Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2005

ШКОЛА

 

Оздоровительные возможности урока физкультуры

Физическая тренировка – для пользы ума и сердца

Оценивая состояние здоровья детей, медики относят их к одной из трех групп: здоровые, практически здоровые и нуждающиеся в постоянном медицинском наблюдении и лечении. Статистика такова: 20% детей относятся к первой группе, 60% – к группе практически здоровых и 20% составляют больные дети. Из поступающих в школу 30–35% уже имеют хронические заболевания.

Наряду с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата большое распространение у подростков получили заболевания, связанные с нарушением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Во многом этому способствуют малоподвижный образ жизни и огромные перегрузки, связанные с учебой. На фоне таких перегрузок особо актуальна проблема возникновения у детей и подростков болезней, вызванных срывом высшей нервной деятельности, психо-дидактическими неврозами.

Поскольку психическая деятельность и физическое развитие неразрывно связаны между собой, то физическим упражнениям, на наш взгляд, и принадлежит одна из главных ролей в предупреждении этих заболеваний. Постоянная и напряженная работа одних и тех же центров головного мозга приводит к их истощению; физические упражнения дают возможность уставшим нервным клеткам отдохнуть, тонизируют нервную систему, приучают ее быстро переключаться для работы в новых условиях, что предотвращает появление стрессов и депрессивных состояний. Словом, систематическая физическая тренировка является в том числе и гимнастикой нервной системы.

Лицей № 1502 относится к таким учебным заведениям, где умственная нагрузка учащихся очень велика, и поэтому особенно важной является проблема разгрузки. С этой целью преподаватели нашего методического объединения физической культуры разработали систему мероприятий, направленную на поддержание и сохранение здоровья учащихся средствами физической культуры, и назвали ее программой «Здоровье». Развитие этой программы привело к открытию на базе лицея в 1997г. экспериментальной площадки Департамента образования г. Москвы по теме «Реализация индивидуального подхода к физическому воспитанию на основе инновационных технологий».

Статья опубликована при поддержке сайта kartaznaniy.ru. Карта Знаний – это поисковая система учебных заведений, которая поможет вам найти детские сады, школы и ВУЗы в ВАО Москвы. Также на сайте представлены тесты на профориентацию, информацию об учебе в Москве и за рубежом, перечень самых сильных репетиторов, инструменты для подготовки к ЕГЭ, информацию о расписании госэкзаменов и все экзаменационные тесты.

Интерес к уроку делает его необходимым

Для большинства учащихся средних учебных заведений урок физической культуры сегодня является основным средством сохранения и поддержания здоровья. Но одного-двух уроков в неделю все-таки недостаточно для того, чтобы уровень работоспособности старшеклассников на учебных занятиях оставался высоким. А именно учащиеся 9–11-х классов – основной контингент нашего лицея, работающего в системе непрерывного обучения «Школа – вуз».

Поэтому для нас очень важным было найти возможность увеличить количество часов, отведенных на уроки физической культуры. Сегодня в 9–10-х классах – три, а в 11-х – четыре часа в неделю. Кроме того, ежедневный урок физкультуры получили учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Но одно увеличение числа часов, отводимых на уроки физической культуры, в принципе не способно решить проблему. Непременным условием является возбуждение интереса учащихся к занятиям, их личная заинтересованность в необходимости этих уроков. Поэтому основным направлением программы «Здоровье» стала разработка инновационной технологии, которая обеспечивает реализацию индивидуально-типологического подхода в оценке двигательной подготовленности учащихся и методиках ее совершенствования.

Исходили из того, что старшеклассников, загруженных учебой, необходимо увлечь занятиями физической культурой, дать им возможность раскрыть свои способности, развить природные задатки, помочь освоить интересующий их вид спорта, избавиться от некоторых недостатков телосложения.

Программа – с учетом индивидуальных особенностей

Комплексная учебная программа лицея по физической культуре позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся и их стремление к занятиям определенным видом спорта. В отличие от нее типовая программа предусматривает углубленное изучение в старших классах одного вида спорта (по выбору учащихся). Но, согласитесь, трудно представить, что даже в рамках одного класса все учащиеся выберут какой-либо один определенный вид.

В связи с тем, что в старшей школе предусмотрено деление класса на две подгруппы, а в нашем лицее на уроках физической культуры одновременно занимаются два класса одной параллели, стало возможным деление потока на четыре группы, углубленно изучающих один из предложенных видов: баскетбол, волейбол, аэробику и общую физическую подготовку (ОФП) с элементами атлетизма, тем более, что лицей обладает необходимой спортивной базой. Учебная программа рассчитана на трехлетнее углубленное изучение избранного вида спортивной специализации.

Принципиальной особенностью программы «Здоровье» является ориентация на индивидуальную норму и индивидуальный подход в развитии и оценке физических качеств. Он базируется на учете не только половых и возрастных различий учащихся, но и конституциональных, т.е. врожденных особенностей строения тела и его свойств. На практике, как считает валеологическая наука, достаточно учитывать три основных типа конституции человека: астеники более выносливы; дигестивники обладают значительной силой; мышечники наиболее универсальны. Поэтому для физического развития учащихся важно использовать нагрузки, которые соответствуют врожденным задаткам занимающихся.

Программа «Здоровье» предусматривает мониторинг учащихся, включающий антропометрические измерения роста, веса, окружностей грудной клетки и талии, и тестирование двигательных качеств. Все данные обрабатываются с помощью компьютерной экспертной системы «Валеология школьника».

Она основана на многоуровневой математической модели и позволяет облегчить работу учителя физической культуры, с одной стороны, а с другой – сделать объективной оценку выполнения двигательных заданий, исходя именно из ориентира на индивидуальную норму каждого учащегося и индивидуальный путь ее достижения.

Без стойкого интереса со стороны учащихся к урокам физической культуры трудно рассчитывать на их желание заниматься физкультурой и спортом самостоятельно. К тому же ребята интересуются и теоретическими знаниями в области физической культуры. Для этого введен курс общетеоретических и методических знаний, разработаны тестовые задания для проверки усвоения материала.

Особое место в программе «Здоровье» отводится работе с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, которым также необходимы физические нагрузки в щадящем режиме. Занятия в группах, сформированных по типам заболеваний, проводятся два раза в неделю под контролем трех учителей физкультуры, прошедших специальную подготовку на курсах «Функционального восстановления и физической реабилитации школьников» и по «Программе здоровья детей г. Москвы 2003–2005».

Там, где есть выбор, – будет и посещаемость

Работа с девушками старших классов на уроках физкультуры – особая проблема многих средних школ. Решая ее, мы предложили для занятий самые современные направления спор­тивно-оздоровительных тренировок. Это различные виды аэробики (степ-аэробика, фитбол-аэробика, танцевальная аэробика, тераробика и женская гимнастика), шейпинг, пилатес, таргет-тонинг, стретчинг с элементами хатха-йоги. Многие из этих названий наши ученицы слышат впервые, придя в наш лицей. Однако с первых занятий настолько втягиваются в новые для себя виды двигательной активности, что вопрос о пропусках уроков физкультуры отпадает сам собой. Параллельно используется компьютерная программа шейпинг-тест. В результате девушки узнают об идеальных пропорциях фигуры и, сравнивая идеальные цифры с реальными, определяют свою дальнейшую тренировочную программу. Достижение своего идеала является мощным стимулом к занятиям физическими упражнениями. Замечено, что в результате реализации программы «Здоровье» у учащихся улучшаются эмоциональные, интеллектуальные и физические реакции, а занятия становятся осознанными и целенаправленными. Совместная деятельность учителя и учениц приводит к тому, что к концу десятого класса каждая ученица для себя может составить индивидуальную программу занятий и заниматься самостоятельно.

Раздел общей физической подготовки программы в рамках уроков физкультуры включает элементы легкой атлетики, акробатики и спортивных игр: волейбол, баскетбол, бадминтон и большой теннис (начальное обучение). Занятия с элементами специальной подготовки знакомят с новейшими технологиями фитнеса, объединяющего все виды аэробики и занятия в тренажерном зале. Трижды в год проводятся антропометрические измерения и тестирование основных физических качеств по программе «Здоровье».

Для успешной реализации программы большое внимание уделяется развитию материально-технической спортивной базы лицея. Занятия проводятся в двух больших спортивно-игровых залах, оснащенных необходимым спортивным инвентарем и оборудованием, которое периодически обновляется и пополняется. Специальная и общефизическая подготовка, а также занятия в спецмедгруппе проводятся в трех тренажерных залах (для юношей и девушек), укомплектованных беговыми дорожками, велотренажерами, многофункциональными тренажерами и кардиомониторами. Зал аэробики оборудован аудио- и видеотехникой, зеркальной стенкой, степ-платформами, фитболами, терабандами, многочисленными утяжелителями, резиновыми амортизаторами и ковриками для партерных упражнений. Спортивный уличный комплекс постоянно совершенствуется – футбольное поле с беговыми дорожками дополняют оборудованные волейбольная и баскетбольная площадки, теннисный корт со стенкой, хоккейная коробка и сектор уличных тренажеров.

В программе представлены и разнообразные формы внеурочной физкультурно-оздоровительной работы.

Все наши наработки рассчитаны на старший школьный возраст. Однозначно сказать, насколько это хорошо, наверное нельзя. Но одно безусловно: знакомясь с конкретным учащимся в 9-м классе, оценив состояние его здоровья, мы четко можем сказать, какие задачи нам по силам решить, если строго следовать направленности программы. Но если в какой-то школе есть возможность отслеживать выполнение восстановительных программ с младшего возраста по старший, то это не просто интересный исследовательский материал, а в первую очередь – реальная помощь в восстановлении и поддержании здоровья учащихся на более раннем этапе.

И какими бы разными не были условия работы и возможности учителей физической культуры, задача у всех одна – помочь детям адаптироваться в напряженном режиме школы, развить интерес к самостоятельным занятиям физкультурой и спортом, создав для этого благоприятные условия как на уроках, так и во внеурочное время. Эти цели должны преследоваться и при составлении любой спортивно-оздоровительной программы.

Татьяна ТИТОВА,
зам. директора лицея по физкультурно-оздоровительной
и спортивно-массовой работе
Москва