Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №20/2005

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
 

Оценивание на уроках физической культуры

ТЕМА:
Оценивание

Новые системы оценивания

Хочу поделиться своим опытом создания различных систем оценивания. Предлагаемые системы достаточно сложны в использовании, но если кого-то из вас они заинтересуют, буду очень рад.

1. Разноуровневая система оценивания.

Я начинал преподавать еще в Куйбышевском районе (ныне это Восточный округ) в школе № 1080. В школе два больших спортивных зала, и уроки для мальчиков и девочек мы проводили отдельно. Например, в школьное расписание одновременно вносились уроки в 4-м «А» и 4-м «Б». Мальчики обоих классов занимались в одном зале с одним учителем, девочки – в другом зале с другим преподавателем. Тогда направлением работы всей нашей школы было разноуровневое обучение.

Мне стало интересно, как его можно организовать на уроке физкультуры? Я начал строить его на основе результатов тестирования учащихся. Ведь результаты тестов в первую очередь должны быть нужны нам, учителям физкультуры. Кроме того, между уровнем физической подготовленности и способностями детей к обучению, освоению двигательных навыков существует тесная связь.

Я создал рейтинг физической подготовленности учащихся: выписал все результаты детей в параллели по проводимым в школе тестам: челночному бегу, подтягиванию на перекладине, подниманию туловища за одну минуту, наклонам вперед, прыжкам в длину с места и бегу на выносливость (в дальнейшем почти все эти виды испытаний составят батарею тестов мэра Москвы), а затем составил рейтинг тестирования. Принцип был самый простой – по наименьшей сумме мест, занятых учащимся в каждом тесте. Занятые места по всем показателям суммировались, и тот, у кого сумма была наименьшей, занимал первую строчку в рейтинге. Остальные места распределялись по возрастанию суммы набранных баллов (мест). Работа была проделана большая, притом, что компьютеров тогда не было.

Затем все мальчики двух объединенных классов (например, 32 человека) делились на 4 группы (отделения). Группу «А» составили сильнейшие ребята, занимающие места с 1-го по 8-е. Группу «Б» – мальчики, занимающие места с 9-го по 16-е, группа «В» – для мальчиков, занимающих места с 17-го по 24-е, и в группе «Г» – замыкающие список рейтинга. В своей работе мы с коллегами практически постоянно использовали метод круговой тренировки.

Такое деление по группам нам очень помогло в работе. Нам не приходилось теперь каждый раз делить детей на подгруппы. Каждый из них знал свою группу и занимался с ней. А мы благодаря такому делению стали использовать различные упражнения для групп на каждой «станции». Естественно, что группе «А» упражнения подбирались с опережением программы, а для группы «Г» – наоборот, облегченный вариант, да и дозировка упражнений у них была меньше. При этом описание упражнений находилось на каждой «станции», где было четко написано, что здесь необходимо выполнять ребятам из группы «А», что – ребятам из группы «Б» и т. д. В зависимости от задач урока учитель мог больше уделить внимания то одной, то другой группе. Вы бы видели, как загорелись глаза детей при появлении рейтинга! С каким усердием стали они относиться к тестированию, которое мы проводили каждую четверть! Все хотели добиться лучшего результата по сравнению с предыдущим тестированием и повысить свой рейтинг.

А как же оценивание? Такое деление детей на группы позволило учителю не только подбирать разноуровневые задания, но и соответственно оценивать детей внутри своих групп. При таком подходе выполнение разных упражнений разными детьми не создает никакой дискомфортной ситуации на уроке. Никто не посмеется над твоей ошибкой, и в то же время все упражнения становятся доступными, и у ребят появляется желание добиться большего и перейти в другую группу. Кстати, при итоговом оценивании высшим баллом всегда отмечается ученик, который по результатам очередного тестирования перешел из одной группы в другую. Сумел удержаться в своей группе – тоже хорошо, опустился вниз, – значит, хорошей отметки у тебя не будет. Таким образом, само по себе пребывание в сильнейшей группе еще не гарантирует высокой отметки по предмету и наоборот. Надо сказать, что в наше время, время всеобщей компьютеризации, эта система оценивания стала более доступной. Но сразу подчеркну, что лучше всего ее использовать при работе в начальной школе или с детьми не старше 6-го класса.

2. Рейтинговая система оценивания.

Как и в предыдущей системе оценивания, в основе ее лежит так называемый рейтинг учащихся. Варианты рейтинга могут быть самыми различными. В предыдущей системе оценивания в основу рейтинга были положены результаты тестирования. Для варианта рассмотрим другой пример составления рейтинга. В его основе будут лежать отметки учащихся за выполненные зачетные работы.

Рассмотрим на примере первой четверти. За 18 уроков ученики могут выполнить 6 контрольных работ (зачетов), подлежащих оцениванию. Например, выполнение контрольных нормативов (тесты мэра или президентские тесты), бег на короткую дистанцию, метание малого мяча на дальность, легкоатлетический кросс, подача мяча и техника передач мяча в волейболе. Максимально возможное число баллов, набранное учеником за четверть, может быть равно 30 (если за все зачетные упражнения ученик получит «пятерки»).

Для того чтобы в четверти итоговая оценка была отличной, ученик должен набрать не менее 85% от максимального числа баллов рейтинга, в нашем случае – не меньше 25 баллов, то есть от 26 и выше.

Для получения «четверки» за четверть ученику нужно набрать не менее 70% баллов, то есть рейтинг ученика должен составлять от 22 до 25 баллов.

Отметка «3» (от 40 до 70% от максимума) должна укладываться в диапазоне от 13 до 21 балла.

На первый взгляд нет никакой разницы с общепринятой (нормализованной) системой оценивания. Однако это не так. Во-первых, ученик должен выполнить все зачетные упражнения, так как невыполнение хотя бы одного зачета не дает ему возможности претендовать на высокую отметку. Таким образом, ученик не должен пропускать уроки, а в случае отсутствия по уважительной причине – получить возможность пропущенный зачет сдать. Это, кстати, прибавляет забот учителю, но, поверьте, это того стоит.

Во-вторых, по набранным баллам можно определять лучшего ученика или ученицу класса, параллели и т. д. Кстати, во второй, третьей, четвертой четверти рейтинг суммируется с рейтингом первой четверти, и тогда оценивание по физкультуре превращается в своеобразное состязание. При равном количестве зачетов у всех классов можно сопоставлять рейтинг учащихся даже всей школы.

В-третьих, итоговая отметка ученика за четверть становится «прозрачной», особенно если рейтинг учащихся вывешивать в коридоре перед входом в спортзал и после каждого зачета вносить в него изменения, а заодно и ближайшие зачеты и требования к учащимся по их выполнению. Этот вариант рейтинга более прост по сравнению с предыдущим. Он не вносит никаких изменений в содержание урока и не влечет дополнительных записей в школьный журнал. Но имеет смысл пользоваться отметками «1» и «2», так как каждый балл, набранный учеником, очень важен.

Предложенная система оценивания работает лучше в среднем и старшем звене (с 5-го по 11-й класс), но, к сожалению, не учитывает формативного (текущего) оценивания.

3. Критериально-рейтинговая система оценивания.

В ее основе также лежит рейтинг учащихся. Здесь каждую четверть ученик стремится набрать 100 баллов. В конце четверти набранные баллы по известной уже схеме переводятся в нужную нам шкалу оценивания. Для «пятерки» надо набрать больше 85 баллов, для «четверки» – более 70 и для тройки – больше 40. Как происходит набор баллов? Рассмотрим это на примере все той же первой четверти. До осенних каникул на уроках физкультуры дети изучают легкую атлетику и спортивные (подвижные) игры. Кроме того, нам рекомендовано именно в первой четверти (примерно в конце сентября) провести контрольное тестирование. Таким образом, на всю первую четверть мы выделяем три больших контрольных работы (кстати, за четверть их должно быть от двух до пяти) и 100 баллов равномерно распределяем между ними: 30 баллов – на легкую атлетику, 30 – на игровые виды и 30 – на тестирование. А где же еще 10 баллов? Оставшиеся баллы учитель оставляет на текущее (формативное) оценивание. Эти баллы набирает или не набирает ученик за активность на уроке и вне него, за помощь учителю, добросовестное отношение к работе и т. п.

Теперь вернемся к суммарному контролю. Как здесь выставляются баллы? Оценивание учащихся проводится по определенным критериям, которые заранее сообщаются детям. Рассмотрим это на примере контрольного тестирования.

Итоговая отметка ученика складывается из четырех составляющих (критериев). Критерий А. Физическая подготовка учащегося. Непосредственно сами практические результаты учащегося очень важны.

Контрольное тестирование

Критерий Б. Техническая подготовленность учащегося.

Техника выполнения упражнений

Критерий В. Прогресс в результатах тестирования. На самом деле именно этот критерий представляет особый интерес для ученика и для учителя, так как он позволяет анализировать динамику физического развития учащихся. Очень важна положительная оценка даже небольших успехов детей.

Прогресс достигнутых успехов

Критерий Г. Отношение к работе. К сожалению, ученики не всегда в тестировании проявляют свои максимальные возможности, а некоторые учащиеся выполняют задания спустя рукава. А при введении оценивания по этому критерию ребята стараются выполнять упражнения, полностью реализуя весь свой потенциал. Максимум по этому критерию – 5 баллов. Причем решение о выставлении того или иного количества баллов учитель принимает не субъективно, а на основании предложенного описания, с которым также дети знакомятся заранее.

Отношение к работе

Однажды мне довелось оценивать одно состязание, в котором были предложены критерии для оценивания, но не было описания. И как можно оценить конкурсанта, скажем, по критерию «артистичность», не имея подобного описания? И если он недостаточно артистичен, то скольких баллов из 10 возможных он заслуживает? 9, 7 или 3? Такая критериальная система оценивания становится полностью субъективной. При использовании же описания подобная ситуация недопустима.

Итоговая сумма баллов – от 0 до 30

Так же, как и предыдущие системы оценивания, критериально-рейтинговая позволяет ввести элемент состязания между учениками одной параллели и даже всей школы. Наиболее эффективно данная система оценивания работает в среднем звене (с 5-го по 8-й класс).

4. Критериальная система оценивания.

Эту систему оценивания используют в школах, работающих по программам Международного Бакалавриата, многие школы за рубежом и отдельные школы России. На первый взгляд она достаточно сложна, но давайте попробуем в ней разобраться.

По каждому критерию существует заранее предписанное количество баллов. Так, по критерию А (техника выполнения упражнений) ученик может набрать максимум 10 баллов, по критерию Б (артистичность) – 10 баллов, по критерию В (физическая подготовка) – 6 баллов, по критерию Г (тактическая и теоретическая подготовка) – 6 баллов. Дескрипторы по баллам предлагаются заранее или разрабатываются совместно с учениками. Рассмотрим систему подробнее вновь на примере четверти.

Окончание изучения одной темы предусматривает итоговую работу, скажем, зачет по пройденной теме. В первой четверти это легкая атлетика и спортивные игры. Желательно, но отнюдь не обязательно, чтобы зачет по пройденной теме оценивался по всем вышеперечисленным критериям. Так, по легкой атлетике мы оцениваем физическую подготовку, технику, знание и понимание правил. А на уроках спортивных игр мы также оцениванием технику овладения отдельными элементами, тактическую подготовку. Можно еще разработать специальные тесты по физической подготовке.

Сложнее всего оценить артистичность, но, я знаю, отдельные учителя имеют опыт разработки и таких заданий. Выполнение определенных баскетбольных упражнений под музыку, конкурс эффектных бросков в прыжке, с отскоком от щита, хитроумные комбинации в парах и т. п.

По каждому критерию ученик получает определенное количество баллов (используя дескрипторы). После оценивания по всем критериям баллы суммируются, а затем делятся на максимально возможное число баллов. Полученная цифра (в процентах) переводится в итоговую отметку за зачет на основании рассматриваемой выше переводной шкалы. Например, на зачете по легкой атлетике ученик по критерию А набрал 8 баллов из 10 возможных, по критерию В – 5 баллов из 6 и по критерию Г – 3 балла из 6. Таким образом, сумма его баллов – 16 из 22 возможных. Путем деления и перевода в проценты получаем 72,7%, что соответствует отметке «4» по нашей общепринятой пятибалльной шкале.

Баллы по критериям на каждом зачете фиксируются в школьный журнал. Также заносится в журнал через дробь соотношение набранных баллов от максимально возможного числа. И в самой последней графе – итоговая отметка за зачет. При выставлении итоговой отметки за четверть суммируются баллы, набранные учеником по каждому критерию отдельно, а уже затем вся сумма делится на максимально возможное количество баллов за всю четверть.

Такой принцип при выставлении итоговой отметки является более правильным, так как позволяет объективно учитывать возможность «спорных» отметок. Кроме того, использование критериев и запись их в журнале позволяет найти слабые и сильные стороны каждого ученика. Это, в свою очередь, может оказать помощь в корректировке упражнений, домашних заданий.

Конечно, предлагаемый список может быть более обширным, но это зависит от нас с вами. Ведь за многие годы у населения страны выработался определенный стереотип учителя физкультуры как человека со свистком, ходящего по коридору с мячом, постоянно кричащего на детей и оценивающего их только по нормативам. Давайте же попытаемся изменить его. Если каждый из нас изменит свое отношение к оценке ученика и постарается найти свой вариант решения проблемы, то, может, и отношение к физкультуре в школе изменится. И пусть не остановят нас некоторые трудности.

Алексей МАШКОВЦЕВ