Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2005

УЧЕНИК

 

Травма на уроке

Две истории, которые мы публикуем сегодня, были присланы в газету молодой мамой: она искренне рассказала о том, что случилось в школе, в которой учится ее ребенок.
«Случилось – и случилось. В школе чего только не бывает!» – скажет скептик.
Да, в школе может произойти всякое. Но такого в школе не должно происходить никогда, ни при каких условиях.
Так в чем же дело? Почему мы, взрослые, допускаем подобные ситуации? Из-за своего бессилия? По причине низкого профессионализма? А может, просто мы иногда забываем, что на уроке нет «класса», а есть учитель и пришедшие к нему люди? И каждый из них – со своим прошлым, настоящим и будущим. И каждый по-своему доверчив, раним, беззащитен.
Именно поэтому в фокусе педагогического зрения всегда должны быть не «дети» как общая обезличенная масса, а каждый конкретный Ученик в отдельности.

Не секрет, что урок физкультуры – это урок повышенной опасности. Очевидно: травму гораздо легче получить именно в спортзале (не на математике же?).

Может быть, такие травмы на физкультуре – неизбежность? И от чего зависит безопасность на уроке? Для размышления предлагаем две реальные истории.

Маленькая Лариса занимается теннисом. Ее мама платит за одно занятие 50 долларов и мечтает, что когда-нибудь дочка покорит Уимблдон. Покорять школьный канат в мамины планы не входило, но учитель физкультуры потребовал сдать зачет по этой «жизненно важной» дисциплине. На канат девочка забралась, а вот спуститься вниз не хватило силенок. Она буквально сожгла себе руки, и ей пришлось пропустить две тренировки. В секции, где занималась Лариса, «отыгровки» не предусматривались, и мама понесла материальные убытки в размере 100 долларов. После этого случая Лариса на уроки физкультуры больше не ходила: мама сделала ей «липовое» освобождение по состоянию здоровья.

В другой школе «физрук» дал детям еще более изощренное задание. Нужно было подтянуться на перекладине и в таком положении провисеть 20 секунд. И это первоклашке! Мальчик Витя встал на стул, подтянулся и... повис. Он был очень старательным учеником и решил получить «пятерку», чего бы ему это ни стоило. Но вместо «пятерки» он получил сломанную челюсть и трещину лодыжки. А дело было так: когда Витя замер на перекладине, про себя отсчитывая заветные двадцать секунд, другой мальчик подошел и снял с него шорты вместе с трусами. От стыда и ужаса Витя, не сгруппировавшись, рухнул на стоящий под ним стул. Где в этот момент находился учитель, история умалчивает. Ясно одно: там, где он был нужен, его не было. И, тем не менее, он продолжает преподавать, а вот Витю родители были вынуждены перевести в другую школу. Задразнили!

Комментарий психолога:

За что отвечают родители?

Оба этих случая – истории о некомпетентности учителя. Некомпетентности, прежде всего, как педагога. Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения – краеугольный камень современного гуманистического образования. А на уроке физкультуры этот тезис приобретает особый оттенок, поскольку его игнорирование может привести к тяжелым последствиям не только для психики, но и для физического здоровья ученика. Некомпетентность преподавателя в этой области представляет реальную угрозу для жизни детей. И таким случаям нет оправдания. И все-таки, я думаю, кроме самого учителя и школьной администрации, допустившей его к работе, ответственность за такой травматизм (в первом из приведенных случаев) лежит и на родителях. Фраза «Покорять школьный канат в мамины планы не входило» характеризует пренебрежительное отношение части родителей к урокам физкультуры. Это отношение воспринимают и дети, в результате начиная относиться к этому предмету (на мой взгляд, чрезвычайно важному и необходимому для развития полноценной личности) как к чему-то необязательному, а к требованиям учителя – «с прохладцей». И здесь возникает очень тонкая грань между «Я не могу» и «Я не хочу». Известно, что желание приводит к мобилизации внутренних ресурсов человеческого организма, в то же время, его отсутствие, напротив, блокирует часть жизненных сил, препятствуя мышечной мобилизации. Вместо того, чтобы задействовать весь организм, человек пытается решить задачу усилиями отдельно взятых рук или ног. И это тоже может привести к печальным последствиям.

Конечно, научить ребенка использовать при физических упражнениях ресурсы всего организма – задача учителя. Но если ребенок не хочет этому учиться и в этом его поддерживают родители, – можно ли его научить? И чего это будет стоить учителю?

Учитель физкультуры, как и любой другой учитель, нуждается в сотрудничестве с родителями. И в уважении, как любой человек. Если же он переступает допустимые границы – мы имеем право бороться с этим и спрашивать с администрации. К сожалению, родители чаще предпочитают отмалчиваться. Не потому ли, что где-то чувствуют и долю своей вины?

Александр ШАДУРА