Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2006

 


АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ

Нижегородская область

Организация физкультурно-оздоровительной работы в сельской малокомплектной школе

В нашей школе обучаются 147 учащихся: 12 классов, в начальной школе – 35 учащихся, в среднем звене – 69 учащихся, в старших классах – 43 учащихся. В школе работают 20 учителей. В наличии имеется спортивный зал, гимнастический зал с тренажерами, тир, лыжная база, спортивный городок на территории школы, стадион, 2 теннисных стола расположены в фойе школы. В школе разрабатывается и воплощается в жизнь комплексная программа «Здоровье», направленная на формирование здорового образа жизни, поддержание хорошей физической формы детей. Вопросы, связанные с физическим воспитанием и формированием здорового образа жизни, часто заслушиваются на заседаниях педагогических и методических советов, на родительских собраниях.

Учителя

Реализацию программы «Здоровье» мы начали с воспитания здорового учителя: именно в этом мы видим залог будущих успехов работы с детьми. Особенно важно это именно для малокомплектной сельской школы, где все хорошо знают друг друга.

Дружит со спортом весь педагогический коллектив школы, причем учителя принимают непосредственное участие во многих соревнованиях вместе с детьми. Сборные и мужчин, и женщин выставляют свои команды для участия в розыгрыше кубка школы по баскетболу. Во время проведения туристского слета классные руководители вместе со своими классами пробегают полосу препятствий и играют в футбол. В «День дублера» проходят «Веселые старты» между сборной учителей и сборной детей в присутствии всех учащихся школы. А самым любимым и массовым видом спорта у нас является волейбол – организованы секции по этому виду спорта для мужчин и для женщин. Лыжные прогулки учителей с классами в зимние каникулы или походы группы учителей в выходные дни давно стали традиционными. Учителя начальных классов и среднего звена обязательно включают в планы своей работы проведение совместных мероприятий с родителями «Папа, мама, я – спортивная семья».

Уроки

Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок. Качественное проведение уроков обеспечивает успех самостоятельной работы и выполнение учащимися различных заданий учителя, связанных с совершенствованием умений и навыков, получаемых на уроке. Свою задачу на уроке я вижу в том, чтобы учащиеся привыкли к использованию средств физического воспитания ежедневно в различных условиях учебы, труда, отдыха; чтобы тема здорового образа жизни не превращалась для них в пустые слова, а забота о сохранении и укреплении своего здоровья стала нормой их жизни. Начинается эта работа с небольших бесед на уроке. Приходится доказывать детям, что заниматься в спортивном костюме не только удобнее, но и полезнее, чем в джинсах и плотном свитере. Объяснять, почему я выполняю многие нормативы лучше молодого, крепкого, но уже злоупотребляющего курением и алкоголем парня. Как можно чаще я стараюсь проводить уроки физкультуры на свежем воздухе, хотя это порой бывает очень трудно.

После уроков

Особое внимание в нашей школе уделяется внеклассной спортивной работе – почти все ученики и учителя школы занимаются в секциях, постоянно работает тренажерный зал для ребят старше 14 лет. Для обучения навыкам туризма в зимнее время в спортивном зале школы оборудована полоса препятствий, которая включает в себя следующие этапы: подъем по наклонному трапу; траверс склона; спуск по наклонному трапу; параллельные веревки; лазанье по «дереву»; навесная переправа.

Чтобы спортивная работа развивалась, нужно проводить много соревнований – это ни для кого не секрет. Соревнования в малокомплектных школах имеют свою специфику, о них расскажу подробнее.

Мы организуем соревнования по принципу круглогодичной спартакиады, а в конце каждого учебного года подводим общие итоги. В соревнованиях участвуют все классы, каждый ученик может проявить себя в каком-либо виде спорта, выбранном по собственному желанию. В начальном звене проходят «Веселые старты», Дни здоровья, соревнования по подтягиванию, Праздник мяча, турслет, «Папа, мама, я – спортивная семья».

Остальные соревнования проводятся по группам классов: начальное звено, 5–7 классы, 8–11 классы. Чтобы уравнять возможности классов, различающихся по возрасту, команды тех, кто младше, выставляют на площадку на одного игрока больше. Это мы практикуем при игре в баскетбол, мини-футбол, и далеко не всегда первые места занимает 11-й класс.

Традиционными в школе стали соревнования по подтягиванию, которые мы проводим в конце каждой четверти. Они превращаются в настоящий спортивный праздник, в эти дни в спортивном зале собирается вся школа. Победители определяются как в личном зачете в каждом классе, так и в группах классов: 2–3 классы, 4–5 классы, 6–7 классы, 8–9 классы, 10–11 классы. Чемпионы награждаются дипломами и сладкими призами. Для оценивания результатов разработана схема специального протокола. В перерывах между выступлениями классов я провожу викторину на темы здорового образа жизни и спорта. Чтобы не травмировать психику ребят, которые еще не могут подтягиваться, я разрешаю им не участвовать в общих состязаниях (к каждому подхожу отдельно, мы долго разговариваем, прежде чем принять такое решение), заведомо ставя в графе «количество подтягиваний» – 0. Это лучше, чем публичный позор или «двойка», подталкивает ребят к дополнительным занятиям либо в тренажерном зале, либо дома: никому не хочется быть «белой вороной». В результате очень мало учеников, кто, закончив нашу школу, не может ни разу подтянуться на перекладине.

Большим праздником для всей школы являются Дни здоровья. При их организации я стараюсь каждый раз внести что-то новое, интересное и для пятиклассника, и для ученика 11-го класса. Атмосфера праздника здоровья царит в школе задолго до его начала, потому что идет большая подготовительная работа. В зависимости от времени года каждому классу дается домашнее задание – это может быть поделка из природного материала, «экранизация» русской народной сказки из снега и льда, рисунки на снегу, конкурс «Слабо!» и т.п. Старшеклассники помогают мне организовать место праздника, подготовить необходимый инвентарь. В любое время года мы их проводим на свежем воздухе. С самого утра классы вместе с учителями выходят на природу, где проходят разнообразные соревнования, конкурсы, чаепитие. И бывает очень приятно видеть, что даже пессимисты идут с Дня здоровья с приподнятым настроением, веселые, румяные от морозного воздуха, набравшие заряд бодрости и здоровья для дальнейшей учебы.

Вот программа общешкольного дня здоровья «Праздник осени», который мы проводили в этом году:

1. Прибытие на место, разведение костров.

2. Выставка поделок «Осенний винегрет».

3. Торжественное открытие.

4. Спортивная программа:

– полоса препятствий;
– эстафеты;
– «бал овощей».

Туризм – еще одна важная часть внеклассной работы в нашей школе. Он обеспечивает решение многих педагогических задач, которые невозможно осуществлять при помощи других видов деятельности. Свойственные туризму значительные, но равномерно распределенные во времени физические нагрузки особенно способствуют укреплению здоровья учащихся, как ничто другое, удовлетворяют стремление ребят к новизне, необычности, поискам, романтике, самопознанию и самосовершенствованию личности.

В школе туристическая работа организована по следующим направлениям:

1. Экскурсионная.

Большим плюсом в организации дальних экскурсий является наличие в школе собственного автобуса, что позволяет каждому классу в течение года совершить экскурсии по маршрутам: город Нижний Новгород, близлежащие райцентры, озеро Светлояр и другие.

2. Походы по родному краю.

При составлении маршрутов походов мы используем систему «спецзаданий», когда каждому классу дается определенное задание на время похода, а, вернувшись в школу, дети должны составить отчет о его выполнении. Для начальных классов – это собрать гербарии растений (луговых, полевых, лекарственных...), окультурить пляжный берег реки и т.п. Для ребят среднего и старшего звена задания более сложные: изучение сероводородного источника, описание определенного места на реке, сбор экспонатов для школьного музея. Но главная задача похода всегда – хороший отдых, приобретение полезных навыков походной жизни.

3. Соревнования по спортивному ориентированию.

4. Общешкольный турслет.

Турслет мы проводим на живописном берегу реки Уста. Программа праздника всегда очень насыщенная, поэтому он проходит в 2 дня.

1. Контрольно-комбинированный маршрут (ККМ).

ККМ мы проводим в первый день на территории школьного городка. В этом виде испытаний ребята должны показать как практические умения (установка палатки, вязка узлов, укладка рюкзака, переноска пострадавшего, определение азимута), так и теоретические знания (флора и фауна, топографические знаки, первая медицинская помощь пострадавшему).

2. Спортивное ориентирование.

Для его проведения имеются специальные карты для ориентирования.

3. Полоса препятствий.

При прохождении этапов турполосы ребята должны показать не только силу и ловкость, но и правильность прохождения всех препятствий. Большое значение для победы имеет взаимопомощь и взаимовыручка детей в классе.

4. Краеведческая викторина.

Ее вопросы связаны всегда с историей и людьми села, природным окружением Карпова.

5. Конкурсная программа:

– футбол;
– экспресс-газета;
– туристское искусство.

Команды, как победители, так и проигравшие, награждаются сладкими призами, и турслет заканчивается веселым чаепитием.

Н.Ю. СИНЦОВ,
учитель физической культуры
Карповской СОШ
Уренский р-н,
Нижегородская обл.