Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2005

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

ТЕМА: Содержание образования

Раздумья о программах

Большое значение для правильной и интересной работы по физическому воспитанию в школе имеет выбор программы, по которой работает учитель физической культуры. Однако в последнее время все сводится опять только к одной программе, которая не учитывает специализацию учителя физической культуры. При обучении в вузе недаром же вводится специализация, на которую отводится достаточное время вузовской программы.

Для того чтобы заинтересовать учащихся физическими упражнениями, учитель должен хорошо владеть навыками этих упражнений, знать методику обучения и большое количество подготовительных и подводящих упражнений.

По заданию Министерства образования России была подготовлена программа по физической культуре с углубленным изучением баскетбола. Многие школы России приняли эту программу, а ее авторы получили одобрительные рецензии. Эта программа нашла отклик у учителей, которые знают баскетбол, владеют его методикой и используют различные подготовительные упражнения. В Москве, например, в настоящее время проводятся соревнования по баскетболу среди учащихся 3–4-х классов. А ведь, чтобы принимать участие в этих соревнованиях, детей надо научить этой игре, и начинать надо так рано. Интерес прививается на уроках физической культуры, где используется материал баскетбола в достаточном объеме, и только после этого дети начинают посещать спортивные школы по баскетболу и школьные спортивные секции, где занятия по баскетболу проводятся в качестве дополнительного образования.

И дело не только в материале баскетбола, а в том, чтобы учитель физической культуры мог использовать свои знания в каком-либо виде спорта для своей работы. Возможно, назрела необходимость подготовить программы и с углубленным изучением волейбола, ручного мяча, гимнастики, лыжной подготовки, легкой атлетики. Необходимо, чтобы все программы учитывали сложившиеся подходы к физическому воспитанию школьников и учителя не вели занятия с использованием только своего любимого вида физических упражнений и спорта. Дети должны быть разносторонне физически подготовлены. Они должны уметь ходить на лыжах, выполнять силовые упражнения, быстро бегать, далеко прыгать и метать. Именно для этого необходимо включать в содержание программы гимнастику, которая развивает координацию движений, гибкость и силу; легкую атлетику, способствующую развитию быстроты движений, силы и выносливости, развивающую физические качества, необходимые учащимся в жизни. А такой прикладной вид физических упражнений, как лыжная подготовка, хорошо развивает выносливость, силу и другие морально-волевые качества школьника. Вот почему эти разнообразные физические упражнения, способствующие гармоническому физическому развитию и укреплению здоровья детей, должны в обязательном порядке присутствовать в содержании обучения школьников. Тем более что в Законе «Об образовании» в статье 14 сказано, что «содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно».

И, конечно, эти программы должны быть отрецензированы и одобрены кафедрами и кабинетами областных и городских институтов усовершенствования учителей, в которых много высококвалифицированных специалистов по физической культуре.

Евгений ЛИТВИНОВ,
к. п. н., учитель физической культуры,
школа № 131,
г. Москва

 

Рейтинг@Mail.ru