Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2005

ТРАВМАТИЗМ НА УРОКАХ

 

Глазами подростка, или Послания взрослых

Подростки. Они хотят доказать себе и другим собственную значимость, проявить волевое напряжение, преодолеть себя.

Дело в том, что в подростковом возрасте происходит наибольшее рассогласование в развитии физическом, социальном и познавательном. С одной стороны, это уже достаточно развитые физически молодые люди, с другой – еще многое не осмыслено, не понято. Подростки часто используют навязанные извне стереотипы поведения («так надо», «так все делают» и т.п.), а собственного переосмысления происходящего у них пока не произошло. И самое главное. Почти каждый подросток убежден, что, несмотря на его опрометчивость и постоянный риск, все будет хорошо: «С кем-то может произойти плохое, но не со мной». Это специфика подросткового мышления, проявление подросткового эгоцентризма.

Чтобы понять мотивы поступков ребят, важно помнить об особенностях подросткового возраста, постараться с высоты своего жизненного опыта прояснить для них некоторые вещи, например, значимость и ценность их жизни. И не просто сообщать им что-то, а постараться натолкнуть ребят на раздумье, обсудить с ними реальные случаи. Ведь еще одной особенностью подросткового возраста является активизация дискурсивного – рассуждающего – мышления. Лучше всего они понимают и принимают ту информацию, которая обсуждалась, вызывая споры, которая побуждала к раздумью, переносу на себя: «А как бы я поступил», «Для чего мне это нужно?», «Какой для меня в этом смысл?» и т.д.

Однако, обсуждая вопрос о трагических случаях с подростками, кроме специфики этого возраста, с его импульсивностью, частой безрассудностью, а также подчиненностью («надо») и социальной неопределенностью («взрослый или ребенок»), важно обратить внимание на высказывания в адрес взрослеющего человека близких взрослых. Слова родителя, учителя, связанные с оценкой поведения ребенка, с пожеланием в его адрес, с приказом что-то сделать или, напротив, не сделать, усваиваются им и могут заметно влиять на поступки подростка и на его последующую жизнь.

Американский психиатр Э. Берн обнаружил и доказал, что большое значение в жизни человека имеют такие «сценарии», «послания», отправленные близкими взрослыми. Его теория получила развитие в многочисленных работах последователей. Были выявлены негативные послания, которые вынуждают, заставляют действовать. Они связаны с мучительными переживаниями и усилиями: «Поторапливайся!», «Будь лучшим!», «Радуй других!», «Естественно, ты снова промахнулся!», «Ну и глупый же ты!» и т.д.

В противовес им существуют позитивные послания, которые стимулируют эффективность, личностное развитие человека, приносят удовольствие: «Управляй своим временем сам!», «Будь реалистом!», «Преуспевай, как можешь!», «Подумай также о себе!» и т.д.

Часто послания передаются в форме высказываний, приказов, оценок. Например, ребенок слышит от значимых для него людей: «Что ты все время так стараешься, обойдутся на этих соревнованиях без тебя» (послание – «Не участвуй»); «Это тебе еще рано обсуждать» (послание – «Не будь взрослым»); «Ну что ты плачешь, ведь уже не больно», «Мало ли что у тебя болит, потерпишь, не умрешь» (послание – «Не чувствуй»). Каждый человек выбирает из многочисленных посланий те, которые оказывают наиболее сильное влияние, и ведет себя в соответствии с ними. Происходит это, как правило, на бессознательном уровне.

При рассмотрении причин трагедий, которые являются следствием физической нагрузки, особо актуальными для нас являются послания: «Не чувствуй», «Старайся!», «Не будь самим собой!». В результате подросток старается не чувствовать недомогания, добежать дистанцию, выполнить норматив и не хочет считаться с тем, что есть в реальности (боль, недомогание). Нам, взрослым, важно задуматься, какие сценарии жизни своими высказываниями мы формируем у детей.

Хочу привести достаточно яркий пример, связанный с социокультурными и индивидуальными различиями в усвоении посланий. Мы со студентами ходили в достаточно сложный поход. В группе был паренек из Германии, он проходил в нашей стране альтернативную службу и решил тоже пойти в поход. За два дня до завершения маршрута, когда мы уже шли по дороге, где раз в сутки проезжали грузовики, Андрэ (так звали молодого человека) подвернул ногу. Идти он мог, но ему было больно. Он предложил дождаться грузовика и доехать до станции. На это руководитель похода ответил, что так поступить мы не можем, у нас поход второй категории сложности, нам требуется пройти определенный километраж. Оставить Андрэ одного ждать машину, как он просил, мы тоже не могли. Руководитель не понимал требования и просьбы Андрэ: «Ничего страшного с твоей ногой нет. Посмотри, у нас у всех что-то болит, вон у Кати – позвоночник, вообще у нее сколиоз, и, ничего, идет, а у Вовы сотрясение мозга недавно было, сейчас голова болит, и тоже не плачется, терпит». Так он перечислил чуть ли не всю группу. Молодой человек искренне не понимал и спрашивал: «А зачем так мучиться, ради чего, если мне больно, если можно просто дождаться машины?» Мы дружно убеждали его, что важно получить категорию похода, нужно закалять характер и т.д. Потом он шел по дороге и спрашивал нас: «А туризм для вас – это что?» А потом подумал и полушутя, полусерьезно сказал: «Лучше бы я у себя в армию пошел».

Чувства, которые испытывает человек, не являются знаком слабости. Однако усвоенный запрет на чувства, в том числе и на чувство боли, приводит к тому, что человек (чаще именно молодой человек) отвергает важную для здоровья, а иногда и для жизни, информацию. Он держит себя в руках до тех пор, пока не свалится. И выполняет предписание «не чувствуй», чтобы выполнить еще одно – «радуй других!». Он не осмеливается сказать «нет!», чтобы не потерять признания, выкладывается, чтобы его любили. А близкие ему взрослые так редко отправляют ему послание: «Подумай также о себе!», что подразумевает внимание к себе, своему самочувствию и самоощущению, умению говорить «нет!».

Алла ФОМИНОВА,
к. п. н

.

Рейтинг@Mail.ru