Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2006

 


АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ

Нижегородская область

Как оценить нестандартность?

Не секрет, что есть школьники, которым из-за особенностей их конституции трудно даются определенные учебные нормативы. Сегодня действия учителя на уроке по отношению к ученику напоминают своеобразное насилие, так как учитель требует от воспитанника выполнения не поддающегося ребенку упражнения, да еще обычно на виду у всего класса. При этом дети находятся полностью во власти учителя – им будет выставлена отметка, – и чувствуют себя очень неуютно.

Получается, что цель занимающихся не в том, чем они занимаются. Они учатся не для познания нового, не для развития своих способностей, а ради поощрения, или чтобы избежать наказания. Целью учения становится отметка в журнале.

Оценка должна быть:

1. Справедливой, т.е. оценивать достижения:

а) равной трудности – равным количеством баллов;

б) неравной трудности – тем большим количеством баллов, чем выше трудность достижения.

2. Приводить к практическим, полезным советам.

Оценка может быть выражена различными способами. Например, в виде качественной характеристики («хорошо – удовлетворительно – плохо» или «зачет» – «незачет»), выставления отметки (от 1 до 5), по сумме набранных очков.

Отметка, используемая по принципу «кнута и пряника», опасна еще и тем, что ее действие сохраняется лишь до тех пор, пока существует возможность наказания за невыполнение задания. Как только такая угроза устраняется, ребята перестают учиться и не помышляют больше о занятиях. А ведь именно к самостоятельным занятиям, в конечном счете, должны их подготовить уроки физической культуры. Выход из этого положения видится в рейтинговой системе выставления оценок.

Общая характеристика рейтинговой системы выставления оценок

Рейтинг – индивидуальный числовой показатель оценки спортивных достижений в классификационной системе.

Предлагаемая система оценивания подразумевает отказ от выставления отметок в четвертях и вывод годовой отметки по сумме набранных учеником баллов в течение года: за сдачу определенных нормативов, характеризующих рост его физической подготовки.

Сравнение обычной системы оценивания с рейтинговой

Обычная система

Рейтинговая система

Выставляется за единичный ответ

Позволяет вести систематический учет знаний

Не учитывает количество часов на изучение темы

Позволяет дифференцированно оценить выполнение разных видов деятельности

Настраивает учащихся на работу по мере приближения зачета

Требует систематической и последовательной работы

Не исключает принципа «лотереи» на зачете

Оценивает сформированность конкретных умений в системе

Способствует пассивности занимающихся во время подготовки к сдаче зачета

Настраивает на активную деятельность и ответственность учащихся за принимаемые решения по выбору заданий

Настраивает учащихся на потребительское отношение к учебному процессу, только ради получения оценок

Создает свободу выбора вида заданий и продолжительности его выполнения

Основана на принуждении

Способствует регулярной нагрузке во время обучения

Приводит к неравномерности нагрузки в течении четверти, создает перегрузку учащихся и учителя по мере приближения сдачи норматива

Приучает учащихся отвечать за свою подготовку, не накапливать долги к концу года

Система выставления оценок

За год ученик набирает определенную сумму баллов и соответственно ей получает годовую оценку:

«3» – 200–399 баллов;
«4» – 400–699 баллов;
«5» – 700 и более.

В течение года учащемуся предлагается сдать 10 нормативов, которые взяты из школьной программы, регионального компонента, президентских тестов.

Нормативы определяют уровень физической подготовки, но какой-либо норматив школьник может не сдавать, не боясь при этом получить «двойку» и вызвать насмешки и неудовольствие товарищей, потому что за несданный норматив отметка просто не ставиться.

В зависимости от результата, показанного при сдаче норматива, ученик получает традиционную отметку – «2», «3», «4», «5» и соответствующее ей количество баллов: «2х20», «3х30», «4х40», «5х50».

Если ученик сдает норматив на «5» с первой попытки, то за каждую неиспользованную (а всего их, как сказано выше, 3) ему начисляется по 25 премиальных баллов. Итого – 100 баллов.

Даже сдав норматив на «5» со второй попытки, школьник все равно получает 25 дополнительных баллов.

Неиспользованные попытки можно реализовать и в IV четверти, если, конечно, перед ними не стоит «5», тем самым изменить итоговую оценку в лучшую сторону.

Сдача зачетов

Каждый контрольный норматив является показателем физической подготовленности, но чтобы исключить работу школьников только на сдачу норматива, в течение четверти предусматривается сдача обязательных зачетов согласно школьной программе. За сдачу зачета на «5» учащемуся начисляется +20 баллов, на «4» – без изменения (ставится значок «Зч» /зачет/), на «3» – из суммы баллов вычитаются 10 баллов, на «2» – 20 баллов. За отказ от выполнения упражнения – 30 баллов.

Поощрительные баллы

Чтобы способствовать развитию интереса к физической культуре и самостоятельным занятиям спортом, вводятся поощрительные баллы:

– за участие в школьных соревнованиях +10 баллов за каждое соревнование;
– за участие в районных соревнованиях +20 баллов за каждое соревнование;
– за участие в областных соревнованиях +30 баллов за каждое соревнование.

Кроме того, за сдачу зачета на результат, превышающий оценку «5» для данного возраста, также начисляются дополнительные баллы. Например, прыжок в высоту способом «перешагивание»: если ученику 8-го класса на оценку «5» нужно прыгнуть 120 см, то за 5 см сверх норматива ему начисляется по 10 баллов.

Такие же поощрительные баллы можно выработать и для других зачетов.

Вычитание баллов из суммы набранных

Вычитание баллов из суммы набранных производится в том случае, если учащийся пропустил занятие без уважительной причины:

– в I полугодии: –10 баллов, за каждое пропущенное занятие;
– во II полугодии, когда ученики несколько расхолаживаются, вычитается по 20 баллов за пропущенное занятие.

Алгоритм подсчета баллов для выведения оценки за год

Здесь хотелось бы подробнее остановиться на сумме баллов, набранных учениками, и на том, как эта сумма может изменяться в зависимости от количества нормативов, предлагаемых к сдаче в конкретном учебном заведении.

Например, в школе в течение года запланирована сдача 10 контрольных нормативов и 10 зачетов. Если учесть, что ученик сдает все контрольные нормативы на «3» и получает за каждый 30 баллов, то сумма баллов за сдачу нормативов равна 300. Кроме того, он сдает 10 зачетов на «3», при этом теряет за каждый по 10 баллов, итого: –100 баллов. Из 300 баллов вычитаем 100 баллов, получаем 200 баллов. То есть ученику в данном учебном заведении для получения оценки «3» за год необходимо набрать 200 баллов.

По такому же принципу рассчитывается сумма баллов для оценки «4» (10 КН х 40 баллов = 400 баллов) и для оценки «5» (10 КН х 50 балов + 10 зачетов ґ 20 баллов = = 700 баллов).

Применяя данную систему подсчета, можно вывести сумму баллов, которая применима к любому учебному заведению, учитывая особенности отдельно взятой школы.

Примерные предлагаемые контрольные нормативы (8-й класс)

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Прыжок в длину с места
Челночный бег 4 х 9 м
Поднимание ног до угла 90° на гимнастической стенке
Гибкость-тест (по Доленко)
Поднимание туловища из положения лежа (пресс-тест)
Бросок мяча с ближней дистанции (баскетбол)
Прыжок через скакалку за 1 мин
Подтягивание
Бег 6 минут
Бег 60 метров

Примерные предлагаемые зачеты (8-й класс)

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Бросок мяча из-за головы из положения сидя
Прыжок в высоту способом «перешагивание»
Акробатика и опорный прыжок
Лазанье по канату и висы и упоры
Лыжная подготовка
Бросок мяча после ведения и 2-х шагов (баскетбол)
Верхняя прямая подача (волейбол)
Прыжок в длину с разбега
Метание гранаты (или мяча 150 г)

Конечно, данные нормативы и зачеты являются примерными и могут изменяться в зависимости от особенностей преподавания предмета в том или ином учебном заведении.

Что дает данная система оценивания учащемуся?

1. Возможность самому решать судьбу своей отметки.
2. Возможность прогнозировать отметку.
3. Независимость от прихоти учителя.
4. Возможность сравнения своего результата с результатами учащихся всей школы.
5. Воспитание трудолюбия.
6. Стимул к росту физической подготовки.
7. Возможность лучшей подготовки к концу года.
8. Воспитание самодисциплины.

Что дает данная система учителю?

Система позволяет объективно оценить достижения отдельных учеников, всего класса, видеть недостатки в развитии физических качеств у отдельных учеников.

Что данная система требует от учителя?

Не секрет, что не все ученики с большим желанием выполняют те или иные физические упражнения: кто-то с удовольствием пробегал бы весь урок, а другого из-под палки не заставишь пробежать круг по стадиону. То же самое можно сказать и про другие дисциплины. Именно здесь должно включится все воображение учителя: необходимо постараться сделать так, чтобы все без исключения учащиеся были задействованы в учебном процессе, чтобы ни один из них не чувствовал на себе давления со стороны педагога.

Не подлежит сомнению, что интересное преподавание и учение с интересом можно считать одним из основных примеров ценности учебного процесса. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние ресурсы, а находить эти резервы – значит совершенствовать процесс обучения.

Интерес к деятельности снижает утомление: несмотря на трудность работы, ученик доводит ее до конца.

Развитию интереса школьников во многом способствуют такие приемы, как постоянное обновление содержания, самостоятельность работы. Новизна – стимул проявления любого, и особенно познавательного интереса. Также большим фактором развития интереса является фактор значимости. Широкое использование самостоятельных заданий, требующих проявления скрытых возможностей, оперирования обобщенным умением – стимул к учению, к познавательной и двигательной активности.

Общепризнанным стимулом, оказывающим влияние на развитие интереса, является успех, вызывающий положительные эмоции, удовлетворение, чувство собственного достоинства. И, наоборот, губительным для учебного процесса является однообразие, известность, чрезмерная повторяемость.

Поэтому в совершенствовании учебного процесса очень важно единство реализации всех функций обучения: образовательной, воспитывающей и развивающей. Главное назначение учителя – воздействовать на внутренние процессы ученика, обогащать их и поднимать на новый, более высокий уровень все обучение.

Немаловажную роль в развитии интереса имеют взаимоотношения «учитель – ученик», эмоциональность самого учителя, его коммуникативные качества, стиль преподавания.

Из опыта работы по внедрению рейтинг-системы

Рейтинговая система оценивания была введена в Ямновской средней школе в качестве эксперимента в 1994/95 учебном году в 8-х классах. В дальнейшем в эксперимент вводились новые классы, начиная с 5-го, а в классах, которые начали работать по этой системе раньше, он продолжался.

В настоящее время вся средняя и старшая школа обучается по данной системе, а в начальной школе проводится постепенная подготовительная работа.

В ходе работы по этой теме были введены некоторые изменения по сравнению с оригиналом, допустим, изменено количество баллов (изначально было 300, 450, 600).

Подавляющее большинство учеников с интересом обучается по данной системе оценивания, но, несомненно, есть и такие, кто не прочь погулять вместо урока и растерять те баллы, которые были набраны своим же трудом.

Валерий ТРОШИН,
МОУ Ямновская СОШ
Борский р-н,
Нижегородская обл.