Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2005

ШКОЛА

 

Выздоровеет физкультура – будет здоровье

Столичный лицей № 1547 с этого учебного года стал еще одной экспериментальной площадкой по физическому воспитанию школьников. Но у этой площадки есть особенность: она первая, открытая Центром кинезитерапии, которым руководит Сергей Михайлович Бубновский, с целью создания и апробирования оздоровительной программы для школьников, в основе которой – работа на тренажерах. В рамках эксперимента все уроки физкультуры в классах со второго по десятый (по одному в параллели) проводятся только в тренажерном зале.

С полной нагрузкой и без освобождения

Первое, о чем подумалось, когда доктор Бубновский открыл дверь спортивного зала: такого я еще не видела. На площади 24ґ12 м около 30 разных тренажеров; небольшое свободное пространство у дальней стены – для упражнений на полу. Эту часть зала предполагается оборудовать зеркалами, как говорит Сергей Михайлович, для усиления энергетики.

– Физкультура, которая есть в школе сегодня, не нагружает скелетную мускулатуру (а это 40% от всего тела) в том объеме, который, в свою очередь, обеспечивал бы сбалансированную работу всех жизненно важных органов и систем организма, – говорит Сергей Михайлович. – Разряжается ребенок, выбрасывает энергию, – и считается, что задача урока физкультуры выполнена. На самом деле, заставляя ребенка бегать, да еще в зале, преодолевать лыжные дистанции, делать гимнастические упражнения, мы заставляем его эксплуатировать свое тело. Ведь большинство детей не знают, каким образом при разных занятиях и нагрузках работают мышцы, в какие возрастные периоды работу каких мышц следует усиливать, а в какие, наоборот, снижать, что постоянное развитие статики позвоночника – первое из условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность всего организма. Установка «физкультура без освобождения» касается самых разных диагнозов, например, сахарного диабета, астмы, сердечно-сосудистых заболеваний. Нами разработана специальная карта, где фиксируются все показатели физического развития, сопутствующие заболевания. Проводится диагностика состояния мышц, суставов позвоночника. С учетом всего этого разрабатывается программа, в ходе выполнения которой восстанавливаются утраченные функции, связанные, например, с осанкой, происходит адаптация к заболеванию. В первом триместре мы знакомим детей с тренажерами, учим технике выполнения упражнений, подбираем вес, каждый ребенок получает свою мониторинговую программу. Чтобы ребенок был здоров, его надо учить двигаться, дышать, понимать свое тело, расслабляться, растягиваться. Программа должна выполняться постоянно в заданном режиме: в школе двух-трех уроков в неделю достаточно. Уверен, что все дети со второго по седьмой класс, которые будут заниматься по моей программе, выйдут из школы здоровыми: у них будет правильное дыхание и осанка, развитые мышцы.

Урок здесь всегда открытый

Как же проходит такой урок физкультуры и кто его ведет?

Класс делится на девочек и мальчиков. Разминка, привычная для школьного урока, здесь отсутствует. Построение, фиксирование отсутствующих (что важно при прохождении намеченного объема программы), – и мужская половина приступает к работе на тренажерах с одним преподавателем, женская под руководством другого выполняет свою программу на полу, на гимнастических ковриках. Педагоги – преподаватели Центра кинезитерапии. Учителя (в школе их двое), сменяя друг друга, также принимают участие в уроке.

Ребята занимают тренажеры, и занятие начинается по методу круговой тренировки. В том, чтобы задействовать все тренажеры, необходимости нет. Юлия Леонидовна Конзерук, руководитель структурного подразделения экспериментальной площадки, помогая разобраться в тренажерном изобилии, говорит о том, что начинают, как правило, с более простых тренажеров. Именно они обеспечивают работу мышц, жизненно важных для человека. Более того, программа составлена таким образом, что на одном занятии прорабатываются одни группы мышц, на следующем – другие. Каждую мышцу ребенок должен не просто учиться чувствовать, но и узнавать, оценивать ее тренированность. А для этого вполне достаточно локальных и узколокальных тренажеров, с помощью которых можно проработать одну группу мышц, например, груди, спины, внутренней и внешней поверхности бедра.

Пока ребята выполняют по несколько серий на каждом тренажере, преподаватель Сергей Геннадьевич Лукьянычев внимательно контролирует правильность дыхания и технику выполнения. Один из мальчишек зависает на перекладине и никак не может «успокоить» тело. Тут же выполняет это упражнение преподаватель: момент вдоха-выдоха зафиксирован, согласован с необходимыми движениями корпуса, и затрачено на это не больше трех секунд. Ученик повторяет и – успешно. При этом другие не остаются вне поля зрения педагога. По мнению Лукьянычева, для круговой тренировки идеально пять-семь человек на одного преподавателя, чтобы можно было увидеть каждого, показать и исправить ошибки, не нарушая заданного объема и уложившись в отведенное время.

Тестирование упражнений – по качеству выполнения

А в другом конце зала выполнялись хорошо известные, но при этом мало любимые в школах упражнения: приседания, отжимания, упражнения на гибкость, на пресс. Правда, в отличие от принятых норм, здесь зачетного времени для каждого вида упражнений не существует. Зачетный норматив иной – качество. Если есть силы, отжиматься можешь сколько хочешь, но с соблюдением всех технических требований. Так же и в приседаниях – только на полные ступни и в полном приседе. Ребята счет ведут сами, но окончательный результат определяет преподаватель, который по ходу мысленно должен зафиксировать свои замечания. Диалог краткий.

– Сколько?

– 58.

– Минус десять за технику.

И никаких споров. Все работают на доверии, поэтому в объективности оценки сомнений нет.

Но бывает, что не всегда одного доверия достаточно. Под конец урока у одного из ребят закружилась голова. Пришлось на несколько минут уложить на пол с мокрым полотенцем на лбу. И вдруг совсем неожиданный вопрос со стороны преподавателей: «Завтракал?» Оказалось, нет, а при этом еще и спал пять часов, потому что до двух ночи сидел за компьютером.

Увидев в разработанной индивидуальной карте тесты, аналогичные существующим в наших школах, я предположила, что от этого, видимо, никуда не уйти.

– А зачем отказываться от того, что полезно? – спросил Бубновский. – Эти упражнения были очень давно придуманы китайцами. Их ежедневное выполнение – надежная гарантия нормальной деятельности организма. Завершать только такие упражнения надо обязательно растяжкой, а для растущего детского организма, когда мышцы не успевают за ростом костей, это особенно важно. Такой рост не вызывает болезненных ощущений, но при этом позвоночник еще слабый, и поэтому возможны нарушения в его развитии. Выполнять эти упражнения на каждом уроке трудно. Разнообразие тренажеров позволяет с большим интересом и эффективно постепенно осваивать технику нелюбимых, сложных, но, еще раз подчеркну, очень полезных упражнений. Особенно трудно научить подтягиваться. На тренажере без давления, мышца за мышцей, прорабатываются все, и у ребенка появляется реальный шанс освоить этот элемент и тем самым исключить его из категории нелюбимых, т.е. недоступных.

Интерес и польза – всегда в рамках урока

На уроке в седьмом классе освобожденных было достаточно, в восьмом на скамейке сидели двое. Представитель сильной половины показался безразличным к любой форме урока. Его одноклассница сказала, что ей нравится обычный урок – с играми, с бегом. Мальчики, которые осваивали тренажеры, сожалели, что теперь на уроках не поиграть, только на секции, но заниматься на тренажерах им в принципе тоже нравится.

Зато какой восторг сотряс спортивный зал во время урока второклассников, когда после программы, выполненной на тренажерах, объявили эстафету и можно было побегать, попрыгать, поползать, поводить друг друга руками за ноги. Кстати, в нее были включены все «полезные» упражнения в самых неожиданных сочетаниях. И даже трудные, в игре они воспринимались совсем иначе. Вот им-то, второклассникам, игры обязательно нужны.

– Я думаю, что физкультура в школе не должна находиться в узких рамках, пусть даже очень полезных, – говорит Алексей Викторович Киселев, учитель физкультуры с большим стажем. – Спортивные игры никогда не мешали и должны оставаться в программе. Малыши любят соревноваться. Соревнование и игра для них самое интересное. Пусть будут и тренажеры, но и легкая атлетика не помешает, и мяч, и плавание.

– По первым месяцам эксперимента можно сказать, что есть дети, которые скучают по обычной программе, а есть те, кто с удовольствием работает на тренажерах и комфортно себя чувствует, – продолжает Юлия Леонидовна. – Итоговое тестирование по общей программе сможет дать ответ, насколько возможно для школьного физического воспитания на основе предложенной программы ставить и решать оздоровительные задачи. Что касается коррекции отдельных аспектов программы, то это нормально для любого эксперимента.

Вопросы есть – ответы будут

И, как в каждом эксперименте, особенно на начальной стадии, вопросов больше, чем ответов.

Например, итоговое тестирование будет проводиться по общепринятой программе для всех без исключения учащихся. Но выполнение легкоатлетических нормативов теми, кто в течение всего года не делал этого на уроках, на мой взгляд, неправомерно. Какую бы нагрузку ни давали упражнения на тренажерах (ту же аэробную, тренирующую выносливость), здравый смысл заключается все-таки и в том, чтобы не сравнивать с этим кроссовые дистанции: самочувствие постоянно бегавших и занимавшихся на тренажерах будет различным. А, может, лучше выбрать другие показатели для сравнения, более весомые в плане характеристики здоровья?

Другое дело – внутрипрограммные критерии и нормативы: здесь есть от чего оттолкнуться – и весовые категории, и тип сложения, и длительность тренировочного цикла.

Учебный год имеет также свойство завершаться. Что ожидает преподавателей и учащихся в тренажерном зале после трех месяцев перерыва в занятиях? И как быть с тем, что мышцы помнят движение только 48 часов? Конечно, кто-то будет поддерживать спортивную форму, но большинство-то – нет. И что тогда: прежняя программа в прежнем объеме? А как хочется, чтобы наши дети поддерживали свое здоровье постоянно.

Как стать воспитанным, образованным и здоровым – рецепт один: этим просто надо заниматься, задавая периодически вопрос об эффективности выбранных средств. Если учитель физкультуры считает, что программа, по которой он работает с учениками, мало способствует достижению цели, он вправе разработать свою, защитить ее по итогам прохождения курса повышения квалификации, например, в том же институте открытого образования у доктора Бубновского, обсудить ее с родителями, что весьма немаловажно, получить разрешение на нее в качестве эксперимента в Министерстве образования, а заодно и здравоохранения. Все это только на первых порах ожидает того, кто готов биться за оздоровительное дело школьной физкультуры. А без этой борьбы, как и без новых программ, школьная физкультура так и будет прыгать в длину с одного и того же места.

Валентина РЕПИНА
Фото автора