Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2006

 


АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ

Нижегородская область

Рейтинговая система оценивания профессиональной деятельности учителя физкультуры

Рейтинговая система в той или иной форме существует уже давно.

Рейтинг – это оценочный показатель, который характеризует место некоего события (явления личности) в ряду подобных событий (явлений, личностей и т.д.).

Целью данной статьи является попытка разработки системы рейтинга. Определение уровня педагогического мастерства невозможно без установления его показателей и формулировки критериев.

В качестве критериев могут выступать те виды деятельности, которые имеют непосредственный выход на деятельность педагога, связаны с ее организацией и осуществлением. При этом виды деятельности педагога должны охватывать в совокупности все основные стороны. В качестве критериев оценки уровня профессиональной деятельности преподавателей физической культуры выступают следующие критерии: материально-техническое обеспечение учебного процесса; участие в соревнованиях; проектирование учебной работы; уровень физкультурных потребностей школьников; процент учеников, вовлеченных в работу секций; количество мероприятий; уровень физической подготовленности учащихся.

Эти критерии отражают основные стороны деятельности педагога. Конечно, количество критериев может быть и увеличено, но самыми существенными являются названные. Количественная оценка по каждому критерию проводится по разным шкалам (см. далее), но преимущественно по 5-балльной шкале.

Рассмотрим содержание требований по каждому критерию.

1. Материально-техническое обеспечение.

Его можно оценить исходя из того, как относится преподаватель к созданию материальной базы, какие средства и способы использует для того, чтобы сохранить и содержать в порядке имеющийся спортивный инвентарь.

1 балл – недостаточность материальной базы по отношению к стандартному минимуму.
2 балла – соответствие стандартному минимуму.
3 балла – частичное превышение стандартного минимума.
4 балла – превышение стандартного минимума.

2. Участие в соревнованиях.

За участие в соревнованиях ставим десять баллов. Плюс пять баллов за призовое место.
Преподаватели, вышедшие в таблице на призовые места с первого по третье, получают пять баллов. Вошедшие в пятерку – четыре балла, в десятку – три балла, два балла поставим до пятнадцатого места, остальным – один балл.
Таким образом будет учтено не только участие в соревнованиях, но и конкретный результат, достигнутый участниками под руководством преподавателя физической культуры.

3. Проектирование учебного процесса.

Оцениваются три вида документации: учебная, внеклассная, спортивно-массовая.
Если в наличии все три вида документации, она аккуратно оформлена, соответствует требованиям, за нее можно поставить пять баллов. Четыре балла – если она есть, но оформлена с замечаниями. Три балла, если в наличии не весь перечень документов. Могут быть оформлены все документы, но они находятся в ветхом состоянии или устарели, документы не обновляются – в этом случае соответственно выставляются два балла. И один балл – за отсутствие любой документации.

4. Уровень физкультурных потребностей школьников.

Уровень потребностей школьников в занятиях физической культурой определяется на основе анкетирования школьников. Анкетирование проводится не менее, чем в двух классах, в которых работает преподаватель.
Можно разработать свою систему опроса для определения уровня потребностей школьников в занятиях физической культурой.

Приведем примерные вопросы для анкетирования:

1. С желанием ли вы ходите на уроки?
2. Устраивает ли вас нагрузка на уроках?
3. Владеет ли учитель качествами, необходимыми преподавателю физической культуры?
4. Учитель относится к ученикам уважительно и доброжелательно?
5. Нравится ли тебе предмет «физическая культура» больше, чем остальные?

Предлагаемые варианты ответов: «да» – пять баллов, «затрудняюсь ответить» – два балла, «нет» – один балл. Максимальное количество баллов, которые можно набрать по пяти вопросам, – 25. Обозначим это за 100%. Минимальное количество – пять баллов – это 20%. Сумма от 15 до 20 – 80%, 10–15 баллов – 60% и 10 баллов – 40%.

5. Внеурочная работа.

Она состоит из трех частей. Важно учитывать количество вовлеченных в процентном отношении. При условии, что все учащиеся школы вовлечены во внеурочную работу, или 100% – ставится пять баллов. Дальше по убывающей: 80% – четыре балла, 60% – три балла, 30% – два балла, 15% – один балл.
Оценивая внеурочную работу, необходимо учитывать количество проведенных мероприятий. Их ежедневное проведение оцениваем в пять баллов, один раз в неделю – четыре балла, раз в месяц – три балла, один раз в четверть – два балла, одно мероприятие в полугодие оценим в один балл.
Третья составляющая внеучебной работы – виды работы. К ней можно отнести школьные соревнования, секционную и кружковую работу, День здоровья, час здоровья и т.д. Если применяются все виды, ставим пять баллов, нет подвижных перемен, часа здоровья – четыре балла, не проводится День здоровья – три балла, нет кружковой и секционной работы – два балла, если не ведется подобная работа вообще – один балл. Теперь нужно подсчитать средний балл, сложив все три составляющие: процент вовлеченных, количество мероприятий и виды работы, и разделить на три.

6. Уровень физической подготовленности школьников.

Уровень физической подготовленности определяется путем тестирования. Можно использовать региональные тесты. В этом случае классы, набравшие средний балл от 4,6 до 5,0, оцениваются в пять баллов; от 4,0 до 4,5 баллов – получают четыре балла; от 3,0 до 3,9 – три балла; от 2,0 до 2,5 – два балла; ниже этого – один балл.
Можно подсчитать уровень физической подготовленности по учебным тестам. В этом случае пять баллов соответствует 100%, четыре балла – 80%, три балла – 60%, два балла – 40%, один балл – 30% и ниже.

7. Итоговая аттестация по физической культуре (9-й, 11-й классы).

Результаты итоговой аттестации являются важным показателем уровня профессиональной деятельности преподавателя физической культуры. Определяем количество получивших «четыре» и «пять» относительно всех сдавших экзамен по физической культуре. Если 100% сдали на «четыре» и «пять» – ставим пять баллов, 80% – четыре балла, 60% – три балла, 50% – два балла, 30% – один балл.

8. Уровень обученности школьников.

Обученность измеряется отметкой по предмету. Уровень обученности определяется на основе оценивания каждого ученика в соответствии с оценками в журнале. Оценочный балл по этому показателю определяется по шкале.

% успевающих

50

60

70

80

90

95

100

Оценочный балл

1

1

1

2

3

4

5

Можно определить качество обученности по шкале оценивания качества обученности, используемой в Положении об аттестации.

% оценок «4» и «5»

30

35

40

45

50

55

60

70

80

90

Оценочный балл учителя

4,1

4,2

4,3

4,4

4,5

4,6

4,7

4,8

4,9

5,0

На основании разработанных критериев можно определить уровень профессиональной деятельности преподавателей физической культуры как в отдельно взятой школе, так и в районе.

Исходя из пятибалльной оценочной шкалы, максимальное количество баллов, которое можно набрать, соответствует 60. Его можно считать комплексным показателем, позволяющим определить профессиональный уровень педагога.

При отклонении от исходного до 50% возникает необходимость анализа причин такого низкого уровня профессионализма. Предлагаемая система оценок не является панацеей.

В данную рейтинговую систему можно внести свои изменения и дополнения в соответствии с определенными условиями, в которых находится та или иная школа, район.

Практическая реализация рейтинговой системы оценивания профессиональной деятельности учителя физической культуры в наших условиях активизировала педагогов – особенно тех, кто получил низкие оценки. Данное обстоятельство указывает на то, что рейтинговая оценка не самоцель, а социальный механизм активизации профессиональной деятельности.

Т.А. ФЕОКТИСТОВА,
Егоровская СОШ
Воскресенский р-н,
Нижегородская обл.