Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2006

ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ


Удивительный мир спорта

Телепрограмма «Веселые старты»

Одна команда

Разве можно узнать что-то новое о «Веселых стартах»? В каждой школе они проводятся: смешные конкурсы и эстафеты, в которых часто принимают участие не только ребята, но и взрослые. Что это – развлечение или спорт, в котором у каждого есть возможность испытать свои силы?

Те, кто снимает одноименную телепрограмму, уверены: «Веселые старты» – это не только праздник, но и неоценимая возможность для каждого участника почувствовать удовольствие от физической нагрузки, пережить радость победы, взаимопомощи, найти свою, индивидуальную точку в удивительном мире спорта. Поэтому сегодня они пробуют возродить всероссийское движение «Веселые старты», приглашая лучшие команды из разных регионов России поучаствовать в телевизионных съемках. В командах – ребята из начальной, средней и старшей школы, учителя, родители.

О том, как проходили соревнования финальных игр Сибирского федерального округа, можно узнать, посмотрев серию телепередач «Веселые старты»: они будут транслироваться по каналу ТВЦ по выходным дням, начиная с новогодних праздников. Мне же хочется рассказать о том, что осталось «за кадром», – о съемках, в которых удалось принять участие в качестве одного из членов жюри. Возможно, следующей командой, соревнующейся в этих веселых конкурсах, будет группа самых сильных и ловких ребят из вашей школы. Тогда вам будет интересно узнать, к каким испытаниям надо быть готовыми.

Вел телепередачу Илья Авербух. Ловко бросал мяч в корзину, подлезал под перекладины, словно сам всю жизнь участвовал именно в таких соревнованиях. Он помогал командам, ему помогал главный редактор телепередачи, редактору что-то советовала режиссер, режиссер о чем-то спрашивала художника, операторы снимали происходящее с разных точек, звукооператор проверял и настраивал микрофоны... Работала одна команда.

Те, кто собирается участвовать в этих соревнованиях, прежде всего тоже должны стать дружной командой. То есть научиться действовать слаженно, помогать друг другу и не ругаться при каждом допущенном промахе. Уже с первых конкурсов выделялась одна команда, в которой капитаном была самая маленькая девочка, а учителя помогали не только «своим», но и... «чужим». Увидев, что при подготовке к конкурсу их соперники допускают явные ошибки (конкурсы сложные, нетрудно и запутаться), учительница каждый раз предлагала: «Посмотрите, как это упражнение выполняют мои ребята. Таня, Коля, Сашенька (имена, извините, точно не помню), покажите, пожалуйста, что нужно делать». Ребята радостно выбегали на площадку, демонстрировали «правильное» исполнение упражнений, только потом начинались конкурсы. Именно эта команда и стала победителем соревнований Сибирского федерального округа.

Дуэт

Фигуристы Ирина Лобачева и Илья Авербух, чемпионы мира и Европы, серебряные призеры XIX Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити, названы российскими любителями спорта в числе спортсменов, достойных пронести эстафету Олимпийского огня XX зимних Игр в Турине.

Точкой их совместного профессионального старта, пожалуй, стал 1992 год. Их приняли в школу олимпийских чемпионов Натальи Линичук и Геннадия Карпоносова на катке комплекса «Олимпийский» в тот момент, когда начинался расцвет Оксаны Грищук и Евгения Платова, Анжелики Крыловой и Олега Овсянникова. К тому времени за спиной у Ильи Авербуха уже была победа на юниорском чемпионате мира в паре с Мариной Анисиной. У Ирины Лобачевой, его жены и партнерши, такого опыта тренировок и участия в соревнованиях не было. Поэтому им приходилось работать на льду и в зале вдвое больше, чем другим фигуристам. Но именно эта танцевальная школа стала для них настоящей академией танца.

Через два года дуэт дебютировал на мировом чемпионате, но оказался в итоге лишь тринадцатым. В тот момент лучшими в мире были Оксана Грищук и Евгений Платов. Разница в результатах казалась огромной. И Наталье Линичук довелось выслушать немало скептических отзывов на тему: не ошиблась ли она, тренер, в выборе партнерши?

Это был один из критических моментов в судьбе дуэта. Но, к счастью, и тренеры, и тогдашний хореограф Людмила Власова считали иначе: надо немного подождать, чтобы Ирина Лобачева, фигуристка с глубоко скрытым темпераментом, большим чувством музыки, смогла реализовать весь свой потенциал.

И это произошло в 1996-м: Ирина и Илья стали пятыми в Европе. А самое главное – они потрясли публику своим танцем на музыку Ллойда Веббера «Иисус Христос – суперзвезда». Илью после этого танца назвали настоящим артистом.

В следующем сезоне был сделан новый шаг в технике танца – фирменная композиция в стиле рок-н-ролла, и – заслуженная «бронза» на чемпионате Европы.

А в сезоне-2000 произошло раздвоение: они не приняли предложенную тренером композицию, а решили сделать программу на свой вкус. Но задуманное выразить на льду не получилось. После неудачных прокатов в кратчайший срок подготовили новую программу. Однако судьи, уже составившие свой рейтинг, отдали предпочтение другим дуэтам. Лобачева и Авербух не смирились и сумели найти свой новый образ на льду.

В 2002 году они становятся чемпионами мира и серебряными призерами Олимпиады, через год выигрывают европейское «золото» и финал «Гран-при» года.

Параллельно с чемпионской серией Илья Авербух и его команда реализуют идею российского тура сильнейших фигуристов мира «Ледовая симфония» по нашей стране.

Проведение весеннего тура «Ледовая симфония-2005» уже сейчас предварительно планируется более чем в двадцати городах России.

С любительским спортом дуэт Лобачева–Авербух простился в декабре 2004 года. Но в спорте наши замечательные мастера остаются: Ирина – тренером, Илья – постановщиком и хореографом своего шоу. А еще, по словам фигуристов, они теперь – обычная семья, обычные родители маленького Мартина.

А вы умеете ждать?

16.jpg (12698 bytes)Соревнования во время съемок проходили без повторов и дублей, но вот работа ведущего – другое дело: он может спутать слова, приходится повторять «выход». А бывает, что действие начато, кто-то из операторов не готов или зрители еще ходят по залу. На обычных школьных соревнованиях этого никто бы и не заметил, но во время съемок ничто не уйдет от взора главного режиссера. То и дело раздается голос «с небес» (главный режиссер наблюдает за происходящим только через камеры операторов и находится вне стен зала): «Начинаем снова, получилось плохо». А потом радостное: «Молодцы! Снято!»

И парад нужно отрепетировать так, чтобы он прошел на «ура», и художественную самодеятельность (как прекрасно танцевали и пели ребята!) приходится снимать по несколько раз. Ждать начала очередного соревнования порой приходилось довольно долго. Подумалось: «Заодно ребята поймут все тяготы телевизионной жизни. Нет, это не только, совсем не только аплодисменты и восторженные зрители. Это – тяжелый труд».

Группе поддержки, то есть болельщикам, приходилось работать очень много, каждому как минимум за двоих: сначала хлопать и веселиться просто так, чтобы снять все «впрок», а потом... переживать за участников соревнований по-настоящему, тем более что страсти бушевали нешуточные. Даже жюри не выдерживало: хлопали тем, кто совершал маленькие подвиги ради победы своей команды, смеялись вместе со спортсменами и зрителями, радовались победам, переживали вместе с проигравшими.

Когда закончился финал, я подошла к руководителю проигравшей команды: «Вы чудесно выступали, не расстраивайтесь», а в ответ слышу: «А мы и не расстраиваемся, тем более что учителя победившей команды – это наши бывшие ученицы». На самом деле те, кто проигрывал, часто расстраивались – а как же иначе, если все силы отданы, а победа досталась соперникам? Но, в отличие от «большого спорта», на этих соревнованиях горечь поражений уходила довольно быстро. Потому что там не было одиноких людей: старшие успокаивали малышей, ученики подбадривали своих учителей. Оказывается, действительно, есть соревнования, на которых побеждают не только сильнейшие, но и самые дружные – те, кто смог организовать свою, ни на кого не похожую команду.

Ведущий – Илья Авербух

Работа во время съемок шла с утра до вечера, но все же Илье удалось выкроить несколько минут для интервью. Говорили мы о школе и о жизни – об учителях, об уроках, о том, чему учит большой спорт.

Илье было всего пять лет, когда мама привела его в спортивную школу. Это мальчика вовсе не радовало:

– Если честно, мне не очень нравилось заниматься фигурным катанием, гораздо больше хотелось поиграть с друзьями в футбол или хоккей, или просто погулять во дворе, в свое удовольствие. Ежедневные тренировки буквально изматывали, они не могли заставить меня полюбить этот вид спорта. Но вопросов мне не задавали – брали за руку и вели заниматься. Было трудно, позже я понял: спорт научил меня планировать и организовывать собственное время, мобилизоваться в трудных ситуациях, ставить перед собой цель и добиваться намеченного.

Илья с первого по десятый класс учился в московской общеобразовательной школе № 450. Ему повезло: учителя относились с пониманием к многочисленным пропускам, которые были неизбежны из-за занятий спортом. Это позволило не жертвовать образованием ради спорта. Илья с благодарностью вспоминает своих бывших учителей, говорит, что до сих пор сохранились теплые отношения с Еленой Леонидовной Маркиной, учительницей математики, и с классной руководительницей, преподавателем литературы Любовью Ивановной Иванцовой.

А как же физкультура? В школьные годы Илье Авербуху очень нравились уроки физкультуры, но... не все:

– Я любил уроки, на которых можно было поиграть в футбол, волейбол, в какие-нибудь смешные игры, вроде «Веселых стартов». Все остальные виды работы, особенно сдача нормативов, меня раздражали. Да и с учителями физкультуры не везло: они часто менялись. Один всю первую половину урока заполнял журнал (и мы вообще ничего не делали), а во вторую давал нам мяч, и мы его «гоняли» по залу. Другой, наоборот, старался принять у нас все положенные нормативы в срок, и часто мы весь урок, например, прыгали в длину. В результате за 45 минут я успевал сделать ровно три прыжка, а все остальное время стоял в очереди. Я думаю, что на уроках в общеобразовательной школе должно быть как можно больше игр, эстафет, мини-соревнований. А если учитель только фиксирует, кто на сколько сантиметров прыгнул или за сколько секунд пробежал – разве это может привить любовь к спорту и к физической нагрузке?