Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №20/2005

НАУКА – УЧИТЕЛЮ
 

О чем пишут в журналах?

Подготовила Ирина Богданова

Отношение тренеров к системе соревнований
в юношеском боксе

На юношеском первенстве России по боксу было проведено анкетирование 100 ведущих тренеров страны. Полученные результаты позволили сделать следующие выводы: оптимальным возрастом для начала занятий боксом 60% опрошенных считают 10–11 лет. При составлении групп 57% тренеров ориентируются на паспортный возраст, 43% – на физическое развитие. У большинства тренеров (64%) подростки занимаются отдельно, а не в группах старших ребят, 66% предпочитают проводить трехразовые занятия в неделю по 1,5–2 часа с боксерами 10–12 лет, а к 13–14 годам – проводить по 4–6 тренировок. Абсолютное большинство тренеров (82%) начинают свои занятия с изучения боевой стойки и передвижений, 77% тренеров считают, что количество соревнований в году не должно превышать 2–3 для боксеров до 10–12 лет и к 13–14 годам можно постепенно довести количество соревнований до 5–6. 84% – за прекращение боя после первого нокдауна. 73% вы­сказали такое мнение: перед поединком на ринге подростков следует экзаменовать в технике выполнения ударов и защит, а также оценивать уровень общефизической подготовленности. 88% тренеров сходятся во мнении, что продолжительность поединка боксеров 11–12 лет должна соответствовать формуле боя 1х1х1, а для 13–14-летних спортсменов – 1,5х1,5х1,5. 85% уверены, что психологические нагрузки во время соревнований оказывают более сильное воздействие на юных боксеров, чем физические. Один из актуальных вопросов системы соревнований – деление участников состязаний на весовые категории. Для проведения соревнований подростков по боксу тренеры предлагают начинать весовые категории с более легких весов (26, 30 или 36 кг).

Заслуженный тренер России В.А. Рубов для оценивания общей физической подготовленности предлагает такие упражнения: подтягивание, отжимания на скорость за 15 сек., толкание ядра, бег на 60 и 400 м, прыжки в длину с места, метание теннисного мяча, работа со скакалкой. Для определения уровня тактико-технической подготовленности предлагаются работа с боксерским мешком, бой с тенью, упражнения в парах (школа бокса).

А.А. МАРКИАНОВ, д.п.н., проф.,
А.А. АНАНОЕВ,
«Детский тренер», № 1, 2004

Формирование технических приемов у юных боксеров

Речь идет об исследовании, проводившемся на этапе начальной спортивной специализации боксеров 11–13 лет. На основании исследования рекомендованы контрольные упражнения общей физической (бег 30 м, отжимание в упоре лежа, подтягивания из виса, подъем ног в угол в висе, бег 800 м) и специальной (время пяти отжиманий, удары на снаряду за 10 сек., подскоки со скакалкой за 60 сек., отжимания в упоре лежа с хлопком перед грудью) подготовленности юных боксеров.

Автор выделил основные морфологические показатели, определяющие уровень физического развития: длина и масса тела, обхват грудной клетки и ширина плеч; сегментов тела – руки, кости, ноги и обхваты звеньев – предплечья, кисти, бедра, голени, которые взаимосвязаны с кинематическими и динамическими характеристиками, определяющими рациональность спортивных движений.

О.С. МОРОЗОВ,
«Детский тренер», № 2, 2004

Психологическое обеспечение
в системе подготовки юных самбистов

В статье особое внимание уделяется психологическому обеспечению в системе подготовки юных самбистов.

Психорегулирующая тренировка, по мнению автора, должна базироваться в основном на приемах аутогенной тренировки, адаптированной к специфике борьбы самбо. Структура психорегулирующей тренировки должна включать последовательное освоение таких разделов, как: концентрация и переключение внимания, психоэмоциональная нейтрализация, идеомоторная тренировка, самовнушение, выход из релаксационного состояния и оперативная мобилизация. Внедрение в учебно-тренировочный процесс интегрированных методик физической и психологической подготовки способствует росту показателей физической подготовленности юных самбистов и достоверному возрастанию качества соревновательной деятельности.

О.А. РАПОПОРТ,
«Детский тренер», № 1, 2004

Методические особенности применения
тренажеров Агашина для дзюдоистов

В статье представлен волновой тренажер для тренировки юных дзюдоистов, который применяется в Российском университете физической культуры в аналогичных тренировках, начиная с младшего возраста. Методически тренажер может быть использован для решения следующих задач:

  1. быстрая разминка перед тренировкой (5–10 мин.);
  2. тренировка скоростно-силовых качеств;
  3. тренировка скорости перемещений на татами;
  4. тренировка скорости поворотов;
  5. тренировка гибкости и ловкости;
  6. тренировка координации взаимодействия рук и ног;
  7. тренировка взрывной силы;
  8. короткая заминка после тренировки для быстрого восстановления сил (2–3 мин.).

Процесс тренировки заключается в приведении груза тренажера в устойчивое колебательное движение. При колебаниях груза на спортсмена действуют силы инерции, меняющие свое направление на противоположное при каждом изменении направления движения груза. Волновое (ключевое) изменение силы, действующей на спортсмена, вызывает изменение состояния скелетной мускулатуры с напряжения на расслабление с частотой колебаний груза тренажера.

Такая волновая нагрузка постепенно согласует в общем ритме работу мышечных ансамблей внутри каждой мышцы и мышц между собой. Согласованная работа мышц увеличивает силовые показатели.

Упражнения делятся на 3 группы:

  1. мышц рук и плечевого пояса;
  2. мышц спины, живота и тазобедренного сустава;
  3. мышц ног.

Длительность выполнения любого упражнения не более 30 сек. После каждого упражнения необходим отдых не менее 30 сек. Суммарная длительность работы не должна превышать 30 мин. в одной тренировке.

М.Ф. АГАШИН, Р.М. ДМИТРИЕВ,
«Детский тренер», № 2, 2003