Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2005

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Тема: "Физкультура: в поисках содержания образвоания"

Мечты и реальность

Васильев Всеволод Петрович

Васильев Всеволод ПетровичРаботал учителем физической культуры в г. Путивле (Украина), в Красноярском крае и г. Красноярске, директором техникума физической культуры.
С 1996 по 1999 годы – начальник отдела учебных заведений краевого спорткомитета.
В настоящее время – зав. отделом физического воспитания краевой детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва.
Принимал участие в подготовке и проведении V и VI зимних Спартакиад народов СССР, чемпионата мира по вольной борьбе.
Отличник физической культуры и спорта.

Опубликованные в № 14 газеты «Спорт в школе» статья именитого и уважаемого специалиста – профессора РГУФК Вадима Константиновича Бальсевича «Спортивно-ориентированное физическое воспитание в общеобразовательной школе» и его интервью вызвали у меня, учителя физической культуры, определенную тревогу.

Да, действительно, наболевшие проблемы школьного физического воспитания видны невооруженным глазом, и они хорошо изложены в указанных публикациях. Обобщенно их можно выразить тремя тезисами: крайне неудовлетворительная материально-техническая база, кадровый голод и отсутствие четкой государственной позиции по отношению к воспитанию физической культуры у детей и юношества. То, что предлагает автор, – замена урочной системы физического воспитания спортивно-ориентированным физическим воспитанием, – вызывает большие сомнения, в частности:

1. Реальный педагогический процесс интенсивного освоения ценностей физической культуры в настоящее время осуществлять некому: специалисты, которым сейчас за 50, постепенно сходят с арены, а молодые выпускники всевозможных факультетов физической культуры этому обучены слабо и в школу не идут. По крайней мере, только считанные проценты выпускников педагогических учреждений высшего образования задерживаются в школе более чем на год. Анализ ситуации за последние годы показывает, что основные причины – неудовлетворительные условия труда и низкая заработная плата.

2. На мой взгляд, разработка стратегии и механизмов реализации процесса функциональной интеграции ведомств в области физического воспитания подрастающего поколения должна осуществляться не столько на нищенском муниципальном уровне, сколько на уровне государства, Правительства Российской Федерации.

3. Настораживает категорическое утверждение автора, что занятия физической культурой в школе с периодичностью менее трех раз в неделю по 90 минут – бессмысленны. С этим можно согласиться, если ставить во главу угла только достижение тренировочного эффекта. Думается, что эта задача в общеобразовательной школе не должна стоять на первом месте.

4. Что касается предложений автора о предоставлении права выбора вида спорта по желанию детей, то я согласен с возражениями А.Машковцева («Спорт в школе», № 14, «Спортивные желания и школьные возможности»). Могу добавить, что, по моему глубокому убеждению, именно через академический образовательный урок физической культуры ученик должен ощутить прелесть той самой сеченовской «мышечной радости» и получить первые представления о видах спорта – некоторые из них впоследствии могут стать любимыми.

5. Не могу согласиться с поразительно легким отношением автора к детям с медицинскими ограничениями в занятиях на уроках физической культуры. Учитель физической культуры или тренер-преподаватель не должен забывать золотое правило врача – «не навреди». Ни один учитель физической культуры не имеет права брать на себя смелость определять самостоятельно оптимум физических нагрузок для детей с отклонениями в состоянии здоровья.

6. Складывается впечатление, что весь настрой интервью сводится к одному: надежда – в основном, только на учителей-энтузиастов, одержимых. Но, как и в других школьных дисциплинах, таких учителей меньшинство. Мне представляется, что в отношении к учителям физической культуры мы слишком часто злоупотребляем их самоотверженностью и одержимостью. Рассказ автора статьи о том, как в 1954 году он на общественных началах построил школьный стадион, на мой взгляд, не совсем корректен – другое время, другая политическая и экономическая формация, другие требования… А, с другой стороны, этот пример подтверждает, что еще в те далекие времена не все было благополучно с отношением к школьной физической культуре. Когда-то я сам немало времени и здоровья потратил на всевозможные ремонты, переоборудование спортзалов, «изобретение» не всегда надежного и безопасного «нестандартного оборудования» и т.д. Сейчас убежден, что полезнее потратить это время на совершенствование качества системы собственной педагогической деятельности. Вся наша «строительно-ремонтная самодеятельность» – от недостаточного внимания руководителей образования и государства к предмету «физическая культура» и, соответственно, позорно низкого уровня материальной обеспеченности педагогического процесса.

7. Как большинство учителей физической культуры, я не испытываю удовлетворения от нынешнего состояния школьной физической культуры. И я не против спортивно-ориентированного физического воспитания. Однако удручает, что в последнее время все больше голосов призывают к фактической ликвидации школьного урока физической культуры и замене его другими формами: аэробикой, ритмикой, футболом, восточными единоборствами и прочими. Откуда такое пренебрежение к бегу, прыжкам, метаниям, основной гимнастике, играм? Кстати, первые шаги к ликвидации урока физической культуры в школах уже сделаны: это отмена пятибалльной оценки по предмету и повсеместный тихий переход на 35-минутные уроки. Непонятно, почему нельзя оставить в покое обязательные уроки физической культуры, направленные на достижение образовательного, воспитательного, познавательного эффекта, внесенные в расписание занятий и проводимые по научно обоснованной программе, в соответствии с образовательными стандартами, возрастными и сенситивными возможностями ученика? Тем более что далеко не исчерпан резерв средств дополнительного физического воспитания через систему школьных спортивно-оздоровительных клубов. Вполне приемлем надежный симбиоз трех обязательных 45-минутных уроков физической культуры в рамках первой половины дня и трех 90-минутных спортивно-ориентированных занятий во второй половине дня по выбору учеников при условии достаточной учебно-спортивной и кадровой базы. Плюс ДЮСШ для особо одаренных, плюс более энергичное внедрение в практику воспитания физической культуры резервов олимпийского воспитания и образования в школе.

И последнее.

Все попытки снизить непосильный физический, психологический и моральный пресс учебного плана на ученика в последние годы наталкиваются на скрытое сопротивление учительского корпуса, напрямую зависимого от системы почасовой оплаты труда. Почему-то ни у кого не возникает предложение взять и вывести за расписание уроки физики или, допустим, ОБЖ.

Возможно, развернутая кампания против урока физической культуры – попытка убедить общественность в том, что это и есть способ разгрузки ученика?

Всеволод ВАСИЛЬЕВ
г. Красноярск