Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2005

ФИЗКУЛЬТУРА ПОСЛЕ УРОКОВ

 

Тренируемся и играем в удовольствие

В этом году мы уже не раз рассказывали о флорболе: истории развития этого вида спорта, проблемах отечественного флорбола, детских соревнованиях, проводящихся в нашей стране, обучении игре на уроках физической культуры. Флорбол включен в вариативную часть учебной школьной программы в ряде регионов страны. Многие школы выражают желание развивать этот вид спорта с использованием не только программных часов, но и во внеурочное время. Хочется верить, что и тем преподавателям физического воспитания, которым, возможно, только предстоит познакомиться с этой универсальной игрой, она придется по душе и они подружат с ней своих учеников.
А консультантом вашим сегодня будет Александр Арсентьевич БАЖЕНОВ, вдохновитель и организатор турнира по флорболу «Волшебная клюшка», тренер детских команд спортклуба «Гайдаровец», судья Всесоюзной категории, который познакомит с основными правилами игры и ее особенностями, поможет практическими советами по обустройству площадки, расскажет о технических действиях игроков.

Общие положения

Площадка для игры

Обычно игра проходит на поле размером 40ґ20 м, ограниченном бортом высотой 50 см с закругленными углами. Однако наши школы не имеют, за редким исключением, подобных залов. Поэтому, как и при обучении любому командному виду спорта в школьном зале, будем исходить из конкретных условий. Можно сделать из зала и две, и три игровых площадки, сократив при этом число игроков в командах. Средняя линия спортивного зала, как и центральная точка, могут в этом качестве использоваться в любой спортивной игре, в том числе и во флорболе. Для освоения по ходу игры правил желательно иметь и несколько специальных разметок. По правилам задняя линия ворот находится на отметке 3,5 м от короткой стороны площадки. На воображаемых продолжениях этой линии в 1,5 м от длинных сторон площадки размечаются точки розыгрыша мяча. Вратарская зона выступает вперед от линии ворот на 1 м при ширине между боковыми границами 2,5 м. Если следовать до конца разметке, то существует еще один участок – границы ворот размером 5ґ4 м: большая линия проходит параллельно линии ворот и удалена от задней на 0,65 м. Ширина ворот – 1,6 м, высота – 1,15 м. Рамы ворот должны быть обязательно с мягкими сетками. На маленьких площадках некоторые игровые зоны, например, вратарскую зону и зону ворот надо ограничивать меньшей площадью, чтобы соблюдались основные пропорции между всеми игровыми зонами.

Игроки

По международным правилам в игре участвуют пять полевых игроков и вратарь. Но при обучении флорболу в школе, в нестандартных для этой игры залах, можно играть и в четыре, и в три полевых игрока. На начальном этапе обучения эффективной может быть игра в парах, вести ее можно сразу несколькими парами и на разных участках площадки, оговорив или очертив, например, мелом границы. Вратарь – единственный, кто играет без клюшки, в маске и щитках, причем стоя на коленях. В пределах вратарской площади он может играть, используя любую часть тела. Мяч, при выбросе его вратарем, перед тем, как пересечь среднюю линию, должен коснуться поля, игрока или бортика.

Время игры

Обычно это три периода по 20 мин. с 10-минутными перерывами. В каждом периоде у команды есть право на один 30-секундный перерыв. При проведении детских соревнований по договоренности между командами игровой регламент может быть изменен. Например, целесообразно проводить два или три периода по 15 мин. в зависимости от возраста игроков, их подготовки и желания тренеров. В узких рамках школьного урока построение игры в руках учителя. Кроме перерыва по ходу игры, время останавливается, если судья сигналом делает остановку в игре, когда команда забивает гол, а также наказывается удалением или штрафом. Но в последние три минуты игры время должно быть действительно «чистым», т.е. с учетом любой остановки. Замены, как полевых игроков, так и вратаря, разрешаются по ходу игры без ее остановки и в неограниченном количестве.

Основные правила

Правило трех метров

Каждый период игры, ее возобновление после взятия ворот начинается розыгрышем мяча в центральной точке поля. Мяч разыгрывается всякий раз, если судья не считает необходимым назначение вводного или свободного удара, штрафного броска.

Вводный удар

Выполняется, если мяч покинул пределы площадки, перелетев за борт, или ударился в потолок, окно или другие предметы над игровой зоной, в полутора метрах от борта на том участке, где он пересек границу площадки.

Свободный удар

Выполняется с места нарушения и, в отличие от вводного, может пройти прямо в ворота. Он назначается, например, за задержку клюшки соперника ногой или клюшкой; игру клюшкой или ногами в мяч выше колена; поднимание клюшки над головой соперника; атаку соперника любым другим способом, кроме как плечом в плечо; преднамеренное задерживание розыгрыша стандартного положения; пассивные помехи вратарю при введении мяча в игру; проброс или перебивание мяча вратарем через центральную линию и другие. Если правила были нарушены за линией ворот, мяч в игру вводится с угла площадки. Как при розыгрыше мяча, так и при выполнении любого назначаемого удара все игроки, кроме непосредственных исполнителей, должны находиться на расстоянии не менее 3 м от мяча.

Правило трех секунд

Команда, получившая право ввести мяч в игру после нарушения правил соперником, должна сделать это в течение трех секунд, иначе мяч будет отдан сопернику.

Штрафы

Система штрафов во флорболе аналогична любой хоккейной: 25-минутные командные штрафы, личные 10-минутные, штрафные броски – все зависит от конкретного нарушения в конкретной ситуации. Наиболее часто судьи фиксируют двухминутные удаления, например, за: незначительные повторные нарушения; задержку или грубую игру с падением соперника; игру без клюшки; атаку на вратаря; нарушение численности состава; правила трех метров; остановку мяча рукой, головой; умышленную задержку игры. 5-минутное наказание обычно следует за действия игроков, которые могут привести к получению травмы соперниками. Например, бросок игроком клюшки в мяч или преднамеренная атака соперника с целью его остановки.

Технические действия

Передвижение по площадке

Сколько раз на уроках физкультуры во время разминки или любой спортивной игры вы говорите своим ученикам, чтобы они активнее двигались! Эта работа приравнивается к зарядке организма бодростью, к его тренировке. Научить детей двигаться правильно, красиво значит помочь им стать более уверенными в себе. Маленький, почти невесомый мячик, пластмассовые клюшки и легко сдвигаемые борта ограждения стандартного поля требуют от играющих во флорбол мгновенно просчитывать игровые ситуации. Не сумеешь резко остановиться, изменить направление движения – вместе с бортиком так и уедешь за пределы площадки. И шайба в хоккее, в отличие от флорбольного мяча, более чувствительно лежит на клюшке. Поэтому обучать передвижению по площадке – с клюшкой и без нее, с мячом и без мяча – надо в первую очередь. Все предлагаемые упражнения можно включать в разминку не только на секционных занятиях, но и на уроках физкультуры, особенно если флорбол как игра выбран для изучения. Это:

– всевозможные ускорения с остановками обеими ногами или одной, поворотами влево и вправо;
– передвижение спиной вперед на максимальной скорости;
– резкая смена направлений движения: вперед – назад – влево – вправо;
– бег в нужном направлении, используя разное положение тела: лицом, спиной, боком;
– стремительные рывки на опережение соперника с перепрыгиванием через препятствия и различным приземлением.

Высокая маневренность движений обеспечивается в основном за счет бега короткими шагами, способности игрока легко и неожиданно поменять схему движения. И как обязательное условие – плотно облегающая ногу обувь, имеющая хорошее сцепление с полом.

Владение клюшкой

Чтобы владение клюшкой и мячом было синхронным по отношению к передвижениям по площадке, надо не только чередовать упражнения с клюшкой и без клюшки, но и, разбив площадь спортивного зала на «пятачки», давать своим ученикам возможность поработать с клюшкой один на один на ограниченном пространстве. Насколько техника владения клюшкой будет совершенствоваться, во многом будет зависеть от правильного держания клюшки. Наиболее эффективным считается положение обеих рук на клюшке близко одна к другой. По мере совершенствования техники владения клюшкой можно будет тренироваться в удерживании клюшки одной рукой.

Ведение мяча

Основное правило ведения заключается в том, чтобы не смотреть вниз, на мяч. Если ведение мяча выбирается в качестве упражнения, старайтесь каждый раз придумать какое-то задание, например, сосчитать лампы на потолке или скамейки вдоль стен. При этом надо не забывать, что у каждого работающего с мячом должна быть достаточная зона для движения.

Обучая детей технике ведения мяча, заставляйте их чаще смотреть на партнеров. Уже по тому, куда будет отдан мяч (свободному игроку или прикрытому соперником), можно будет оценить способность игрока контролировать мяч и ориентироваться в ситуации. При ведении также важно видеть соперников, просчитывать их действия, всегда держать под контролем ворота противника.

Существует несколько способов ведения мяча клюшкой, и все они прекрасно вписываются в программу уроков физкультуры как упражнения, развивающие скоростные качества, координацию, физическую выносливость:

– подталкивая мяч перед собой по площадке, чередуя удары лопастью клюшки то одной стороной, то другой;
– подводя лопасть клюшки к мячу одной стороной и непрерывно толкая его;
– ведя мяч одной стороной лопасти клюшки, удерживаемой одной рукой по большой дуге;
– делая пасы самому себе: ступней ноги к лопасти клюшки и обратно;
– подбрасывая или жонглируя мячом в воздухе, что технически является самым сложным видом ведения.

Броски по воротам и удары по мячу

Сильный и одновременно точный бросок по воротам обеспечивается прежде всего силой кистей рук и умением посылать мяч в выбранную точку. Укрепить кисти рук можно при помощи маленьких резиновых мячей, эспандеров, упражнений, в которых кисти рук служат точками опоры, например, отжимания на пальцах, кулаках, ладонях, Сделать бросок по воротам более точным помогут упражнения на поражение тренировочных мишеней. Хорошо, если найдется возможность сделать мишень по размеру ворот из материала, не способного разрушаться или деформироваться. В то же время мишень, если она переносная, должна быть устойчивой. Самое простое – нарисовать мишень на свободном участке стены спортивного зала. На мишень можно нанести отметки и усложнять задачу: попадание в конкретную точку.

Более точный всегда – кистевой бросок. Если же броску требуется придать максимальную силу, то бросать надо из-за туловища, чтобы полностью использовать вес игрока. Во флорболе надо использовать любую возможность для броска по воротам и делать это лучше не сильно, а точно. Понятно, что противник времени на размышление не даст, а поэтому точность броска во многом будет зависеть еще и от того, удалось ли нападающему до момента выполнения броска посмотреть, в какую точку ворот направлять бросок. Оптимальное расстояние для броска – от четырех до шести метров.

Три основных удара, существующие во флорболе: прямой, подсечкой и нажимом, применяют исходя из конкретных игровых ситуаций. Прямой удар используется при вводных и свободных ударах, ударах по воротам, для коротких и средних передач. При этом ударе лопасть клюшки при соприкосновении с мячом находится под прямым углом к поверхности пола. Удар подсечкой применяется в основном при выполнении вводных и свободных ударов на большое по флорбольным меркам расстояние, например, от своих ворот. В этом случае лопасть клюшки при соприкосновении с мячом образует тупой угол с поверхностью пола, а мяч как бы ложится сверху на подведенную под него лопасть клюшки. Удар нажимом часто используется при атаке ворот соперника, особенно тогда, когда противник этого меньше всего ожидает. Соприкасаясь с мячом во время удара, лопасть клюшки образует с поверхностью пола острый угол, причем точка соприкосновения оказывается выше центра мяча.

Передача, прием, остановка мяча

В любой командной игре точная передача, правильный прием или грамотная остановка мяча – обязательные условия развития атаки. В игре на небольшой площадке, практически невесомым мячиком, при постоянно высоком темпе сделать это очень непросто. Поэтому, начиная обучение флорболу, очень важно правильно определить роль в игре того или иного технического приема. Например, передача-бросок и передача-удар предоставляют разные возможности для решения одной и той же игровой задачи. При передаче ударом теряется точность. Игрок, принимающий такую трудную передачу, должен затратить дополнительные усилия. Передача-бросок – лучший вариант для начала и развития атаки.

Но и в этом случае все будет зависеть от того, насколько технически грамотно с ней справятся партнеры – тот, кто отдает мяч, и тот, кто его принимает. А поэтому начальный этап обучения флорболу особенно важен с точки зрения освоения индивидуальной техники. Что касается техники передачи мяча, то надо усвоить следующее:

– мяч следует передавать на ход партнеру, чтобы он мог принять его в шаге от себя;
– мяч должен направляться под удобную руку принимающего, чтобы его можно было передать дальше или бросить по воротам;
– мяч не передается прикрытому игроку.

В зависимости от развития игровой ситуации можно использовать разные передачи:

– обычная передача (игрок держит мяч перед собой и имеет возможность отдать его партнеру как вправо, так и влево);
– передача подкидкой (когда, например, игрок соперника находится между игроком, владеющим мячом, и игроком, которому задумано адресовать мяч; при этой передаче мяч по возможности следует поднимать не выше 3–4 см над площадкой);
– передача оставлением (когда за атакующим игроком с мячом движется его партнер; при этой передаче мяч для заднего игрока должен быть оставлен по ходу его движения неподвижно лежащим на площадке);
– передача назад (перед тем, как сделать эту передачу, владеющий мячом игрок должен посмотреть на партнера).

Принимать мяч, как и останавливать, можно клюшкой, ногой, туловищем. Главное – уловить момент приема мяча и быть готовым продолжить действия команды без остановки.

Исходя из того, насколько команда подготовлена технически и физически, выбирается тактика игры. Те или иные индивидуальные или командные действия игроков на площадке предполагают и разный объем нагрузок, а они должны быть посильными, тренировать организм, но не изматывать, заставлять испытывать удовлетворение от проделанной работы, а не опустошенность. И это особенно важно помнить, когда мы говорим о привлечении к спортивным занятиям школьников, о работе спортивных секций на базе общеобразовательных школ, о массовости детского спорта. Ведь, на самом деле, здоровье наших детей, их хорошая физическая подготовленность и увлеченность спортом вряд ли менее значимы, чем спортивные рекорды.

Валентина РЕПИНА

Рейтинг@Mail.ru