Иркутская область
Основные направления деятельности
федеральной СДЮСШОР
С одним из первых докладов на Всероссийском
семинаре-совещании руководителей учреждений
физкультурно-спортивной направленности
выступила Ольга ЛЕВОЧКИНА, директор федеральной
СДЮСШОР.
Сегодня в системе образования 2934
учреждения дополнительного образования детей
физкультурно-спортивной направленности (1909 –
ДЮСШ, 482 – СДЮСШОР, 536 – ДЮКФП и 7 –
спортивно-оздоровительных центров). В них на
постоянной и бесплатной основе занимается свыше
2 млн. детей по 120 видам спорта под руководством
66831 тренера-преподавателя. Федеральная
специализированная детско-юношеская спортивная
школа олимпийского резерва работает в тесном
контакте с областными, краевыми,
республиканскими спортивными школами, которые
являются организационно-методическими центрами
по обеспечению развития физической культуры и
массового детского спорта в субъектах
Российской Федерации и в муниципальных
образованиях. Они ведут большую работу:
– открывают филиалы в дошкольных
общеобразовательных учреждениях;
– проводят спортивные соревнования:
внутришкольные, городские, районные, областные,
краевые;
– командируют спортсменов на всероссийские
соревнования, координируют
физкультурно-оздоровительную работу во
внеучебное время;
– являются организационно-методическими
центрами по развитию детско-юношеского спорта;
– организуют переподготовку и повышение
квалификации тренеров-преподавателей, педагогов
дополнительного образования, руководителей
образовательных учреждений
физкультурно-спортивной направленности в
системе образования.
Для более четкой работы и оперативного
информирования спортивных учреждений создан
Совет директоров государственных учреждений
дополнительного образования детей
физкультурно-спортивной направленности, который
на своих заседаниях обсуждает проблемы, ищет
пути их решения, формирует единый подход в
развитии детско-юношеского спорта в системе
образования.
Федеральная СДЮСШОР совместно с
областными, краевыми, республиканскими СДЮШОР
субъектов Российской Федерации изучает и
обобщает опыт работ лучших ДЮСШ, активно
принимает участие в организации и проведении
всероссийских конкурсов педагогов
дополнительного образования «Сердце отдаю
детям», авторских образовательных программ
дополнительного образования детей,
Всероссийского смотра-конкурса детских и
подростковых спортивных клубов на базе
образовательных учреждений по месту жительства,
смотра-конкурса воспитательных систем.
В последние годы федеральной СДЮСШОР
возрождены и ежегодно проводятся всероссийские
конкурсы на лучшее учреждение дополнительного
образования детей физкультурно-спортивной
направленности.
Проводятся всероссийские конкурсы на
лучшего тренера-преподавателя, педагога
дополнительного образования по трем номинациям:
– «массовость»;
– «мастерство»;
– «совершенство».
Конкурсы способствуют выявлению
ведущих учреждений дополнительного образования
детей физкультурно-спортивной направленности,
повышению эффективности их работы и развитию
творческого потенциала педагогических
работников, пропаганде здорового образа жизни
среди подрастающего поколения.
Итоги конкурсов показывают, что
учреждения дополнительного образования детей
физкультурно-спортивной направленности
работают в тесном контакте с другими
образовательными учреждениями по созданию
образовательно-проникающего пространства,
способствующего приобщению детей и подростков к
регулярным занятиям физической культурой и
спортом, формированию у них мировоззрения
здорового образа жизни, активно включаются в
проведение массовых акций «Молодежь против
наркотиков», «Дни детства», «России верные сыны»,
занимаются вопросами развития национальных
видов спорта, способствующих становлению
духовного и нравственного воспитания
обучающихся.
В последние годы большую популярность
среди школьников Российской Федерации получило
физкультурно-спортивное движение
«Президентские состязания». Совместно с
Агентством по физической культуре и спорту
проведено семь всероссийских фестивалей
учащихся «Президентские состязания», в
финальной части которых принимают участие, как
правило, до 1000 человек из 50 и более регионов
России.
В настоящее время Федеральное
агентство по физической культуре и спорту
направило на согласование в Министерство
образования и науки концепцию федеральной
целевой программы (ФЦП) «Развитие физической
культуры и спорта в Российской Федерации на
2006–2015 годы». Главной идеей этой концепции
является укрепление здоровья нации путем
приобщения населения к регулярным занятиям
физической культурой, развития массового и
профессионального спорта (включая спорт высших
достижений). Конечной целью концепции является
формирование ФЦП «Развитие физической культуры
и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы».
Одной из основных задач данной программы должно
стать создание государственной системы развития
массового спорта и спорта высших достижений, в
том числе специальной поддержки школьного и
студенческого спорта.
Совместный план действий двух
ведомств включает в себя разработку комплекса
мероприятий по совершенствованию
нормативно-правовой базы деятельности
спортивных школ, ДЮКФП, училищ олимпийского
резерва, а также рекомендаций по консолидации
действий органов исполнительной и
законодательной власти всех уровней и
общественных спортивных объединений по развитию
физической культуры и спорта.
Федеральная СДЮСШОР постоянно
сотрудничает с Росспортом, федерациями по видам
спорта и другими общественными организациями. В
2002–2005 гг. совместно с Росспортом были проведены
Спартакиады учащихся России (летняя – по 47
видам спорта, зимняя – по 19 видам спорта).
Ежегодно совместно с федерациями по видам спорта
готовится календарь всероссийских
спортивно-массовых мероприятий Министерства
образования, согласовываются сроки, места
проведения соревнований, составы судейских
коллегий, проводятся семинары.
По итогам проведения всероссийских
соревнований определяется резервный состав
кандидатов в сборные команды России по видам
спорта.
Принятое Правительством Российской
Федерации Постановление № 916 от 29.12.2001 г. «Об
общероссийской системе мониторинга состояния
физического здоровья населения, физического
развития детей, подростков, молодежи»
подтверждает необходимость анализа состояния
здоровья и параметров физического развития и
физической подготовленности населения. Как
известно, в последние годы в России обострилась
ситуация с состоянием здоровья населения,
наблюдается выраженная тенденция к ухудшению
жизненно важных показателей организма человека.
В настоящее время действует
тройственное соглашение об информационном
взаимодействии Минобразования России, Минздрава
России и Роскомспорта России в области
социально-гигиенического мониторинга. Создан
координационный совет по осуществлению
мониторинга состояния физического здоровья
детей, подростков и молодежи, проект плана его
работы, сайт, на который поступают данные из
федеральных округов.
Ведется работа по дальнейшему
развитию законодательства в сфере
детско-юношеского и студенческого спорта.
Готовятся предложения в новую редакцию Закона «О
физической культуре и спорте», в проекты
рекомендаций парламентских слушаний на тему
«Правовые аспекты развития детско-юношеского и
студенческого спорта», в комиссию по выработке
приоритетных направлений государственной
политики в области физической культуры и спорта
при Президенте Российской Федерации. Однако наше
видение по некоторым вопросам расходится с
мнением Агентства по физической культуре и
спорту.
Мы считаем, что необходимо сохранить
существующую систему спортивных школ в
нормативно-правовом поле системы образования
(т.е. сохранить их как учреждения дополнительного
образования детей, а не превращать в
физкультурно-спортивные организации, которые
будут лишены всех льгот и привилегий учреждений
образования, в том числе, в дальнейшем – и
бюджетного финансирования).
Мы предлагаем разработать в
федеральной целевой программе подпрограмму
«Развитие детско-юношеского, студенческого и
молодежного спорта в Российской Федерации на
2006–2010 гг.», предусмотрев совместные действия
Министерства образования и науки, Федерального
агентства по физической культуре и спорту по
укреплению материально-технической базы
существующей сети ДЮСШ и студенческого спорта,
обеспечению подготовки спортсмена в переходный
период от юношеского к взрослому спорту.
Сегодня для обеспечения детям равных
условий в получении дополнительного образования
необходимо финансирование системы проведения
региональных и федеральных мероприятий с
учащимися и обеспечения выездов одаренных детей
на всероссийские и международные мероприятия.
Пока финансирование явно недостаточное.
Важной организационной мерой должно
быть сохранение учреждений дополнительного
образования детей, ограждение их от различных
реорганизаций, слияния с другими учреждениями и
передачи в ведение других министерств и
ведомств.
Необходимо принятие мер по усилению
педагогического влияния на детей и подростков в
период летних каникул, роли учреждений
дополнительного образования детей в организации
летнего отдыха учащихся и работы по месту
жительства, поиску новых форм и методов работы в
этот период.
|