Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2006

 


ШКОЛА

Нижегородская область

Неспортивная школа со спортивным уклоном

Наше знакомство с 10-й Борской школой началось задолго до встречи на нижегородской земле: команда учеников этой школы участвовала в VII Всероссийском спортивно-оздоровительном фестивале школьников «Президентские состязания». Тогда же и появилась идея: написать серию статей о школах, которые принимали участие в этих состязаниях. В чем они похожи? Чем отличаются друг от друга?
Дети в этих школах не только любят спорт, они действительно уважительно относятся к физической культуре. И школы, в которых они учатся, никто не называет «спортивными» – таково условие этих состязаний. Но есть в них что-то особенное, заставляющее задуматься: может быть, это все-таки специальные образовательные учреждения, в которые отбирают особо одаренных спортсменов?
Судите сами.

Директор

Конечно, от учителя в школе зависит многое. Кто-то вкладывает все силы в оснащение спортивного зала, внедряет новые технологии в преподавание физической культуры. Другой – проводит на работе только отведенные расписанием часы, работает по старинке, так, как его когда-то научили, без энтузиазма, не переживая, если его работа не приносит никаких положительных результатов. Неудивительно, что в первом случае дети будут с радостью бежать на уроки физической культуры, а во втором, скорее всего, предпочтут взять освобождение и остаться «на лавочках». Но если учителя в работе не поддерживает директор, добиться желаемого результата трудно, а порой – просто невозможно.

Директор 10-й Борской школы Нижегородской области Николай Николаевич Лезов сам по профессии – преподаватель физической культуры. Правда, сначала, после окончания школы, он поступил в Политехнический университет, но очень быстро понял: это ошибка, – и перешел в педагогический. Почему? Хотел учить детей, причем так, чтобы они знали: главное в жизни – это здоровье. Если оно будет, то всего остального человек сможет добиться. Наверное, поэтому, еще будучи учеником, он был уверен, что главным предметом в любой школе должна быть именно физкультура – на этих уроках детям прививаются навыки осознанного, заботливого отношения и к собственному телу, и к здоровью.

Вел уроки, спортивную секцию, был классным руководителем.

– Наша школа – обычная общеобразовательная, а рядом находится лицей, – рассказывает Николай Николаевич. – Понятно, что к нам учиться приходят не самые сильные ученики, многим из них необходима помощь взрослых, ребята ищут у учителя и общения, и поддержки. Каждый ребенок должен быть уверен: педагог видит не только его проблемы, но и таланты. В моей секции баскетбола 80% ребят были из неполных семей. Скорее всего, они пришли в секцию не столько ради спортивных побед, сколько для того, чтобы поделиться накопившимися житейскими и личными проблемами. Фактически они видели во мне «папу», человека, который верил в них, хотел сделать из каждого чемпиона. Школьная спортивная секция – это особенное содружество, объединение детей и взрослых. Ребята в секции всегда разного возраста (в моей секции между ребятами была разница в два-три года). Они не только тренируются вместе, им нужно и общение после тренировок. Поэтому со своей спортивной секцией (ее посещали и большинство ребят из моего класса) я проводил множество дополнительных мероприятий: дискотеки, праздники, походы. Ведь в первую очередь нужно был сплотить ребят в единый коллектив и доказать каждому в отдельности, что он или она, безусловно, талантливы. Часто случалось, что мальчишка, который не мог раскрыться в школе, в походе вдруг превращался в совершенно другого человека: помогал девчонкам нести рюкзаки, ставил палатки. В результате его авторитет в команде возрастал, все начинали его уважать и любить. Уверен, такая работа с детьми в школьных спортивных секциях необходима, особенно в баскетболе. Ведь в командных видах спорта в одиночку ничего не добьешься.

На вкус и цвет...

В настоящий момент в школе учатся 775 учеников, с ними работают 6 преподавателей физической культуры: 4 – с высшей квалификационной категорией, 2 – с первой. Специализаций достаточно много: баскетбол, волейбол, ручной мяч, легкая атлетика, плавание. И директор, и учителя уверены: развивать спорт в общеобразовательной школе можно только при наличии высококвалифицированных кадров разных специальностей. А если и на уроках, и в секциях занимаются одним и тем же: сегодня «бег гладкий», завтра «бег с эстафетной палочкой», послезавтра «бег без эстафетной палочки» – у ребят вырабатывается стойкое отвращение и к урокам физической культуры, и к спорту вообще.

– Недавно тележурналисты меня спросили, – продолжает директор, – поддерживаю ли я введение в школе обязательного третьего урока. Сказал, что нет. Они выключили камеру и стали интересоваться, почему. Объяснил: просто я против того, чтобы три урока в неделю у детей воспитывали отвращение к физической культуре и к спорту. Дело в том, что прежде чем вводить третий урок, в школах нужно создать базу, материальную и кадровую, чтобы ребенок мог выбрать, чем ему заняться, чтобы все уроки физкультуры приносили радость.
В этой школе нет «физкультурников», есть учителя физической культуры, равно как математики или физики. Каждый преподаватель физкультуры обязательно является и классным руководителем – это дает возможность учителю лучше понять ребят, поддержать тех, кто увлечен его предметом.

Кстати, так было и до прихода Лезова на должность директора. В его классе, естественно, были свои лидеры: те, кто беззаветно увлекался спортом, порой забывая о необходимости сидеть над учебниками по математике и другим «серьезным» предметам. Еще в те годы Николаю Николаевичу удалось ввести в школе особенное отношение к таким ребятам. Особенное? Скорее, нормальное, просто эта норма почему-то в большинстве современных школ стала редчайшим исключением.

Детям надо помогать

– Незадолго до того педсовета закончились областные соревнования по плаванию, на которых наша команда заняла первое место, – объясняет Николай Николаевич. – Естественно, они прогуляли уроки, и по ряду предметов у них были двойки. Учителя, конечно, стали возмущаться: мол, у этого две двойки, у того – три, он вообще балбес, а еще на своих дурацких соревнованиях выступает. Я всех выслушал, очередь дошла до меня как классного руководителя этих ребят: «Николай Николаевич, Вы-то что все время молчите?» Я и сказал: «Как честь школы защищать, так Голубков, Трошин, Роджин. Как медали и кубки в школу привозить – так Голубков, Трошин, Роджин. Все знают, что и в любом другом деле на них можно положиться. А когда нужно им помочь в учебе, так мы, взрослые, можем только крест на них поставить: двойки не исправить, нужно оставить на второй год. Что такое репетиторство? Когда можно при помощи индивидуальных занятий вывести ребенка на довольно приличный уровень.

Большинство отличников и медалистов в плане физической подготовленности достаточно слабенькие, и отметка «отлично» в их аттестатах далеко не всегда говорит об их силе, выносливости, других физических качествах. Но если учитель физкультуры нашел, за что оценить именно этого ребенка, за что поставить ему пятерку, да так, чтобы при этом ни у одного из сверстников не возникло подозрения, что это сделано нечестно, то он – хороший учитель физкультуры. Точно так же должно быть и по другим предметам. Это задача учителей: сделать так, чтобы мальчишки и девчонки, блестяще занимающиеся спортом, смогли освоить все предметы общеобразовательного цикла».

Слова молодого учителя были услышаны и директором, и педагогическим коллективом. В школе создана система индивидуально-групповых и факультативных занятий. Спортсменам помогают освоить математику так же, как и неспортивным «ботанам» – приобщиться к спорту.

Учитель: начни с себя!

Учителя 10-й Борской школы участвуют во всех районных соревнованиях для педагогических составов. Но этого, похоже, им недостаточно: они соревнуются и внутри своего учебного заведения, между собой и с ребятами. Дети прекрасно знают: не только директор школы может выйти вместе с ними и побежать кросс, но и любой из педагогов, если возраст, конечно, позволяет. В этой школе – единственная команда учителей, которая 8 лет подряд участвует в ежегодном общерайонном эстафетном пробеге. Принимая на работу нового учителя, директор непременно спрашивает: «Вы умеете играть в волейбол?» Если молодой специалист говорит, стесняясь, «нет», Николай Николаевич успокаивает: «Ничего страшного, научим». И тогда молодой специалист понимает, что пришел в коллектив, в котором поддержат, помогут, поймут.

В школе 56 педагогов, из них 18 – пенсионного возраста, а остальные – молодежь, то есть... до 50 лет. Пенсионеры в соревнованиях участвуют по своему желанию, а молодые – в обязательном порядке. Это принцип директора:

– Причина неучастия в соревнованиях может быть только одна: смерть. И то учителя должны предупредить меня об этом заранее, что умерли и не могут прийти, но на следующий раз должны состязаться в обязательном порядке.

Вот такая это школа. Совсем не спортивная, но с педагогическим спортивным уклоном...

Ольга ЛЕОНТЬЕВА