лыжная подготовка».

Многочисленные работы свидетельствуют о существенности фактора специализированности в построении тренировки и всевозможных отрицательных явлениях, связанных с игнорированием его учета.

Это говорит о важности определения меры фактора «специализированности», в качестве которой в нашей работе выступают показатели оценки специализированности модельно-тренировочных заданий с учетом нагрузки, сходной с целевой, – соревновательной нагрузкой.

Длительность всего подготовительного цикла принята на основе данных учебного плана, а также опыта проведения занятий по данному разделу образовательной программы. Анализ литературы показывает, что структура построения таких занятий многими авторами вообще не связывается с параметрами предстоящей целевой нагрузки, в частности, с их объемом и интенсивностью. Именно тезис об ориентированности построения тренировочных заданий, начиная с первых уроков учебной четверти, на конкретную программу контрольно-соревновательного урока подсказал нам целесообразность внедрения обсуждаемого подхода.

При анализе графиков динамики показателей нагрузки на подготовительных циклах уроков по лыжной подготовке (рисунки 1, 2, 3) следует отметить следующее.

Рис. 1.

Рис. 1. Динамика объема и интенсивности нагрузок по лыжной подготовке в четвертном цикле для 1-го класса

Рис. 2.

Рис. 2. Динамика объема и интенсивности нагрузок по лыжной подготовке в четвертном цикле для учащихся 2–4-х классов

Рис. 3.

Рис. 3. Динамика показателей времени отдыха и количества повторений упражнений (КПУ) в четвертном цикле уроков по лыжной подготовке для учащихся 2–4-х классов

Для учащихся первых классов основная задача уроков по лыжной подготовке, наряду с изучением элементов техники, – достичь объемного показателя для контрольного урока – 1000 метров. С учетом постепенности наращивания длины дистанции на представленном графике наблюдается «ступенчатая» форма динамики этого показателя. Например, на уроке № 6 ученики преодолевают дистанцию в 600 метров, а на уроке № 7 – закрепляют это достижение повторным прохождением этой дистанции. На уроке № 8 объем возрастает до 700 метров, а на уроке № 9 этот уровень стабилизируется и т.д. Последние три урока желательно запланировать на выполнение контрольного норматива – «1000 метров без учета времени». Такое количество (три урока) продиктовано опытом проведения занятий по лыжной подготовке, что связано с неустойчивыми погодными условиями, а также представлена возможность повторного контрольного урока для отстающих или пропустивших одно из этих занятий по каким-либо причинам.

Значения интенсивности здесь жестко не определяются. Но представлены ее ориентировочные границы, в «зоне» которых рекомендуется планировать текущие нагрузки. Величина интенсивности постепенно нарастает, начиная с 55%+5% на первых уроках до 100% целевой скорости (то есть той, которая планируется на дистанции 1000 метров) для последних трех уроков в четверти. И хотя, как правило, увеличение метража нагрузки принято связывать с уменьшением скорости преодоления тренировочной дистанции, и наоборот, увеличение скорости ведет к снижению в целом планируемого расстояния, в данном случае наблюдается тенденция их параллельного нарастания. Здесь подсказал опыт работы с первоклассниками: по мере освоения техники лыжных ходов в пределах предложенных величин объема нагрузок возможно и целесообразно их взаимное прогрессирование.

Поскольку показатели величин соревновательной нагрузки во 2-м, 3-м, 4-м классах одинаковы, на рисунках 2 и 3 представлена ориентировочная стратегия их динамики на весь подготовительный цикл третьей учебной четверти.

Как видно из графиков, здесь наблюдается равномерное наращивание объемного показателя нагрузки – длины преодолеваемых дистанций, «пик» которого приходится на уроки №№ 9–10 (первые 2/3 цикла занятий). Им соответствует величина контрольного норматива «2000 метров без учета времени. Последующие уроки предполагают снижение величины этого показателя вплоть до целевого – 1000 метров, которые необходимо будет преодолевать на двух последних уроках № 15 и № 16. Общую длину дистанций на этих занятиях предполагается выполнять отрезковой работой, протяженность которых, а также другие показатели нагрузки представлены ниже при описании тренировочных заданий (таблица 2). Причем, эта часть цикла уроков делится на две половины. Первая половина: уроки №№ 11, 12, 13 – предполагают увеличение скорости преодолеваемых отрезков до 110% от соревновательной скорости. Это связано с тем, что ученики должны уметь преодолевать дистанцию, используя лыжные ходы, не только больше целевой по объему, то есть «2000 метров без учета времени» по отношению к 1000 метрам (целевой объем), но и с использованием скоростей, превышающих целевую, которая обозначена как 100%. «Пик» такой интенсивности приходится на занятие № 13, где скорость преодоления предлагаемых отрезков достигает 110% от индивидуально возможной.

Вторая половина последней трети цикла уроков III четверти посвящена «привыканию» к целевой скорости. Так, на уроке № 14 скорость уже составляет 105% от соревновательной, а на уроке № 15 – 100%, но преодолеваемая здесь целевая дистанция составлена из двух 500-метровых отрезков с минимальным для данной работы отдыхом – в течение 1 минуты. Границы величин интенсивности нагрузки для уроков №№ 1–10 определены в пределах 60–70% от соревновательной, что исходит из физиологически обоснованной посылки в связи с характеристикой «зоны умеренной мощности нагрузки», позволяющей безболезненно «втянуться» в тренировочную работу.

Предлагаемые конкретные величины параметров нагрузок, описанные ранее, в последующем изложении не абсолютизируются. Они представлены как примерные, ориентировочные модели, указывающие общую стратегию их распределения и возможности применения. В своей же практической работе преподаватели могут их изменять с учетом специфики условий мест занятий (наличие разметок, дистанции и т.д.), индивидуальных и возрастных особенностей контингента занимающихся, а также уровня физической и технической подготовленности учащихся. Однако при необходимости подобных изменений есть смысл учитывать рекомендуемые в работе «зоны» максимальных-минимальных пределов показателей нагрузки в тренировочных заданиях, а также их динамику во времени.

Есть логика и в определении интервалов отдыха, рекомендуемых для отрезковой работы, которая планируется на уроках, приближающихся к контрольному. На графике, изображенном на рисунке 3, видно, что на уроке № 11, где интенсивность нагрузки соответствует величине 90%, отдых между отрезками составляет 4 минуты. Трехминутный отдых наблюдается на уроке № 12, где планируемая скорость для преодоления повторных отрезков – 105%. На последующих уроках №№ 13–15 интервал отдыха снижается с 2 до 1 минуты, что отражает стратегию «подведения» организма занимающихся к контрольному уроку № 16, где целевая дистанция будет преодолеваться без отдыха.

Для учащихся младших классов, как видно из описания рекомендуемых заданий, отрезковая работа проводится преимущественно по методу стандартно-повторной работы. Нагрузки переменного характера здесь не предлагаются, так как они связаны с чрезмерным повышением напряженности в деятельности функциональных систем организма, что нежелательно в этом возрасте.

И, наконец, четвертый показатель описываемых нами модельно-тренировочных заданий – количество повторений упражнений (КПУ) – тоже имеет определенную логику-динамику, сходную по своему описанию с логикой использования отдыха между отрезками планируемых дистанций. Максимальное КПУ прослеживается, исходя из графика, на уроке № 12. На уроках №№ 11 и 13 КПУ составляет 3 отрезка. По два КПУ наблюдается на уроках №№ 14 и 15, что является самым близким вариантом к КПУ целевого задания (здесь КПУ = 1).

С учетом особенностей структуры урока по лыжной подготовке, где в первой половине основной части традиционно проводится работа над элементами техники лыжных ходов, разработанные модели заданий, связанные преимущественно с развитием выносливости, планируются на вторую половину основной части урока.

Примеры модельно-тренировочных заданий для уроков по лыжной подготовке

В целях удобства практического использования предлагаемых подходов в подготовке младших школьников на занятиях по лыжной подготовке в таблицах № 1 и № 2 предлагается краткое описание содержания модельно-тренировочных заданий, рекомендуемых в качестве примера для подготовительных уроков III четверти учебного года.

Пояснение.

В таблице и тексте встречается понятие «целевая скорость» (интенсивность, объем, результат и т.д.). Здесь подразумевается такая скорость, которую должен показать ученик на контрольном уроке. Абсолютно точно даже у спортсменов ее определить невозможно по ряду объективных и субъективных причин. В лучшем случае ее прогнозируют математическими способами.

В школьной практике такое прогнозирование, конечно же, нереально. Предполагается предвидение преподавателем и учеником итогового результата на контрольном уроке для каждого ученика, основанное на интуиции, опыте педагога. Например, если на предварительном тестировании ученик показал результат на лыжах на дистанции 1000 метров – 8 минут, то к итоговому тестированию предлагается определить в качестве целевого результата – 7 мин 30 сек.

Начиная со второго класса рекомендуется обучать занимающихся рассчитывать и «чувствовать» индивидуальную скорость для конкретных заданий и анализировать, с косвенной помощью преподавателя, величину рассогласования фактического и прогнозируемого на данном этапе результата.

Если преподаватель (да и сами учащиеся) сумеет добиться такого взаимодействия, то можно будет говорить о том, что идет действительно управление физической подготовкой, а не стихийное физическое развитие.

Можно сказать, что в идеях данного методического подхода, взятых по отдельности, абсолютно нового ничего нет. Новое заключается в их соединении, создающем нетрадиционную конструкцию подготовительного цикла, которая отличается от традиционных форм, прежде всего, изменением структуры циклов занятий и системным увеличением их специализированности по мере приближения к целевому контрольному уроку.

По аналогии с изложенным вариантом возможно построение подобных моделей по другим разделам образовательной программы для разных возрастных групп.

Таблица 1. Содержание модельно-тренировочных заданий по лыжной подготовке для учащихся 1-го класса

№№ урока

Примерное описание тренировочных заданий

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Передвижение на лыжах 300 метров на минимальной для каждого учащегося скорости.
Постараться исключить остановки
    400 метров, скорость: 50–55% от целевой
    400 метров, скорость: 55–60% от целевой
    500 метров, скорость: 60–65% от целевой
    500 метров, скорость: 65–70% от целевой
    600 метров, скорость: 70–75% от целевой
    600 метров, скорость: 70–75% от целевой
    700 метров, скорость: 75–80% от целевой
    700 метров, скорость: 75–80% от целевой
    800 метров, скорость: 80–85% от целевой
    800 метров, скорость: 80–85% от целевой
    900 метров, скорость: 85–90% от целевой
    900 метров, скорость: 85–90% от целевой
    1000 метров, скорость: 90–95% от целевой
    1000 метров, скорость: 95–100% от целевой
    1000 метров, скорость: 100% от целевой

Таблица 2. Содержание модельно-тренировочных заданий по лыжной подготовке для учащихся 2–4-х классов

№№ урока

Примерное описание тренировочных заданий

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
13
14
15
16

Передвижение на лыжах 400 метров в среднем темпе. Скорость: 55–60% от целевой
600 метров, скорость: 60–65% от целевой
800 метров, скорость: 60–65% от целевой
1000 метров, скорость: 65–70% от целевой
1200 метров, скорость: 65–70% от целевой
1400 метров, скорость: 65–70% от целевой
1600 метров, скорость: 65–70% от целевой
1800 метров, скорость: 70% от целевой
2000 метров, скорость: индивидуально-оптимальная для данной дистанции
2000 метров, скорость: оптимальная для сдачи контрольного норматива «без учета времени»
Повторная нагрузка 3х600 метров, скорость: 90% от целевой, отдых между повторениями:
4 мин
4х400 метров, скорость: 105% от целевой, отдых – 3 мин
3х400 метров, скорость: 110% от целевой, отдых – 2 мин
2х600 метров, скорость: 105% от целевой, отдых – 1 мин 30 сек
2х500 метров, скорость: 100% от целевой, отдых – 1 мин
100 метров – сдача контрольного норматива на время

Павел ИГНАТЬЕВ
НИРО