Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2005

НАУКА – УЧИТЕЛЮ

 

О чем пишут в журналах?

Совершенствование ловкости юных спортсменов в спортивном ориентировании

Необходимым условием объективной оценки уровня развития двигательной координации юных спортсменов, специализирующихся в спортивном ориентировании, является разработка тестов для определения уровня развития ловкости.

  1. Уровень развития ловкости в стандартных условиях определялся с помощью теста «Бег с изменением направления». На расстоянии 2,5 м по прямой от линии старта и до линии финиша крепится флажок. От флажка на таком же расстоянии (2,5 м) впереди, справа и слева на гимнастических матах устанавливаются ворота (ширина 80 см, высота 30 см): справа – № 1, впереди по ходу движения – № 2 и слева – № 3. По сигналу занимающийся бежит до флажка, огибает его слева и бежит к воротам № 1, перепрыгивает через них, разворачивается, выполняет кувырок с прыжка через ворота, добегает до флажка, обегает его слева и бежит к воротам № 3, после чего финиширует (на стартовой линии). Оцениваются время и качество выполнения задания:
    – 5 баллов – время выполнения 18 сек. (при технически правильном выполнении прыжка через ворота с толчком двумя ногами), кувырок вперед с прыжка (также отталкиваясь одновременно двумя ногами);
    – 4 балла – до 20 сек. (небольшие погрешности при выполнении упражнений);
    – 3 балла – до 22 сек. (недостаточная траектория прыжка и касание мата затылком при выполнении кувырка).
  2. Проявление ловкости в нестандартных условиях определяется с помощью теста «Прочитай карту». Занимающийся берет карточку, на которой представлена схема выполнения различных двигательных заданий под условными обозначениями: Х – кувырок, О – прыжок, D – перекат прямым телом, * – поворот. Расстояние между условными обозначениями находится в соотношении 1 см : 5 м. По сигналу тренера занимающийся выполняет задание: 5 баллов – технически верное выполнение задания до 10 сек.; 4 балла – до 11 сек., с некоторыми погрешностями в выполнении; 3 балла – до 12 сек., c ошибками в схемах движений.
  3. Проявление ловкости в прогнозируемых условиях определяется с помощью теста «Бег по сигналу». Занимающийся перемещается по четырехугольнику размером 4x4 м (по каждой стороне). Два варианта двигательных заданий:
    1-я сторона – продвижение прыжками на двух ногах или бегом;
    2-я сторона – бег по гимнастической скамейке или продвижение вперед кувырками в группировке;
    3-я сторона – бег по «кочкам» (8 одинаковых кружков, расположенных в шахматном порядке по обе стороны линии); или бег по «канату», то есть по одной линии;
    4-я сторона – прыжкообразный бег или перемещение приставным шагом.
    По сигналу тренера занимающийся выполняет оба варианта, причем первый – по сторонам 1–2, а второй – по сторонам 3–4. Первый вариант: «прыжки на двух ногах, бег по скамейке, бег по «кочкам», перемещение приставным шагом; второй: бег, кувырки вперед в группировке, бег «по канату», прыжкообразный бег.
    Оценивание – по пятибалльной системе:
    – 5 баллов – время до 6 сек., при технически правильном выполнении упражнений;
    – 4 балла – до 6,5 сек., с 1–2 заступами при беге по «канату» и незначительных ошибках;
    – 3 балла – до 7 сек., с ошибками при выполнении упражнений.
  4. Дифференцированное распределение пространственно-временных параметров. Тест «Самый ловкий». От линии старта параллельно друг другу на расстоянии 2 м располагаются две дорожки с разметками: на одной – 5 разметок через 1 метр, на другой – 10 разметок через 0,5 м. Занимающийся выполняет по первой дорожке 5 прыжков вперед с двух ног на две в одном темпе и ритме. После 5-го прыжка перемещается на другую дорожку и выполняет прыжки спиной вперед (на расстоянии 0,5 м) также в одном темпе. Оценивается равномерность распределения усилий в пространстве и времени:
    – 5 баллов – затраты времени до 6,5 сек. при одинаковом темпе выполнения;
    – 4 балла – до 7 сек. с одним сбоем в темпе движений;
    – 3 балла – до 8 сек. при 2–3 сбоях в темпе движений.

Л.Д. НАЗАРЕНКО,
д.п.н., проф.,
О.Е. ДАНИЛЬЧЕНКОВА,
«Детский тренер», № 3, 2005

Особенности кривых врабатывания при беговых пробах у юных спортсменов
по данным радиопульсометрии

Работа посвящена изучению особенностей врабатывания по частоте сердечных сокращений (ЧСС), регистрируемой радиотелеметрически, у юных спортсменов-бегунов 15–16 лет и их ровесников, не занимающихся спортом. Наблюдались 52 подростка 15–16 лет (24 спортсмена и 28 не занимающихся спортом). Результаты исследования показали: по данным радиопульсометрии, у юношей и девушек 15–16 лет врабатывание по пульсу при пробегании отрезков 400 м с различной споростью завершается за 50–70 сек. У юных бегунов при различной интенсивности беговых нагрузок (со средними уровнями рабочей ЧСС от 118 до 182 уд./мин.) время врабатывания по пульсу одинаково – порядка 50–55 сек. У неспортсменов оно медленнее, но закономерно сокращается с увеличением нагрузки и, соответственно, с возрастанием рабочей ЧСС.

Майфат С.П., Розенблат В.В.,
Малафеева С.Н.,
«Детский тренер», № 4, 2004.

Педагогический контроль важнейших координационных способностей
юных легкоатлетов

Координационная подготовка является важным фактором достижения высоких спортивных результатов во многих видах спорта. Предлагаются тесты для оценки координационных способностей юных легкоатлетов.

Первое тестовое задание – «Точный темп бега» – позволяет измерить уровень развития способности к дифференцированию мышечных усилий в беге. Спортсмен пробегает 60 м со средней скоростью, удобной для него. Фиксируется время пробега. Затем в двух последующих попытках он должен повторить это время как можно точнее.

Второе тестовое задание – бег 60 м с максимальной скоростью – позволяет измерить уровень развития быстроты у детей 11–13 лет.

Третье тестовое задание – «Спринт в заданном ритме». Спортсмен должен пробежать те же 60 м, но вырабатывая определенный ритм бега; как можно быстрее уметь изменять его, чтобы настроиться на новый.

Оценка: определяется разница в секундах между временем выполнения третьего и второго заданий.

Вишняков А.В., к.п.н., доц.,
Кашкаров В.А., к.п.н., доц.,
«Детский тренер», № 1, 2004.

Подготовила Ирина БОГДАНОВА