Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №20/2005

НОВОСТИ СВЕРХУ

О мраморной крошке, согласии и разнообразии

В Москве прошла научно-практическая конференция «Пути модернизации и развития физической культуры и спорта», в которой приняли участие преподаватели физической культуры и тренеры, директора общеобразовательных и спортивных школ, представители власти. Основной идеей конференции стало объединение усилий двух ведомств: департамента образования столицы и комитета по спорту. Спортивные и общеобразовательные школы должны работать как единая команда, обеспечивая достойное физическое развитие школьников – разве можно с этим спорить? Это важно не только (и не столько) для того, чтобы процветал спорт высших достижений. В первую очередь усилия взрослых должны быть направлены на физическое воспитание подрастающего поколения, на то, чтобы из сегодняшних учеников выросли здоровые люди.
По словам Юрия Павловича Пузыря, руководителя учебно-методического центра по физической культуре г. Москвы, уровень физической подготовленности московских школьников за последние 8 лет увеличился на 9%: были протестированы 600 000 учащихся, и более половины из них способны показывать высокие спортивные результаты. По его мнению, как можно быстрее необходимо решить главные, кардинальные вопросы, которые мешают плодотворной совместной работе департамента образования и спортивного комитета города:

1. Организация строгого межведомственного подхода к формированию городского календаря спортивных соревнований.

2. Разработка нового положения нормативного финансирования для специализированных классов.

3. Введение новых правил по взаимным финансовым расчетам и совместной деятельности общеобразовательных и спортивных школ.

4. Создание межведомственного совета по решению вопросов, связанных с физкультурно-спортивной подготовкой.

5. Обеспечение бесплатного проезда обучающихся и воспитанников спортивных школ в места проведения соревнований на основе специальных сертификатов (такие сертификаты в Москве действуют в каникулярные периоды).

Забота об учителях, тренерах необходима. На сегодняшний момент во всей России сложилась парадоксальная ситуация: чем лучше они работают, тем меньше зарабатывают, потому что, как правило, вынуждены вкладывать собственные средства в проезд на соревнования, без участия в которых рост спортсмена невозможен.
Юрий Павлович рассказал о казусах, недавно произошедших в Москве при строительстве новых школ: во дворе одной из них проектировщики сделали баскетбольную площадку, а посередине... забетонировали стойки для волейбольной сетки; в другой – собирались покрыть футбольное поле мраморной крошкой.
Эти люди тоже когда-то учились в школе. И, конечно же, ходили на уроки физкультуры. Только, похоже, к культуре физической им так и не удалось приобщиться...
Опытом работы делились тренеры, учителя, директора. Часть выступлений на конференции была посвящена проблеме, которая в России стала, пожалуй, наиболее острой, причем решать ее приходится каждому учителю физкультуры: как, проводя уроки и тренировки, приобщить к удивительному миру спорта всех ребят, а не только самых спортивных и талантливых? С этими выступлениями мы познакомим наших читателей более подробно.

Стремление поддержать лучших, талантливых радует. Правда, сразу встает вопрос о детях, которые не вошли в группу самых спортивных и талантливых. Как же им помочь, как привить любовь и уважение к спорту и физическим нагрузкам?

Дмитрий Бесполов, учитель физической культуры, лауреат конкурса «Учитель года – 2004» г. Москвы:

Как поднять «с лавочек» детей, которые не хотят или по медицинским показаниям не могут заниматься физкультурой? Как вернуть этих ребят в спортивный зал? Я думаю, что каждый ребенок захочет заниматься физкультурой только тогда, когда он будет чувствовать себя успешным на каждом занятии, на каждом уроке. Для этого мы в своей школе ввели отметку «за активность». Это позволяет детям продвигаться в собственном темпе: у каждого – своя планка, своя вершина, которую нужно (и можно!) преодолеть.

Урок физкультуры имеет особую, сексуальную окраску. Ни на одном другом занятии ученики не переодеваются, в зале всегда – особые запахи, неизбежны прикосновения друг к другу. Мы решили во время игр, тренировок, соревнований не делить учеников по половому признаку, но для того, чтобы уравнять шансы ребят, ввели особые условия: если девочка забивает мяч в баскетболе, то это будет не два очка, а, например, четыре. Оказалось, что мальчишкам стало выгодно брать девчонок в команды. И сейчас, когда мы проводим соревнования, они всегда играют вместе, и ребята не понимают, что можно состязаться отдельно.

Меня могут спросить, как же мы выступаем на соревнованиях между школами, ведь там не существует таких смешанных команд. Всегда в параллели можно найти 10–15 талантливых ребят, нужно только найти время после уроков и подготовить их к этим соревнованиям.

Но одного желания заниматься мало. Нужно еще и иметь возможность – здоровье. Количество освобождений, выданных врачами, с каждым годом растет. Прежде всего, речь идет о детях, которые относятся к специальной медицинской группе. Все замечали, с какой силой, с каким рвением именно дети-инвалиды цепляются за жизнь. Для них мы создаем особые программы, особые условия, проводим беседы с родителями, детьми, медиками. Несколько лет назад у нас учился мальчик, у которого зрение было –13. В одной из бесед он сказал, что никогда не видел лица своих родителей, только их силуэты. Конечно, можно найти для него упражнения из легкой атлетики и гимнастики, которые он сможет выполнить. Но когда все играют в баскетбол или в волейбол, он вынужден просто сидеть на лавочке, так как среагировать на летящий мяч не может. Из положения вышли следующим образом: во время этих уроков Женя шел в начальную школу и проводил там спортивные часы, различные занятия. И воспитатель или классный руководитель выставлял ему за эту работу отметку. И ни одна комиссия не могла меня заставить не вывести ему «пятерку» в аттестате. Он честно занимался физической культурой, на том уровне, который ему позволяло его здоровье.

Дети-инвалиды должны участвовать в уроках физкультуры наравне со всеми. Это нужно не только им, но и всем остальным ребятам: класс становится добрее. И пускай тот, кто болен, заканчивает кросс минут на 10 позже остальных. Важно, что в этот момент весь класс аплодирует ему, поддерживает эмоционально.

Прийти к работе с такими детьми нам помог опыт работы в Российско-норвежской школе. В Норвегии на уроках физкультуры вообще запрещено акцентировать внимание на здоровье детей: они считают, что это проблема учителя, а не ребят. Помню, во время стажировки я должен был вести урок волейбола, на котором один из учеников был в инвалидной коляске. Если честно, я не знал, что в такой ситуации можно сделать. Мне посоветовали... опустить сетку на метр. А класс опустился на колени, и все дети оказались на одном уровне.

Этот мальчик «бегал» кросс вместе со всеми: его одноклассники возили на коляске. Подошло время выставления отметок. А какую отметку ему поставить? Я хотел «пятерку», но мне посоветовали «четверку», потому что он... не сдал вовремя теорию. К нему относились как к равному, без унижающей жалостливости.

Если учитель физкультуры не встанет со скамейки, не пойдет к детям – ничему его ученики не научатся. И если учитель не начнет на уроке больше улыбаться, толку от его усилий будет мало. Ведь что такое улыбка? Это работа мимических мышц. Задача учителя физкультуры – развивать все группы мышц, в том числе и эти. Поэтому я не боюсь иногда на уроке быть клоуном. Дети нормально к этому относятся: они улыбаются в ответ.

А еще на каждом уроке должна быть своя «изюминка», тогда дети обязательно будут приходить на занятия. И пусть они не запомнят, как правильно ставится рука на баскетбольный мяч, но эту особенность, «изюминку» обязательно запомнят. Наша «изюминка» – это обязательное музыкальное сопровождение, причем не просто фон, а специально подобранная музыка. Это может быть и Бетховен, и Шопен, и другие классики. А могут быть и современные песни. Вместе со сменой мелодии меняются и упражнения: у нас более 10 разных кассет. Наши ученики умеют составлять и проводить музыкальные разминки.

У нас в школе введена обязательная проектная деятельность на уроках физкультуры. Многие говорят мне, что, мол, мы занимаемся баловством. Да, пусть это не очень научно, но это интересно для ребят, что для нас самое главное.

Важно построить взаимодействие с учениками не по принципу вертикальной власти, а на позиции равноправного сотрудничества. У нас есть Совет капитанов. Недавно хотели провести соревнования по футболу внутри школы, Совет возразил: нет, у нас в некоторых классах много хороших футболистов, это будет не совсем честно, – и решили провести соревнования по гандболу.

Сегодня молодежь мало идет в школу, ссылаясь на низкую зарплату, на тяжесть педагогического труда. Я хочу сказать в заключение только одно. Да, работы много, зарплата маленькая, а где-то можно заработать ого-го сколько. Но... Помните, как у Булгакова: мусор у нас в головах. Когда говорят, что у нас в городе грязно, я отвечаю: «Нужно сначала свою лестничную площадку вычистить, а уж потом всю страну». Так и учитель начинать должен со своей школы, со своей работы, своих учеников. Если слесарь может испортить деталь и выбросить ее в мусорную корзину, мы, учителя, такого права не имеем. Если ты взялся, работай. Или уходи. Отговорок вроде «мне за это денег не платят» быть не может.

Сергей Панов, баскетболист, заслуженный мастер спорта:

– Из 300 тысяч детей начальных классов столичных школ (по возрастной категории это учащиеся до 12 лет) в соревнованиях на первенство Москвы участвуют всего 10 команд – примерно 100 человек. Но такого просто не может быть, чтобы интерес к баскетболу у наших школьников измерялся этой цифрой! Достаточно придти и посмотреть любой детский стритбольный турнир. Желающих не только участвовать в соревнованиях, но и заниматься серьезно очень много. Но у них нет возможности попасть в спортивные школы потому, что этих школ просто мало, более того, не в каждом районе они есть. Но даже если ребенок при просмотре был отобран тренером для профессиональных занятий, у него может не оказаться возможности, например, ездить в спортшколу из-за ее удаленности.

Идея организовать работу с детьми на базе общеобразовательных школ по принципу работы школы «Пантера» дает возможность развивать баскетбол не только массово, но и на профессиональном уровне. И к этой работе уже подключились многие известные наши тренеры и баскетболисты, а подобный опыт имеется, например, в Сербии, Хорватии, Болгарии.

В этом году будут проведены соревнования школьной лиги. Главное, что мы здесь надеемся увидеть, – большое число команд-участниц, независимо от уровня мастерства. Только желание детей должно определять участие того или иного школьного коллектива в соревнованиях. И насколько этот дебют будет массовым, во многом зависит от правильной, заинтересованной работы в округах со стороны представителей и образования, и спорта.

Есть идея создания на базе общеобразовательных учреждений «Школы чемпионов», которая позволит совместить массовость и мастерство. У наших ветеранов по разным видам спорта накоплен огромный профессиональный опыт, которым просто необходимо делиться, и лучшего места, чем школа, не найти. Необходимо только все продумать, чтобы хорошее дело имело свое практическое развитие. И чем больше будет таких предложений, тем больше выиграет наш спорт.

Игорь Куринной, директор ДЮСШ № 96 «Борец», кандидат педагогических наук, заслуженный мастер спорта:

– Мне повезло, что я работаю в Западном округе и у нас сложились тесные деловые отношения с окружным управлением образования. Сегодня наша школа «Борец» действует в пяти общеобразовательных школах города. У нас открыты специализированные классы на базе школы № 1015, наши тренеры работают в школах №№ 2002 и 1000, а также в школе начального обучения № 1814. Что это дает? Прежде всего, это дает школам возможность пользоваться высококвалифицированными услугами для организации внеурочного процесса физического воспитания. Все тренеры школы, работающие с детьми, умелые наставники и педагоги. Благодаря этому в какой-то степени решается и проблема нехватки или отсутствия учителей физкультуры. И хотя, конечно, тренерская работа в секции уроки физкультуры заменить не может, приход в общеобразовательные школы наставников спортивных школ при любой ситуации нашим детям пойдет только на пользу. Только на занятиях в общеобразовательной школе возможен такой широкий охват учащихся. А возможность одновременно собрать, например, до тысячи детей разных возрастов в одном месте есть только в средней школе. От того, что мы, тренеры, придем в школы, выиграют все: и школы, и дети, и общество в целом.

Проблемы есть, но они вполне решаемы, когда к ним подходят с точки зрения общей выгоды и не только с позиций сегодняшнего дня, но и вглядываясь в перспективу. А перспектива прозрачна. Это укрепление здоровья наших детей, повышение интереса к спорту, а значит, к такому образу жизни, который будет им полезен, поможет состояться как личностям. Сотрудничество образования и спорта вряд ли может кому-то навредить, а поэтому уровень директоров общеобразовательных школ, с одной стороны, и спортивных – с другой, – как раз и есть тот самый, на котором должны прекратить свое существование разногласия. Дети-то у нас общие, и совсем неважно, с кем они занимаются до обеда, а с кем – после.

Владимир Алексеев, кандидат биологических наук, доцент РГУФК:

– Тридцать лет назад, работая в школе, я понял, что у меня нет способа, помогающего определять нагрузку, которую получают учащиеся на уроках физической культуры. Это важно, так как тогда были бы решены очень многие проблемы и, прежде всего, касающиеся адекватности получения физической нагрузки индивидуальным возможностям организма, способности его к восстановлению.

Метод, который был нами разработан, основан на принципе определения нагрузки на уроках физкультуры по частоте сердечных сокращений. Пульсометр, или монитор сердечного ритма, осуществляет запись и подсчет показателей. Разработанная оценочная шкала была адаптирована к школьным отметкам, которые, в свою очередь, соответствуют разным зонам интенсивности, т.е. пульсовым зонам. Методика несложная, и, зная основные законы работы организма в условиях нагрузки, преподаватель может правильно построить работу практически с любыми учащимися.

Анализируя, например, работу на уроках физкультуры во второй учебной четверти, мы увидели, что средняя частота сердечных сокращений составляет в среднем 145 ударов в минуту. При этом показатели у мальчиков и девочек одного возраста практически не различаются. С возрастом ЧСС несколько уменьшается. Зная максимальную ЧСС, соответствующую каждому конкретному возрасту, учитель в конце урока объективно сможет оценить участие в работе каждого ученика.

Разработан специальный школьный комплект, который может поставляться в школу; на мониторе учитель увидит, как идет освоение заданного урока, оценит правильность заданной нагрузки.

Марк Агашин, разработчик биомеханических волновых тренажеров:

– Сегодня каждый заинтересован в том, чтобы предлагаемые методики оздоровления были эффективными. Вот такую методику для наших школьников мы и пытались разработать. Наша разработка основана на законах волновой биомеханики. Каждый учитель физкультуры, тренер знает, что наибольший эффект от выполнения какого-то упражнения достигается максимальным числом его повторений. Но в рамках школьного урока это выполнить практически невозможно. Мы пошли по другому пути, взявшись за разработку биомеханических волновых тренажеров. Сущность их действия состоит в том, что они создают условия для периодической смены состояния скелетной мускулатуры с напряжения на расслабление и обратно. При этом ребенок сам инициирует эту смену состояния мышечной системы, включая в работу и, соответственно, тренируя центральную и периферийную нервную системы, сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организма. Практика использования тренажеров в школе № 449 показывает, что даже на последних уроках дети занимаются активно благодаря той физической зарядке, которая проводится с помощью тренажеров как на уроках, так и на переменах. Механическая работа, затрачиваемая во время занятий, невысока, но очень эффективна в силу ее структурирующей направленности. При этом интенсивность занятий и физическая нагрузка допустимы в той степени, в какой они разрешены на обычных занятиях физическими упражнениями.

Профилактика инвалидности с помощью волновых тренажеров в ряде случаев позволяет практически восстановить здоровье, например, при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Кроме того, налицо улучшение психоэмоционального фона в школе, дети стали и спокойнее, и увереннее. Но успех любой методики, конечно, во многом зависит от учителя, от того, насколько он сможет открыть детям все ее секреты.

Софья Соболева, директор детско-юношеского клуба физической подготовки «Перово»:

– Сотрудничество в области развития физической культуры и спорта в Восточном округе строится на основе тройственного договора между окружным управлением образования, клубом физической подготовки и управлением физической культуры и спорта округа. Это помогает работать, соблюдая межведомственные интересы, не дублируя работу друг друга.

Предмет нашей особой гордости – это социальная поддержка учителей физической культуры. Один из примеров такой поддержки – обеспечение спортивной формой.

Основным приоритетом в округе является работа с дошкольниками, потому что эта работа – на перспективу, на будущее нашего общества. Только за прошлый год в 15 детских спортивных мероприятиях приняли участие три тысячи дошкольников. Все детские праздники, а среди них – «Дельфиненок», «Карапуз», «Буратино» – проходят на спортивных площадках, предоставляемых округу на безвозмездной основе. Подобные соревнования, как показывает практика, позволяют вносить и коррективы в методику воспитательного и физкультурно-оздоровительного процессов.

Другим приоритетом выбрана работа с детьми с ограниченными возможностями. 200 детей-инвалидов посещают оздоровительные секции, многие входят в сборные команды округа по разным видам спорта. Так, ребята из 442-й коррекционной школы в составе сборной округа стали призерами городских состязаний. Команда школы № 417 является призером спартакиады коррекционных школ города по восьми видам спорта. В интернате № 10 подготовлены представители наших паралимпийских команд. Массовость и хорошие спортивные результаты помогли нам выиграть две спартакиады подряд.

Что касается мониторинга, без которого сегодня не обходится практически ни одна школа, то можно сказать со всей ответственностью, что его показатели улучшаются и отражают реальную физическую подготовленность учащихся округа.

Использование в школах волновых тренажеров является примером того, как на основе минимальных финансовых затрат можно активно бороться с гиподинамией и физической усталостью.

Проблемы, которые у нас есть, касаются, наверное, всех. Это – недостаток педагогических кадров, в результате чего учителя работают с повышенной нагрузкой; материально-техническое состояние спортивных объектов, которое не соответствует современным требованиям; введение третьего урока физической культуры, что сделать очень сложно из-за недостатка оборудованных залов.

Валентина РЕПИНА,
Ольга ЛЕОНТЬЕВА