Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №22/2005

ТРИБУНА

Иркутская область

Физкультуре нужен спорт

Я много лет работал тренером по легкой атлетике в Иркутском классическом государственном университете. Я тренировал сотни студентов, недавних выпускников школ. Большинство ребят никогда ранее не занимались в ДЮСШ, а это не только ребята из сельской глубинки, но и жители крупных городов. Анализируя опыт своей работы, могу с уверенностью сказать, что у молодежи в возрасте 15–20 лет осознанное желание заниматься самосовершенствованием, в том числе спортом, ничуть не меньше, чем у отбираемых для занятий спортом в ДЮСШ детей 8–10 лет, зачастую поступающих еще интуитивно.

Почему молодежь не занимается спортом?

Почему же при этом систематически спортом в России занимается около 10% детей и молодежи и к выпускному классу в ДЮСШ остаются считанные единицы? Можно сделать вывод, что реальное воздействие спорта как вида деятельности на молодежь практически отсутствует. Говорить о том, какое влияние спорт оказывает на молодых людей, не имеет смысла, так как нет предмета для такого разговора. Для абсолютного большинства молодежи спорт является только зрелищем и некой абстрактной категорией.

Зачем Госкомспорту нужен спорт?

Госкомспорт, в лице своего руководителя Вячеслава Фетисова, активно проталкивает идею превращения образовательных учреждений в некое подобие ДЮСШ. Идея очень понятна с точки зрения придания большего веса самому Госкомспорту. Вы посмотрите, что получается: в спорте высших достижений Госкомспорту приходится считаться с Национальным олимпийским комитетом РФ, а зачастую просто подменять его; в детском спорте – с органами образования, даже ДЮСШ в большинстве своем относятся к системе образования; при проведении громких спортивных мероприятий – привлекать к участию многие другие организации и ведомства. Невольно появляется вопрос: что это за колосс на глиняных ногах и так ли нужно это ведомство нашему обществу, изможденному нищетой и социальными болячками?

Естественно желание Госкомспорта, преследуя узковедомственные интересы, придать вес и значимость своей структуре. Кстати пригодилось накопившееся недовольство слабой физической подготовленностью учащихся, плохим состоянием здоровья подрастающего поколения. Нам предлагается радикальный способ решения этих проблем: взять за образец работу учреждений необязательного дополнительного образования и сделать это направление обязательным, правда, под другим соусом. Но позвольте спросить у уважаемого и заслуженного спортсмена Вячеслава Фетисова: действительно ли Вами руководит желание кардинально изменить ситуацию с физической подготовленностью детей или имеет место желание «утяжелить» свое ведомство? Неужели Вы не понимаете тяжесть для страны необходимых затрат на реализацию этих идей и смогут ли муниципальные и региональные бюджеты справиться с возникающими затратами? Неужели Вас, как руководителя спортивного ведомства, устраивает работа системы ШВСМ и СДЮШОР? Неужели Вы не знаете о том, что ДЮСШ, переданные на местах в спортивное ведомство и финансируемые из нищих муниципальных бюджетов, влачат жалкое существование, а некоторые просто закрываются? А может, показная и «дутая» массовость проводимых Госкомспортом мероприятий создала иллюзию мессии, луча света в нашем государстве?

Школьная физкультура: есть ли резерв?

Удачно найден стрелочник – учитель физической культуры. Этот многострадальный труженик, а вернее, труженица, так как не меньше половины учителей физической культуры имеет женское лицо, должен пройти, по мнению Госкомспорта, обучение на профессию тренера, то есть их профессионализм изначально ставится под сомнение. Но можно не сомневаться, большинство учителей физкультуры смогут работать тренерами, однако не каждый тренер сможет работать учителем физической культуры в школе. Стать заслуженным тренером ничуть не тяжелее, чем стать заслуженным учителем физической культуры. Извините за банальность – не надо стрелять в пианиста, он играет, как может. Большинство школьных учителей физической культуры добросовестно и творчески выполняют свои профессиональные обязанности и работают так, как их учили. Прежде чем резать по живому организму, давайте определимся, так и тому ли учатся студенты профессиональных образовательных учреждений физической культуры – будущие учителя?

Сложившаяся десятилетиями советская, (не побоюсь этого слова), а сейчас российская система физического воспитания подрастающего поколения имеет сильные и, к сожалению, слабые звенья. К сильным сторонам можно отнести стремление к использованию широкого набора средств физической культуры для разносторонней подготовки обучающихся. Такой подход оправдывал себя в то время, когда физические качества неплохо развивались у детей средствами традиционной и народной физической культуры в быту и на улице. Урбанизация и телевидение резко сузили возможности традиционных средств внешкольного развития физических качеств, тогда и стали проявляться недостатки сложившейся системы школьного физического воспитания по развитию физических качеств.

Чем же выгодно отличается система детско-юношеского спорта? Организационной основой спорта, юношеского в том числе, является система спортивных соревнований. Именно систематическое участие в соревнованиях является мощным доминирующим фактором мотивации деятельности спортсмена и тренера. Сложившаяся система спортивных соревнований сформировала модель детско-юношеского спорта, ориентированную на поиск и воспитание единичных «выездных изделий», где слабым нет места. В числе «слабых» оказались 90% современных юношей и девушек России. Опять звучат мысли о «потерянном поколении» и призыв начинать с детского сада. А смогут ли современные школы, часто «убогие» в смысле обеспеченности спортсооружениями, инвентарем и оборудованием, самостоятельно, без помощи федеральных и региональных властей, распутать узел бессилия общества? Нет, не везде.

Нет проблем школьной физкультуры – есть проблемы образования, проблемы общества. Вряд ли большинство школ способны сами построить спортивные сооружения, хотя не все школы беспомощны и бездеятельны, как раз наоборот, почти везде предпринимаются усилия по изменению негативных тенденций, но нужна государственная воля, общественная, общая воля. Радует один момент – осознание спортивным ведомством социальной роли образовательного учреждения как базового института влияния общества на подрастающее поколение. Ни одно другое учреждение не способно заменить школу. Какие шаги напрашиваются для модернизации физического воспитания детей и молодежи? Исчерпала ли «традиционная» школьная физкультура свой потенциал, есть ли резервы для ее модернизации? Нельзя выбросить позитивный опыт, накопленный высококвалифицированными учителями, одним росчерком пера.

Школьная спартакиада как решение проблемы

Проблему развития физических качеств и повышения физической подготовленности учащихся можно решить применением самого эффективного, по сравнению с любыми другими, соревновательного метода, не ломая наработанную, десятилетиями сложившуюся систему организации физического воспитания школьников. Участие в соревнованиях и реализация знаний, умений и навыков может стать основным критерием положительной оценки и признания обществом усилий учащегося по физическому совершенствованию.

Значительные резервы существующей «традиционной» школьной физкультуры имеются в неразрывном единстве учебных занятий и внеурочных мероприятий, что должно привести к созданию единого образовательно-развивающего пространства физического воспитания учащихся. Давайте обратим внимание на внутришкольные соревнования, именно на этом уровне возможно реальное привлечение большинства детей к занятиям спортом.

Настоятельная необходимость тщательной проработки этого раздела системы школьного физического воспитания имеет все возрастающее социально-экономическое значение. На практике часто встречаются разнополюсные подходы: от полного невосприятия спорта в целом до перенасыщения школьной жизни всевозможными спортивными мероприятиями. На наш взгляд, концептуальные основы системы спортивных соревнований достаточно хорошо разработаны. Система внутришкольных соревнований должна быть взаимосвязана с изучаемым на уроках физической культуры программным материалом. Учащиеся должны иметь возможность закрепить изучаемый материал и реализовать свои умения в соревновательных условиях. Привлечение к соревнованиям без проводимой подготовки недопустимо, о чем, к сожалению, часто забывают на практике. Уровень соревнований должен быть адекватен подготовленности учащегося. Соревнования районного, городского масштабов и выше требуют более высокого уровня физической подготовленности, чем это возможно на уроках физической культуры, так как ориентированы на учащихся системы дополнительного образования, в том числе на факультативные занятия спортом в школе. Неадекватные возможностям учащегося соревновательные нагрузки недопустимы, но именно такой подход традиционен при проведении массовых «показух», имеющих зачастую антипедагогические последствия.

Единая программа обучения, включающая разделы по традиционным «базовым» видам спорта, но и открытая инновациям, должна дополняться единой программой соревновательной деятельности, включать систематическое участие обучающихся в соревнованиях по изучаемым на уроках видам спорта в течение всего учебного года. Традиционно в школе такие мероприятия проводятся в виде комплексной Спартакиады школы. Именно комплексная Спартакиада учащихся должна стать организационно нормативной основой физического воспитания учащихся среднего и старшего возраста. Последовательное участие в соревнованиях по различным видам спорта закладывает базу общефизической подготовленности учащихся и не имеет многих негативных моментов, свойственных специализации, под которую трудно, без привлечения федераций по видам спорта, организовать систему соревнований в течение всего учебного года. Психическая нагрузка соревновательной деятельности на человека очень большая, и соревнования между классами в стенах родной школы способны предупредить нежелательные последствия воздействия стресса на организм занимающегося: общеизвестно, что стресс может иметь как весьма созидательные, так и негативные последствия.

Третий урок в виде соревнований между классами в основном по игровым видам спорта возможен уже в настоящее время. Этот урок должен ликвидировать слабость «традиционной» физкультуры и кардинально изменить всю направленность педагогического процесса на воспитание физических качеств, а проведение третьего, четвертого, ежедневного уроков по традиционной технологии негативные тенденции физического воспитания учащихся в принципе не изменит. Как пример бесплодности такого направления можно привести вузы, где 4 часа в неделю – давно пройденный этап.

Реальный план модернизации

Для модернизации и повышения эффективности традиционной системы физического воспитания учащихся и работы образовательных учреждений в рамках единого развивающего пространства можно тезисно наметить ряд направлений предстоящей работы:

1) введение в учреждениях общего образования должности заместителя директора по физическому воспитанию учащихся для организации единого развивающего пространства, включающего урочную и внеурочную деятельность обучающихся;

2) нормативное закрепление Министерством образования и науки РФ возможности использования учебных часов для проведения соревнований вне учебной сетки часов как составной части учебного процесса, на уровне примерно 30% от учебной нагрузки педагога, преимущественно за счет использования факультативных часов;

3) принятие типовой программы и рекомендаций по проведению комплексной Спартакиады учащихся в образовательном учреждении. Организация системы мониторинга спортивных мероприятий внутри образовательного учреждения;

4) обучение проведению комплексной Спартакиады учащихся образовательного учреждения при подготовке специалистов физической культуры в стенах профессиональных образовательных учреждений физической культуры и спорта в качестве одного из основных разделов подготовки педагогов, как теоретического раздела, так и практического участия в спортивных мероприятиях. Этот момент должен стать первоочередным при модернизации физкультурного образования;

5) комплекс мер по популяризации внутришкольных мероприятий и повышения социальной значимости этого вида деятельности учащихся. Воспитание новых лидеров подростковой и молодежной среды – «парня нашего двора»;

6) издание популярной методической литературы, рекомендаций и технологий в помощь организаторам и учителям;

7) комплекс мер по созданию условий для занимающихся спортом и зрителей.

Нужна ли школам, школьному спорту в частности, инвестиционная государственная политика? Безусловно! Очень не хватает спортсооружений, убогий инвентарь, трудности с повышением квалификации педагогов, низкий социальный статус школьной физической культуры. Без мощной государственной поддержки изменить сложившуюся ситуацию никакие институты гражданского общества, к сожалению, не смогут. Поэтому очень важно определить тот путь, по которому пойдет развитие всей системы физического воспитания учащихся, так как ресурсы государства и общества не безграничны. Модернизация школьной физкультуры – это точка опоры для модернизации всего образования.

Алексей ДУРЫНИН
Иркутск