Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2006

 


АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ

Нижегородская область

Аттестация на высшую квалификационную категорию

Вадим ЧИЧИКИНКаждый учитель проходит курсы повышения квалификации и аттестацию. Сотрудники кафедры теории и методики физического воспитания и ОБЖ Нижегородского института развития образования (НИРО) уверены, что при аттестации на высшую категорию принимать экзамен у учителя не вполне корректно по отношению к специалистам такого уровня. Кроме того, на экзамене всегда присутствует элемент субъективизма, показывающего отношение экзаменатора к экзаменуемому. Вместо этого педагоги должны воспользоваться шансом (предстоящей аттестацией) и продемонстрировать всем результат своей работы, а не отчитываться за свои знания, за то, что они прочитали в каком-то журнале или книге, а на экзамене готовы пересказать. Каждый специалист уровня «высшей квалификационной категории» должен (и может!) оставить после себя весомый след в педагогике.
Именно поэтому преподавателям физической культуры перед аттестацией на высшую квалификационную категорию мы рекомендуем в течение учебного года выполнить авторский проект и защитить его на итоговой конференции.
Чтобы учителям было легче это сделать, в НИРО «проектирование» ведется как одно из консультационных направлений повышения квалификации.

Ступень к профессионализму

На мой взгляд, всех преподавателей можно разделить на три категории. Это профессионалы, ремесленники и халтурщики.

Примерно 60% учителей – ремесленники. То есть люди, которые на стандартном уровне выполняют свои функции в соответствии с предъявленными им требованиями и собственными возможностями.

Количество педагогов-профессионалов, на мой взгляд, приблизительно равно проценту учителей высшей квалификационной категории, то есть около 10% от всех преподавателей. Остальные – халтурщики. Правда, среди них сегодня появилась особая группа «вынужденных халтурщиков», людей, которых жизнь заставила работать не на полную мощность: искать места для приработка, вести 40 и более часов в неделю (разве можно все эти часы проработать на полную мощность?). Это – сложившаяся сегодня скрытая форма безработицы: вакансии, на первый взгляд, заполнены, а работает один человек.

Профессионалов часто называют фанатиками, но я не люблю этого слова, потому что на фанатизме не должно что-либо держаться. С другой стороны, без фанатизма не может быть настоящего профессионала. О том, как становятся профессионалами, редко задумываются. С моей точки зрения, аттестация на высшую квалификационную категорию – это и есть та ступень, которая отделяет ремесленника от профессионала.

Слабое звено

На протяжении своей профессиональной карьеры я понял, что проектирование – слабое звено в подготовке учителей. Дело в том, что если взять любой учебник для педагогов, то мы увидим там лишь некоторые образцы работы преподавателя: там даются примеры планирования, а на каких основаниях оно построено, почему используются именно эти, а не иные технологии проектирования, до сих пор не объясняется.

Мы попытались решить эту проблему на частнопредметном уровне (в разделе «Теория и методика физического воспитания»). Однако довольно быстро пришли к заключению, что необходима научная редукция положений проектирования, отработанных ранее в теории деятельности, теории управления и в некоторых других частнонаучных теориях. Нам удалось создать свой вариант технологии проектирования, который и был предложен учителям физической культуры Нижегородской области.

Надо сказать, что сначала предложенную технологию проектирования преподаватели-практики встретили в штыки: «Я прихожу на урок и просто работаю. Мне ничего не нужно при этом ни изменять, ни анализировать. У меня все в голове!» Но прошло совсем немного времени, и даже наиболее агрессивные противники реализации технологии отметили, что это было для них нужно и важно: при этом появляется система, и сразу ощущается ее эффективность в работе.

О лимите учебного времени и проектной работе

Учителя физической культуры почти все проектируют учебную деятельность по четвертям, безотносительно к многолетнему распределению учебного материала, и, возмущаясь, задают типичный вопрос: «Можно ли изучить материал раздела «легкая атлетика» за 18 учебных часов?» На самом деле учитель работает с ребятами не один год, а 11 лет. 68 часов в учебном году, умножим их на 11 лет – получается около 750 часов. В программе существует несколько основных разделов. Разделите – получается примерно 120–130 часов на каждый раздел. Если педагог будет проектировать задачи и цели, исходя из этого объема учебных часов, то можно научить многому.

Кроме того, когда человек делает собственный проект, он исходит из возможностей своей школы, своих учеников, из своего собственного опыта, специализации, способностей. У нас, например, около 1600 преподавателей, и все они отличаются друг от друга. Изменения, поправки должен вносить каждый конкретный учитель. Мне часто говорят: «Можно, я открою просто какое-либо пособие и буду по нему работать?» Почему же нет, можно, конечно, если все в данном пособии соответствует вашим условиям и возможностям. А если не соответствует, тогда можно на основе этого пособия разработать собственный вариант планирования.

Какие бывают проекты?

К нам приходят разные люди, их взгляды на физическую культуру порой очень сильно отличаются друг от друга. Каждый имеет возможность создать свой проект, тот, который ближе, важнее, интереснее именно ему. Мы обязательно знакомим слушателей с различными направлениями, которые существуют сегодня в педагогике. Например, хоть я и не разделяю точку зрения, представленную в спортивно-ориентированной концепции физического воспитания школьников, но, если учителю эти идеи близки, он делает соответствующий проект, а мы ему помогаем.

 Спортивная подготовка и физическое воспитание

Иногда тренеры спортивных школ утверждают, что сегодня к ним приходят менее подготовленные дети, чем это было лет 10–15 назад: «Если раньше на подготовку мастера спорта уходило 4–5 лет, сейчас – на год-два больше. К нам приходят дети, которые не умеют выполнять элементарные спортивные движения».

Я считаю, что в настоящее время предпринимается попытка искажения сущности учебного предмета «физическая культура». Физическая культура нужна не для того, чтобы подготовить человека к спортивным успехам. Этот предмет существует как средство социализации. Физическая культура должна подготовить человека к жизни, а не только к занятиям спортом. Есть досуговая деятельность, реабилитационная, производственная, бытовая, спортивная... Готовность к различным видам деятельности – необходимое условие дальнейшей социализации детей; в обучении именно этому – смысл нашего предмета.

Вадим ЧИЧИКИН,
зав. кафедрой теории и методики
физического воспитания и ОБЖ НИРО