Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2005

УЧЕНИК

 

Найти выход из тупика

Сразу отмечу, что в похожих ситуациях бывают не только учителя физкультуры, ее возникновение тесно связано с личностными характеристиками самого учителя. Дело в том, что пренебрежительное отношение к этому предмету со стороны учеников, их родителей, преподавателей других учебных предметов часто провоцирует у преподавателей физической культуры недовольство, даже скрытую агрессию, которую можно выразить словами: «Я все равно заставлю всех считаться с моим предметом». Такой подход мешает учителю отнестись к ученику как к индивидуальности, учитывать его физические возможности и психологические комплексы, которые стремительно развиваются к подростковому возрасту.

Можно предположить, что учитель, требующий от Ларисы выполнения «канатной» нормы, не увидел, что девочка не готова к этому физически. Индивидуальный подход к ребенку позволил бы найти наиболее оптимальный вариант, например, ей можно было предложить забраться на более низкую высоту.

В связи с этим хочется обратить внимание на проблему информированности участников учебного процесса. Для Ларисиной мамы важно, чтобы дочь не получала даже малейшей физической травмы, так как она платит большие деньги за занятия в секции. Именно на уроке физкультуры дети часто падают, получают ссадины и ушибы. Конечно, мы не можем все предусмотреть, но надо принять то, что жизнь непредсказуема, другие люди далеко не всегда отвечают нашим ожиданиям и не обладают телепатическими способностями. Поэтому для предотвращения подобных ситуаций классный руководитель после индивидуальной работы с родителями своих учеников должен был вовремя проинформировать преподавателя физкультуры об особенностях каждого ребенка.

Ситуация с Витей очень сложная, причем она может сильно повлиять на его дальнейшую жизнь. Чтобы минимизировать психологическую травму для ребенка, нужно, прежде всего, учесть особенности его психики, понять, насколько он ранимый и восприимчивый, развито ли у него умение постоять за себя и осмыслить произошедшую ситуацию. Дочь сказала мне, что такие случаи не редкость на физкультуре. У них нечто подобное произошло в лагере, и так называемый «пострадавший» сам рассмеялся, а на насмешки других ответил, что в строении половых органов ни у кого особых отличий нет. Этим все и закончилось.

Однако далеко не все дети могут так отнестись к ситуации. Наиболее важными психологическими факторами, влияющими на состояние и поведение ребенка, особенно в младшем школьном возрасте, являются эмоциональная реакция и поведение взрослых – учителя, родителей. И здесь хочется провести четкое разграничение между понятиями «реакция человека» и «осознанное поведение».

Реакция – это, прежде всего, результат бессознательного, эмоционального реагирования, которое можно выразить словами: «Это ужасно, я не переживу такого позора!» Только сознательный ответ, а не спонтанная реакция делает человека по-настоящему независимым и свободным. Осознавая особенности ситуации, особенности возраста детей, прогнозируя последствия, мы можем рационально принять ситуацию и поступить наиболее адекватно. Тогда на смену эмоциональной реакции приходит рациональный поступок: «Это неприятно, но я с этим справлюсь с помощью…». А вот с какой и с чьей помощью – это каждый выбирает сам. Ребенок из детского лагеря справился сам. Вите помогли родители, переведя его в другую школу. Это их выбор, они лучше знают своего ребенка. В этом выборе, как и в любом другом, есть свои минусы и плюсы. Явный плюс – ребенок ушел из травматической ситуации, которая, так или иначе, проявлялась бы и дальше: в виде воспоминаний при общении с одноклассниками, в виде насмешек. Явный минус – обозначился опыт решения сложных жизненных проблем с помощью тактики ухода.

Какой бы вариант ни выбрали родители, важно, чтобы они помогли ребенку снизить для него значимость подобной ситуации. С одной стороны – не отрицать его негативные эмоции («Глупость, не переживай, перестань»). Гораздо лучше поддержать ребенка в его переживании («Я понимаю тебя») и одновременно постараться снизить значимость самого происшествия, рассказав о подобных случаях с долей юмора. А можно и перевести разговор на философский уровень. В любом случае необходимо дать понять ребенку, что произошедшее с ним не является (и не будет являться!) для других людей ведущей темой для разговоров: «Конечно, все только и будут говорить о твоей попе, забросят все свои дела и проблемы и т.д.». Этот эпизод может остаться для ребенка лишь эпизодом в его жизни, чему-то его научившим (как пережить, как справиться), а может дать начало развитию травматической личности ребенка.

Поэтому хочется сказать: чем более разумно и мудро будут поступать (именно поступать, а не эмоционально реагировать) взрослые, тем более психологически здоровым и успешным вырастет ребенок.

Алла ФОМИНОВА,
канд. психол. наук