Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2005

УРОК

 

Бег в школьной программе

Осень. – Первая школьная четверть. Пора выполнения легкоатлетической программы согласно установленным нормативам. Осенним днем на пришкольном участке ежедневно можно наблюдать школьников, пробегающих круги на расстояние и время, на отметку и «зачет». Младшие школьники это делают более легко, порой даже шустро. По мере взросления класса энтузиазма пробежать километр или два становится все меньше. Но каждый раз, независимо от возраста, кто-то сходит с дистанции раньше, кто-то завершает из последних сил, кто-то – часто переходит на шаг, а кто-то под любым предлогом старается пропустить этот «ненавистный» бег. Попробуйте разработать для своих учеников анкету, например, о том, чем и как они бы хотели заниматься, а с чем без сожаления бы распрощались. Уверена, что в большинстве ответов в призовой тройке «отставников» окажется бег на длинные дистанции, даже у тех старшеклассников, кто понимает его значение для тренировки физической выносливости. Почему это происходит? Представьте, что Вы, например, десятиклассник, тихий и спокойный, любите шахматы и рыбалку, увлекаетесь математикой. Тяги к спорту за собой никогда не замечали. И вот позади три месяца лета, и на первом уроке физкультуры Вам надо пробежать программные километр или два. И предстоит это делать два раза в неделю. Вы это понимаете так же хорошо, как и то, что удовольствия, которое должен доставлять бег, вы не испытаете. Хотя бы потому, что по своему физическому состоянию к этому не готовы. Дальше, урок за уроком, подойдет сдача зачета, и самое реальное для Вас – «трояк». Но поскольку Вы к числу прогульщиков и сачков не относитесь, учитель повысит отметку до «четверки». А вот повысится ли в течение четверти работоспособность, интерес к урокам, улучшится ли самочувствие благодаря отдельным кроссовым стартам, честно говоря, сомнительно. А можно сделать программу кроссовой подготовки такой, чтобы с самого начала учащиеся могли видеть свою перспективу, конечный результат работы, которую им предлагается выполнить. И при этом она будет радостной, творческой, а поэтому приносящей удовлетворение.

ТРЕНИРУЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ, УКРЕПЛЯЕМ ЗДОРОВЬЕ

Наблюдая в очередной раз в соседнем дворе школьный урок физкультуры, я вспомнила об одной тоненькой брошюрке под названием «Упражнения на выносливость – программа здоровья», изданной впервые четверть века назад в ГДР. Вспомнила потому, что речь в ней шла, в частности, о беге как одной из самых действенных форм тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем и укрепления здоровья и были представлены тренировочные программы для людей с разным уровнем физической подготовленности. Конечно, это происходило давно, но опыт, наверное, потому и опыт, чтобы к нему, если он полезен, возвращаться.

Попробуем проанализировать возможности его использования в рамках школьной программы.

Для выбора методики тренировки в оздоровительном беге, – а, наверное, с такой точки зрения надо смотреть на всю школьную программу по физической культуре, – важен не столько возраст, сколько общее состояние здоровья и работоспособность.

Первая тренировочная программа

Она рассчитана на занимающихся, которые физически слабо подготовлены. К этой группе следует отнести учеников, вследствие ограниченной подвижности или повышенного аппетита имеющих лишний вес и в связи с этим затрудненное дыхание. Естественно, в этой группе будут и те, кто имеет отклонения в работе сердечно-сосудистой системы и по другим причинам, а также иные нарушения в здоровье. В этих случаях тренировка является «лекарством» для возвращения к норме. И надо постараться учащихся этой группы, которые, возможно, в течение ряда лет физически не напрягались (и имеют справки об освобождении), а также их родителей убедить в пользе движения. Бег – естественное движение, а движение в большинстве случаев – лучший врач.

Прежде чем непосредственно перейти к программе (рис. 1), нельзя не сказать о важности правильного дыхания при беге. Специальные исследования показали, что потребление кислорода не зависит от вида дыхания. Дышите, как вам удобно, чтобы получать достаточное количество кислорода. Необходимо принять во внимание, что через определенный дыхательный ритм, связанный с ритмом беговых шагов, относительно просто контролировать интенсивность бега.

Рис. 1. Тренировочная программа N 1

При беге с невысокой скоростью рекомендуется делать вдох на четыре шага и на четыре шага – выдох. С таким соотношением дыхания и частоты шагов необходимо бегать на начальных этапах тренировочной программы. Соотношение 2:2 является показателем верхней границы работо­способности.

36 занятий первой тренировочной программы распределены на 12 недель (кружочек – интервал медленного бега в минутах, квадрат – интервал ходьбы), что соответствует трем урокам физкультуры в неделю. Однако в большинстве школ два урока физкультуры. В этом случае возможно, во-первых, перераспределение материала на 18 недель; а во-вторых, что гораздо эффективнее, если учащиеся, поддержав учительский эксперимент, часть его возьмут под свою ответственность и каждому третьему занятию отдадут полчаса от своих выходных.

С первых занятий найдутся и такие, кому программа покажется несложной. Но она и рассчитана на почти ежедневные занятия с небольшими нагрузками, которые имеют больший тренировочный эффект, чем единичные высокие нагрузки.

Сначала надо стремиться к увеличению продолжительности бега при невысокой скорости. Это не только щадит сердечно-сосудистую и дыхательную системы, но и улучшает усвоение и переработку питательных веществ. Чем больше объем бега, тем больше расходуется энергии, таким образом уменьшается избыточный вес.

Честолюбивые попытки сразу достичь высокого результата очень легко могут привести к перенапряжению. Планомерное выполнение программы подготовит школьников к непрерывному бегу в течение 15 минут с невысокой скоростью. А это уже вполне конкретная цель, о которой учащиеся должны знать с самого начала работы над программой, иметь свой личный план-график занятий.

И самое главное: ни при каких обстоятельствах, ни под чьим-либо влиянием не стремиться к высокой скорости бега. Пусть ребята бегают на физкультуре так, чтобы бег доставлял им радость.

И еще. После прохождения этой тренировочной программы нормативный школьный кросс будет для каждого приятной прогулкой.

Вторая тренировочная программа

Освоив первую программу, можно переходить ко второй, построенной только на беговых занятиях (рис. 2).

Но прежде целесообразно обсудить выполнение первой, подвести итоги. Возможно, что класс разобьется на две или три группы: первой по силам будет выполнение данной программы без изменений, второй – потребуется ее корректировка с точки зрения более постепенного перехода на увеличение непрерывности бега,

А третьи в качестве продолжения тренировочных занятий предпочтут для себя повторение самых напряженных из первой программы. И это будет правильно и здорово, ведь программа, даже самая лучшая, не догма.

Вторая программа рассчитана на тех, кто способен бежать не напрягаясь в течение 10 минут с невысокой скоростью. Если в классе такие есть, они вполне могут начать с этой программы.

Для лучшего выполнения программы необходимо начинать с более медленного бега, чем тот, на который каждый способен. Насколько высоки или низки тренировочные нормативы, очень скоро почувствуется. Исходя из этого, можно решить, как постепенно или, наоборот, быстро можно увеличивать тренировочный объем.

Тренировочная цель второй программы – 30-минутный непрерывный бег – может быть достигнута каждым.

Бег – плюс в любом возрасте

Что касается учащихся школьного возраста, то исследованиями установлено, что дети и подростки моложе 15 лет могут выдерживать большие объемы аэробной нагрузки, поскольку их способность усваивать кислород по отношению к весу тела выше, чем у взрослых. Поэтому кроссовые дистанции 1000–3000 м не причинят им вреда. Убивает скорость, а не дистанция, а значит, время как норматив конкретного отрезка не может служить ориентиром.

И еще несколько фактов необходимо учитывать по ходу выполнения программ: если до 12 лет физическое развитие мальчиков и девочек не зависит от половых различий, то в дальнейшем уровень физического развития улучшается у юношей постоянно до 18–23 лет, у девушек – незначительно до 16–17 лет.

Однако, несмотря на отдельные возрастные особенности школьников, приведенные факты говорят в пользу реализации тренировочных беговых программ в школьном возрасте. И делать это можно в любое время года, в любую погоду, если есть возможность после тренировочного занятия вернуться в теплое помещение и если не принять душ, то хотя бы обтереться влажным полотенцем и переодеться в сухую одежду. Поэтому не так важно, в какой четверти ваша оздоровительная программа возьмет старт. Гораздо важнее, насколько она заинтересует ребят, заставит их серьезно задуматься над тем, что учитель им предлагает.

А что потом, когда программы будут освоены? Для желающих идти дальше найдутся новые, более трудные, которые кому-то придутся по вкусу, где будут иметь место не только километры дистанции, но и контрольные нормативы времени. Вариант такой более интенсивной программы дан на рис. 3.

Но задача не состоит в том, чтобы из послед­них сил преодолевать себя. В юные годы необходимо выработать мощностные резервы сердечно-сосудистой системы и с помощью постоянных тренировок поддерживать их в более зрелом возрасте. Как это помочь сделать школьникам, систематически не занимающимся спортом? Только через использование интересных и одновременно эффективных программ. А от того, что новых вариантов освоения программы у нас будет больше, выиграют все: физкультура, здоровье, наши дети.

Что же касается оздоровительного бега или легкой атлетики в целом, то как-то не приходилось слышать, чтобы в какой-нибудь школе они были выбраны вариативной составляющей программы по физическому воспитанию. И если при этом легкая атлетика единственная носит звание «королевы» спорта, то выбрать оздоровительный бег чем-то вроде «короля» здоровья вполне допустимо. И, может, справедливо тогда, что королев и королей выбирают однажды, а потом рано или поздно просто отдают или нет им свое сердце.

Валентина РЕПИНА