Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2005

УЧЕНИК

 

Классные разборки

С классом работают все учителя: и историки, и математики, и физкультурники. Как же иначе, если у тебя – урок, а не индивидуальное занятие? Сначала материал объяснять нужно всем сразу. Потом – сделать так, чтобы дети его «усвоили», проделав ряд «типичных» упражнений. И, конечно же, проверить качество «усвоения», поставить отметки…

Увлекаясь программой и требованиями к уроку, учитель часто забывает, что на самом деле класс – это вовсе не однородная масса, внимающая инструкциям и указаниям. Петя не выспался и слушает невнимательно; Таня мечтает о встрече с мальчиком; Колина мама заболела… Сколько детей – столько судеб, проблем.

Кроме того, класс живет своей жизнью: кто-то поссорился, кто-то кому-то завидует, кого-то сделали изгоем, этот – неформальный лидер, того учителя выбрали в любимчики. Как правило, учитель-предметник об этом ничего (или почти ничего) не знает. Его дело – дать урок, а не вникать в классную жизнь.

Мы все становимся очень ранимыми, если речь заходит о нашей внешности, о физических качествах. На занятиях физической культурой внимание всех обращено именно на те или иные физические качества, характеристики. Если в классе сложились теплые взаимоотношения между учениками, дети никогда не будут оскорблять друг друга, смеяться над чужим неумением или над недостатками. Напротив, они всегда помогут друг другу, постараются поддержать в трудную минуту: «Давай, Серега, прыгай, ты сможешь, мы за тебя болеем!» – кричат однокласснику в таком коллективе.

Если же в пришедшей на занятие группе детей существуют конфликты, фраза может быть и такой: «Ну, посмотрим, толстячок, сможешь ли ты прыгнуть! Ну, давай, не запыхайся… Вот, умора, посмотрите, как смешно он бежит!»

Учитель физической культуры часто попадает в сложные ситуации, которые, на самом деле, вызваны не тем, как он подготовлен к уроку и как организует пространство на занятии. Эти ситуации часто вызваны общей психологической атмосферой в классе, и разрешать их можно (и нужно!) вне урочного пространства, прибегая к помощи классного руководителя, школьного психолога, родителей.

Тренер, ведущий спортивную секцию, всегда особое внимание уделяет взаимоотношениям своих воспитанников. Учитель физкультуры, ежедневно работая с большим (а порой просто огромным) количеством детей, как правило, не имеет возможности этим заниматься.

Но если на уроке математики учитель, в худшем случае, может не заметить, как кто-то у кого-то списал или, напротив, стараясь навредить, нарисовал чертика в тетради, урок физкультуры грозит вылиться в куда более опасные ситуации. На этом уроке нет такого жесткого ограничителя, как парты, стулья, тетради, учебники. Дети находятся в постоянном движении, ощущая большую свободу. В результате их межличностные отношения могут выплеснуться в самых разных, порой очень грубых формах. Опасность травматизма знает каждый преподаватель физической культуры и делает все возможное, чтобы его избежать.

Но есть ситуации, которые могут вызвать не только физические, но и тяжелейшие психологические травмы, изменить всю будущую жизнь растущего человека. Руки заживут, кости срастутся, а душа останется покореженной на всю жизнь.

Если учитель словесности или химии (да и любого другого общеобразовательного предмета) перестанет замечать в учениках отдельных людей, не будет вникать в их проблемы, ничего страшного не произойдет: ну, кто-то контрольную не напишет или тетрадку порвет… Ссора будет, конечно, но вне стен школы или в коридоре, уж точно не во время урока.

Если учитель физкультуры не будет замечать, что происходит с его учениками: кто оказался изгоем, кого в классе презирают, а кого, напротив, уважают и любят, все может быть гораздо страшнее: рано или поздно кто-то кому-то спустит штаны, унизит, покалечит.

Я не знаю, как достойно может вести себя педагог, у которого на уроке творится то, что описано в письме. Но я точно знаю, что может сделать учитель, чтобы такой ситуации у него на уроке никогда не случилось.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА,
к.п.н.