Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2005

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Педагогический университет «Первое сентября»

Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры

Курс ведет Вадим Альбертович РОДИОНОВ

Лекция N 8

Развитие навыков социально безопасного поведения
на уроках физической культуры

«Спокойствие, только спокойствие!»
А. Линдгрен

Социально обусловленные риски и их профилактика

Одним из печальных симптомов нашего времени является то, что вместо термина «психологический комфорт» мы все чаще употребляем термин «психологическая безопасность». Год от года возникают все новые опасные для жизни и здоровья факторы. Это техногенные катастрофы, террористические акты, опасность нахождения в городе боевого оружия и т.д. Да и в структуре заболеваемости детей школьного возраста все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Вредные привычки, закрепляясь под негативным влиянием социальной среды, неизбежно приобретают форму чрезвычайно опасных заболеваний.

Профилактику социальных рисков в школах осуществляют по-разному. Как правило, наиболее распространенным вариантом является курс ОБЖ. В зависимости от предпочтений автора учебника курс может ориентироваться на изучение правил поведения во время наводнения или лесного пожара (теория), а также разборку и сборку автомата Калашникова и строевой шаг (практика).

В последние годы получили распространение программы, направленные на профилактику употребления наркотиков, алкоголя и табака. Часть из них по форме напоминает традиционные уроки, другие построены в виде тренингов, что намного повышает их эффективность.

Не умаляя достоинств существующих программ, автор выбрал иной вариант. Тематика занятий не стремится охватить все существующие экстремальные ситуации. Главным в них представляется развитие умения прогнозировать возможность возникновения экстремальной ситуации, способность быстро ориентироваться, сохраняя спокойствие и твердость духа в любой сложной ситуации. Занятия позволяют осваивать и некоторые прикладные навыки: их содержание и количество учитель может определить самостоятельно.

Развитие здорового жизненного стиля у младших школьников

Тема 1. «Слушать и слышать».

Цель: развитие моторно-слухового восприятия и моторно-слуховой памяти.

Инвентарь: обручи.

Вводная часть: беседа о различиях в понятиях «слушать» и «слышать», а также о ситуациях, когда важна информация, воспринимаемая на слух (переход улицы, посадка в транспорт и др.).

Разминка: ходьба в колонне, легкий бег, ходьба с построением в звенья.

ОРУ «Лошадка»:

  1. «Запряги лошадку». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. 1–2 – поднять руки вперед ладонями вверх, пальцы согнуть в кулаки; опустить руки.
  2. «Лошадка поднимает ногу». И.п.: ноги слега расставлены, руки на поясе. 1–2 – поднять правую ногу, согнуть в колене; 3–4 – вернуться в и.п.; то же – для другой ноги.
  3. «Проверь подкову». И.п.: стоя на коленях, руки внизу. 1–2 –наклониться вперед, поставить прямые руки на пол; 3–4 – вернуться в исходное положение.
  4. «Лошадка бьет копытом». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. 1–2 – выставить правую ногу на носок, руки поднять вверх; 3–4 – вернуться в исходное положение. То же – для другой ноги.
  5. «Поехали на лошадке». И.п.: ноги слегка расставлены, руки согнуты у пояса, пальцы сжаты в кулаки. Полуприседы на каждый счет.

В основной части предлагаются подвижные игры «Движение по памяти», «Лови, бросай, упасть не давай», эстафета «Болото». В первой игре водящий ребенок изучает (проходит для запоминания) по начерченной зигзагообразной линии. Затем проходит по ней с закрытыми (завязанными) глазами. Выигрывает тот, кто лучше справится с упражнением. Во второй игре мяч перебрасывается в одном направлении по кругу между стоящими на расстоянии 2 метра учащимися. По сигналу учителя дети меняют направление передачи мяча.

Заключительная часть: ходьба змейкой за водящим.

Домашнее задание: запомнить и суметь показать упражнения «Лошадка».

Примечание для учителя. В занятиях по теме можно также использовать упражнения:

– «Запомни движение»: дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их самостоятельно в обратном порядке.

Примеры движений:

1. Присесть, встать, поднять руки, опустить руки;
2. Отставить правую ногу вправо, приставить; отставить левую ногу влево, приставить;
3. Присесть, встать, повернуть голову вправо, повернуть голову влево, повернуть голову прямо.

– «Запретная цифра»: играющие стоят по кругу. Выбирается «запретная» цифра, например, 3, вместо произнесения которой участник хлопает в ладоши. Игра начинается, когда первый ребенок говорит «один», следующий продолжает счет и так до трех. Вместо цифры 3 следующий участник хлопает в ладоши. Счет продолжается, нельзя произносить числа с цифрой 3, например, 143, 23 и т.д. Сказавший число с цифрой 3 выбывает из игры. В зависимости от возраста игра может усложняться: нельзя произносить числа, которые делятся на 3.

– «Бабочки и стрекозы»: играющие в двух шеренгах располагаются в середине площадки на расстоянии одного шага спиной друг к другу. Команды получают названия «Бабочки» и «Стрекозы». Ведущий, стоя сбоку, называет одну из команд. Ее игроки должны как можно быстрее убежать за линию, обозначенную в 10 шагах перед ними. Игроки другой команды, повернувшись кругом, устремляются вдогонку. Сколько игроков они сумеют осалить до черты дома, столько получают очков. Из игры никто не выбывает, все участники вновь выстраиваются по шеренгам. Побеждает команда, сумевшая за одинаковое количество перебежек набрать большее количество очков.

Примечание. Вызывать команды можно в произвольном порядке. В исходном положении дети могут сидеть или стоять на коленях.

Тема 2. «Главное – внимание!»

Цель: развитие внимания, способности к переключению.

Вводная часть: проверка домашнего задания.

Разминка: ходьба в колонне, бег, ходьба змейкой.

ОРУ «Цапля»:

  1. «Цапля машет крыльями». И.п. – о.с. 1 – поднять руки в стороны; 2–3 – волнообразные движения руками; 4 – опустить руки.
  2. «Цапля достает лягушку из болота». И.п.: ноги на ширине плеч, левая рука на поясе, правая внизу. 1–2 – наклониться, дотронуться правой рукой до носка левой ноги, колени не сгибать; 3–4 – вернуться в и.п. То же – для другой ноги.
  3. «Цапля стоит на одной ноге». И.п.: руки на поясе. 1–2 – развести руки в стороны, поднять правую ногу; 3–4 – вернуться в и.п. То же – для другой ноги.
  4. «Цапля глотает лягушку». И.п.: сед на коленях (на пятках). 1 – поднять руки вверх и хлопнуть над головой, одновременно приподняться на коленях; 2 – вернуться в исходное положение.
  5. «Цапля стоит в камышах». И.п.: руки на поясе. 1–2 – наклониться вправо; 3–4 – вернуться в и.п. То же – влево.
  6. «Цапля прыгает». И.п.: руки на поясе. 1 – прыжком правая нога вперед, левая назад; 2 – вернуться в и.п.; 3 – прыжком левая нога вперед, правая назад; 4 – вернуться в и.п. На 4 счета – ходьба на месте.

Основная часть. «Скопируй позы»: два участника игры стоят лицом друг к другу. Один из них примерно на 5 секунд принимает определенную позу, затем возвращается в исходное положение. Второй участник должен повторить позу. Затем они меняются ролями. Затем в игре принимают участие две пары детей, потом играют трое на трое, четверо на четверо и т.д. Выигрывают те, кто выполнил задание успешнее. Остальные дети могут выступать в роли арбитров.

Учитель напоминает о внимании, которое необходимо на улице. Учащимся предлагается объяснить: почему и для кого именно внимание важно (для водителей и для пешеходов). Затем с постепенным ускорением выполняется упражнение «Машины и пешеходы». Учащиеся делятся на две команды: «машины» и «пешеходы». «Машины» идут по параллельным «улицам» змейкой на полусогнутых ногах, руки перед собой «сжимают руль». «Пешеходы» пересекают «улицу» в отведенных местах. Водящий-«милиционер» поднимает руку – движутся «машины», опускает – идут «пешеходы». Если кто-либо во­время не останавливается, его штрафуют (выводят из игры).

Подвижная игра «Гонка мяча». В этой игре две команды встают в две шеренги друг против друга на расстоянии 3–5 м. В каждой команде играющие рассчитываются на первый и второй номера. Первые номера в обеих шеренгах составляют одну команду, вторые – другую. По сигналу прогоняют (перебрасывают) мяч сначала первые номера, потом вторые. Каждая команда прогоняет мяч до 5 раз. Передавать мяч следует только игроку своей команды и в порядке очереди. Принимая мяч, играющий может выходить из шеренги. Играющий, уронивший мяч, передает его команде противника. Ведущий считает штрафные очки за каждый упавший мяч. Побеждает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков.

Заключительная часть: бег с переходом на ходьбу змейкой за водящим.

Домашнее задание: во время прогулки наблюдать за полетом воробьев, других птиц, стараясь не выпускать их из виду.

Тема 3. «Смотреть и видеть».

Цель: развитие наблюдательности в процессе двигательной активности.

Вводная часть. Учитель приводит примеры наблюдательности («Дерсу Узала», «Следопыт», «Приключения Шерлока Холмса»), затем разговор переходит на роль наблюдательности в современной жизни: при переходе улицы (как для пешехода, так и для водителя), в армии, при покупках в магазине, в подвижных и спортивных играх, на воде, при входе в подъезд дома.

Разминка: ходьба в колонне, легкий бег со сменой направления по сигналу: 1 хлопок – повернуться и бежать в противоположном направлении, 2 хлопка – повернуться на 360 градусов и бежать в том же направлении.

ОРУ «Самолеты»:

  1. «Мотор». И.п.: ноги параллельно, руки внизу. Поднять руки вперед, вращать согнутыми в локтях руками одна вокруг другой, вернуться в и.п.
  2. «Насос». И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперед, попеременно поднимать и опускать руки, согнутые в локтях, вернуться в и.п.
  3. «Ремонт колес». И.п.: ноги параллельно, руки внизу. Поднять правое колено, хлопнуть по нему обеими руками, опустить. Выполнить то же движение, но поднимать левое колено.
  4. «Самолеты взлетают». И.п.: то же. Присесть, руки вытянуть в стороны, встать.
  5. «Самолеты летят». И.п.: то же. Поднять руки в стороны. Опустить.

Ведущий говорит о том, что правильно выполнить упражнение учащимся помогло внимание, а затем, переходя к основной части, предлагает проверить наблюдательность присутствующих. Выполняется упражнение «Близкие знакомые»: водящий, отвернувшись, должен описать внешний вид одноклассников (кто во что одет, какого цвета глаза, у кого из девочек самые длинные волосы и т.д.). При смене водящего меняются и вопросы, например, ведущий спрашивает: кто из присутствующих самый высокий? Самый маленький? Назвать всех присутствующих по порядку (по росту); в обратном порядке. Какого цвета глаза у самого высокого ученика, какого цвета волосы? У кого и с кем одинаковая одежда? У кого верхняя часть одежды красного (белого, синего) цвета? Могут задаваться и другие вопросы.

Затем предлагается игра «Расставить посты»: дети, построенные колонной, во главе с «командиром» идут друг за другом. Когда «командир» хлопнет в ладоши, замыкающий колонну должен остановиться. Если раздаются два хлопка, должны остановиться двое из замыкающих, если раздается три хлопка, то никто не останавливается. Игра заканчивается, когда «командир» расставит всех участников игры.

Следующая игра – «Успей подхватить»: играющие стоят в кругу, рассчитавшись по порядку номеров. Ведущий подбрасывает мяч, одновременно называя один из номеров. Вызванный должен подхватить его. Если ему это удается, он становится ведущим.

Заключительная часть может быть такой же, как и в предыдущем занятии.

Домашнее задание: по дороге из школы домой опрашивать друг друга, что они только что видели (какая машина только что проехала мимо, мужчина или женщина прошли мимо, в чем одеты, сколько ступенек на лестнице и т.д.).

Примечание для учителя. В занятиях по теме можно также использовать упражнения:

– «Запомни свое место»: участники стоят в кругу, каждый должен запомнить свое место. Когда звучит музыка или подается сигнал, они разбегаются, но с окончанием музыки или по новому сигналу каждый должен вернуться на свое место.

– «Крепость»: в центре помещения обозначается круг, который является крепостью. Игроки делятся на две команды: защитники и нападающие. Нападающие должны прорваться сквозь кольцо защитников, наступить на круг (крепость) и не быть при этом пойманными. Пойманный нападающий выбывает из игры.

Нападающим засчитывается очко, если они завоюют крепость. Если же всех нападающих поймают защитники, участники игры меняются ролями, но очков не получает никто. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Тема 4. «Уметь сосредоточиться».

Цель: развитие способности к сосредоточению.

Инвентарь: детские мячи, магнитофон с релаксационной музыкой.

Вводная часть. Беседа о понятии и роли сосредоточения (на уроке, в отдельных играх, на работе).

Разминка выбирается произвольно. Затем выполняются ОРУ с мячом:

  1. И.п. – о.с.: мяч внизу в обеих руках, подбросить и поймать мяч двумя руками.
  2. То же, но после отскока мяча.
  3. То же, но мяч ловить одной рукой.
  4. И.п.: ноги на ширине плеч, мяч внизу. Наклониться вперед, прокатить мяч вокруг правой ноги, вокруг левой, вернуться в и.п.
  5. И.п.: ноги на ширине плеч, мяч перед грудью. Повернуться вправо, отвести правую руку с мячом в сторону, вернуться в и.п. То же – в левую сторону.
  6. И.п. – о.с.: мяч внизу. Подняться на носки, мяч вытянуть вперед, вернуться в и.п.
  7. И.п. – о.с.: мяч держится произвольно. Подбросить мяч, повернуться кругом, поймать его.

Основная часть. «Вернись на место»: на полу рисуется или выкладывается лентой круг диаметром около одного метра. Водящий становится в круг, закрывает глаза (можно их завязать), делает 4 шага вперед, поворачивается на 180 градусов и, возвращаясь обратно, должен снова оказаться в круге.

«Кто быстрее»: двое-трое водящих располагаются в кругу, остальные – за линией круга. По сигналу игроки входят в круг и выходят из него. Водящие стараются их поймать. Пойманные начинают ловить. Водящие не имеют права выходить из круга. После игры ведущий на примере игры показывает как важно уметь сосредотачиваться.

В заключительной части выполняется упражнение «Факир»: дети садятся на маты (коврики), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, голова опущена, спина и шея расслаблены, глаза закрыты. Пока звучит расслабляющая музыка, дети отдыхают.

Домашнее задание: выполнить упражнение на сосредоточение (внимательное разглядывание предмета в течение 2–3 минут, потом, закрыв глаза, описать его).

Примечание для учителя. В занятиях по теме можно также использовать упражнения:

– «Будь внимателен»: дети стоят в шеренге и, желательно под музыку, маршируют. Учитель произвольно и с разными интервалами дает команды. Дети должны выполнять их:

Зайчики! – Дети прыгают, имитируя движения зайцев.
Лошадки! – Дети ударяют ногой об пол, будто лошадь бьет копытом.
Раки! – Дети пятятся назад, как раки.
Птицы! – Бегают, раскинув руки, или, стоя на месте, машут руками.
Аист! – Прыжки на месте на одной ноге.
Лягушка! – Присесть и скакать вприсядку.

– «Волшебное слово»: дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если это слово не произносится, дети остаются неподвижными.

– «Замри»: дети произвольно расходятся по игровому помещению. По команде «Замри» (или иному звуковому сигналу) каждый из них принимает позу, отражающую конкретное действие (землекоп, прыгун, штангист). Ведущий смотрит и определяет, кто шевелится или принял несодержательную позу. Такой ребенок считается проигравшим и отходит в сторону (садится на скамейку). Игра повторяется несколько раз. Выигрывают те, кто не нарушил правила.

Тема 5: «Инструмент, который всегда с тобой».

Цель: развитие глазомера.

Инвентарь: детские мячи, обручи, кегли, рулетка.

Вводная часть. Беседа о понятии и роли глазомера в повседневной жизни.

Разминка. Ходьба со сменой направления, перестроения через центр в две колонны. Бег в парах, взявшись за руки, с резкой остановкой по сигналу (следить, чтобы пары не разрывались). Спокойная ходьба, построения в звенья.

ОРУ с обручем:

  1. И.п. – о.с.: обруч в руках, пальцы рук обращены наружу. Движениями кистей рук перевести обруч за спину; вернуть в и.п.
  2. И.п. – о.с., но пальцы рук обращены внутрь. Шагнуть в обруч сначала одной, потом другой ногой, вернуться в и.п.
  3. И.п.: руки вверх, обруч в руках. Присесть, вставая, согнуть руки и опустить обруч на уровень плеч, вернуться в и.п.
  4. И.п.: то же, наклоны с обручем в стороны, вперед, назад.
  5. И.п. – о.с.: обруч лежит на полу. Сделать шаг правой ногой в обруч, взять его двумя руками, выпрямляясь, «надеть» обруч, «снять» обруч, положить на место, вернуться в и.п.; то же – для другой ноги.
  6. Попытаться сделать упражнение «хула-хуп» – вращение обруча на туловище.

Основная часть. Подвижная игра «Запомни свое место» (дети стоят в кругу или в различных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Когда звучит музыка или подается сигнал, они разбегаются, но с окончанием музыки или по новому сигналу каждый должен вернуться на свое место).

Упражнение «Перебрось мяч» может выполняться в различных условиях. В спортивном зале учащимся можно предложить попасть в баскетбольную корзину броском мяча снизу. Возможные варианты – сбить расставленные кегли, бросить мяч на определенное расстояние (от 2 до 10 м).

Заключительная часть. Глазодвигательные упражнения: по команде учителя посмотреть вправо, влево, вверх, вниз.

Домашнее задание: определить (в шагах) с помощью глазомера расстояние между деревьями, домами, проверить себя.

Примечание для учителя. В занятиях по теме можно также использовать упражнения:

– «Мяч с переходом»: учащиеся стоят в две колонны, расстояние между которыми 3–4 м. В руках у впереди стоящего в первой колонне мяч, который он перебрасывает впереди стоящему из второй колонны, а сам перебегает в конец своей колонны. Следующие повторяют действие. Игра может проводиться в виде эстафеты.

– «Подсечка и надсечка»: участники игры становятся в колонну по одному на расстоянии вытянутых рук. Двое ведущих, взяв за концы метровую палку, идут по обеим сторонам колонны навстречу играющим, как бы подсекая их палкой, приподнятой примерно на 30 см от пола. Играющие должны перепрыгнуть ее. Одновременно из-за спин играющих идут еще двое ведущих, взяв за концы метровую ленту и держа ее примерно на 10 см ниже роста играющих, которые должны пригибаться, чтобы лента их не коснулась. Задевшие палку или ленту выбывают из игры.

Тема 6. «Все преодолеем».

Цель: развитие ловкости, координации, скоростных качеств, инициативности, находчивости, рациональности.

Инвентарь: малонабивные или баскетбольные мячи, обручи, гимнастические скамейки, маты, мел.

Вводная часть: учитель объясняет детям цель выполнения упражнений: подготовка к сложным ситуациям современной жизни, возможности возникновения рискованных ситуаций и необходимость быть физически и психологически готовым к тому, что эти ситуации необходимо избегать. Затем рассказывается об условном путешествии с преодолением препятствий. Для разминки – ходьба, легкий бег, бег с перепрыгиванием через ручей (в нескольких местах обозначить мелом ручей шириной 30–50 см).

ОРУ с гимнастической скамейкой, по обе стороны которой лежат маты: встать правым боком к скамейке, и.п. – о.с. 1 – встать правой ногой на скамейку; 2 – встать обеими ногами; 3 – правую ногу поставить на пол; 4 – и.п. То же – в другую сторону. И.п.: то же. 1 – перешагнуть через скамейку; 2 – сесть на нее верхом; 3 – встать; 4 – вернуться в и.п. с другой стороны скамейки. То же – в другую сторону. И.п.: сед на скамейке верхом, руки опущены. 1 – обхватить руками края скамейки; 2 – согнуть руки; 3 – выпрямить руки; 4 – и.п. Встать лицом к скамейке, и.п., руки на поясе. 1 – встать правой ногой на скамейку; 2 – встать обеими ногами; 3 – руки вперед; 4 – руки вверх; 5 – руки на пояс; 6 – руки вниз; 7 – опустить правую ногу на пол; 8 – встать в и.п. То же – с левой ноги.

Основная часть: «Полоса препятствий». Станции: 1) бег; 2) лазанье; 3) перенос тяжестей; 4) продвижение по узкой полосе; 5) пролезание; 6) прыжки по кочкам; 7) перенос тяжести; 8) бег.

Содержание упражнений: учащийся бежит к гимнастической лестнице, залезает на 4 звена, спускается вниз – берет набивной мяч и бежит с ним к гимнастической скамейке, где кладет мяч, и идет по скамье (учитель следит, чтобы учащийся не бежал), спускается – пролезает под матами, поставленными туннелем, – продвигается прыжками, наступая в круги, обозначенные обручами, – бежит к мячу, оставленному у гимнастической скамейки, переносит его на исходную позицию – бегом возвращается к месту старта.

Для усложнения может быть введена фиксация времени прохождения полосы.

Заключительная часть. Учитель хвалит детей, отметив лучших на различных станциях.

Домашнее задание: придумать жизненные ситуации, которые бы соответствовали препятствиям «полосы».

Тема 7. «Приемы избегания агрессивных намерений» (для 3–4-х классов, по усмотрению учителя).

Цель: обучение правилам поведения в случаях агрессивных посягательств, элементарным приемам самозащиты.

Инвентарь: детский мяч.

Вводная часть. Беседа о необходимости владеть комплексом приемов самозащиты (не нападения!). Таким приемам предшествуют специальные стойки и движения.

После разминки (как в занятии 8) учащиеся выполняют ОРУ в парах.

Стоя в две шеренги лицом друг к другу:

  1. Взяться за руки (упереться ладонями) – попеременное сгибание и выпрямление рук с сопротивлением.
  2. То же, но одновременное.
  3. Руки вперед (у одного ладонями вниз, у другого ладони лежат сверху). Первый медленно поднимает руки, преодолевая сопротивление второго.
  4. То же ладонями вверх.
  5. И.п.: стоя спиной друг к другу, взяться под руки. Наклоны в стороны.
  6. И.п.: то же, приседание.
  7. И.п.: то же – «перетягивание» (каждый стремится сделать несколько шагов вперед и утянуть за собой партнера).

Основная часть. Разучивание стоек «всадника», «лучника» и движений «блок кулаком», «блок ребром ладони».

«Всадник»: учащиеся «сидят верхом» на воображаемом коне (ноги чуть шире плеч, полусогнуты, носки немного внутрь, корпус прямой, руки на уровне пояса ладонями вверх, пальцы сжаты в кулак («держат поводья»).

Поза «лучника»: правая рука впереди ниже уровня глаз, ладонь прямая, пальцы плотно сжаты, большой палец прижат к ладони; левая рука у пояса, как в позе «всадника». Упражнение: плавная, постепенно ускоряющаяся смена рук.

Блок кулаком и блок ребром ладони выполняются следующим образом. Защищаясь от удара сверху-сбоку воображаемого противника, учащиеся из положения «поза всадника» выбрасывают вперед и вверх согнутую в локте руку, подставляя «под удар» внутреннюю часть предплечья. Смена рук.

Далее учащиеся делятся на пары, выполняется упражнение «Петушки»: два участника находятся в кругу диаметром 3 метра, стоя на одной ноге. Одна рука поддерживает поднятую ногу, другая прижата к туловищу. Необходимо вытолк­нуть соперника за пределы круга.

Основную часть завершает игра «Кто быстрее?»: двое-трое и водящий располагаются в кругу, остальные – за линией круга. По сигналу игроки быстро входят в круг и выходят из него. Водящие стараются их поймать. Пойманные становятся «ловишками». Водящие не имеют право выходить из круга.

В заключительной части выполняется один из описанных выше комплексов дыхательных упражнений.

Домашнее задание: учить и повторять стойки и движения.

Следующее занятие по теме проводится по аналогии с предыдущим.

Инвентарь: скакалка и гимнастическая палка.

Изменения и дополнения: групповое выполнение домашнего задания. В основной части проводятся парные упражнения: стоя в две шеренги лицом друг к другу.

  1. Первый номер медленно выполняет боковой удар левой рукой. Второй выполняет блок кулаком. Смена рук. Смена номеров.
  2. Первый номер медленно выполняет удар сбоку-сверху левой рукой. Второй выполняет движение «блок ребром ладони». Смена рук. Смена номеров.
  3. Первый номер делает движение, имитирующее захват (за грудь, за рукав и т.д.). Второй делает отскок или отход в сторону (сайд-степ). Смена номеров.
  4. Первый номер протягивает раскрытую ладонь сопернику. Второй с полушагом левой ноги вперед протягивает ему руку, которую первый номер захватывает. Второй номер, разворачивая предплечье и выставляя локоть вперед, опускает кисть, одновременно делая шаг правой ногой вперед-влево. С последним движением завершается вырывание. Смена рук. Смена номеров.
  5. Первый берет «за грудки», второй:
    а) делает двумя руками обрубающее движение сверху;
    б) разводящий блок снизу с движением локтей вверх.
    Смена номеров.

Предварительно учащимся объясняется понятие первого и второго номеров при изучении элементов единоборства: первый номер имитирует нападение, второй – защиту. Каждое упражнение сначала проделывается медленно.

Вместо игры «Кто быстрее?» проводится игра «Подсечка и надсечка», описанная в занятии 9.

Домашнее задание: аналогично заданию на предыдущем занятии.

Очередное занятие по теме проводится по аналогии с предыдущим.

Цель: обучение правилам поведения в случаях агрессивных посягательств, элементарным приемам самозащиты.

Инвентарь: детский мяч.

Вводная часть. Учащиеся усваивают понятия пассивной и активной защиты. Наблюдение за изменением окружающей ситуации является пассивной формой самозащиты, а вырывание – ее активной формой. Учитель напоминает о роли наблюдательности как пассивной формы самозащиты.

Далее в качестве разминки следует групповое выполнение домашнего задания: положений (стоек) и защитных движений.

В основной части разучивается движение «Упрямая птица луань»: выпад левой ногой вперед, носок развернуть вовнутрь, одновременно левый кулак разжать, поднять ладонь вверх и поставить блок, расположив руку спереди над головой, – ладонь направлена вперед, пальцы вправо. Правую руку полностью согнуть в локте и вывести локоть вперед так, чтобы правый кулак оказался возле левой груди.

Затем учащиеся разучивают способ освобождения от захвата за грудь двумя руками: левая кисть накладывается на кисть правой руки, а правая – левой. Производится скручивающее движение так, чтобы локоть руки оказался над локтевым суставом соперника. Одновременно делается шаг правой ногой по диагонали в сторону.

Освобождение от захвата за воротник сзади: двумя руками прихватить руку нападающего и вращением против лучезапястного сустава провести освобождение.

Основную часть заверщают парные упражнения, описанные в занятии 11, а также:

– первый номер имитирует удар правой рукой сверху-сбоку и левой рукой сбоку, второй номер ставит защиту «Упрямая птица луань»; смена рук, смена номеров;
– первый номер захватывает второго за ворот правой рукой, второй вырывается; смена рук, смена номеров.

Основную часть завершает игра «Подвижная цель»: две команды построены в колонну по одному. У впередистоящих – по мячу. Ведущий катит третий мяч перед колоннами, и каждый участник команды по очереди старается попасть мячом по катящемуся мячу. Попавший приносит команде очко.

Заключительная часть. Дыхательные упражнения.

Домашнее задание: разучивать защиту «Упрямая птица луань» и освобождение от захвата.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какие упражнения можно использовать для развития внимания?
  2. Примеры из каких книг, фильмов, мультфильмов можно привести в качестве иллюстраций к занятиям по предлагаемым темам?

Рекомендуемая литература

  1. Маслов А.А. Гимнастика Цигун. – М., 1992.
  2. Родионов А.В., Родионов В.А. Физическое развитие и психическое здоровье. – М., 1997.
  3. Родионов В.А. Коррекция девиантного поведения детей и подростков с помощью дифференцированного применения средств двигательной активности // Школа здоровья, 1996, № 4.
  4. Родионов В.А. Тренинг безопасности // Здоровье детей, 2004, №№ 6–10.
  5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1995.

 

Рейтинг@Mail.ru