Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №18/2005

НАУКА – УЧИТЕЛЮ
 

О чем пишут в журналах?

Подготовила Ирина Богданова

Динамика физического развития школьников Ульяновска

Уровень физического развития растущего организма является важным критерием при комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков.

В 1997–1998 и 2003 гг. были проведены исследования физического развития школьников г. Ульяновска. В обследовании приняли участие свыше 20 тысяч учащихся общеобразовательных школ.

Проведенный анализ физического развития школьников за последнее десятилетие показал, что процесс акселерации, хорошо заметный в середине минувшего столетия, на рубеже веков прекратился. Основные компоненты физического развития (длина и масса тела, окружность грудной клетки) имеют тенденцию к незначительному снижению и стабилизации. Основную тревогу вызывает резкое ухудшение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и силы кистей рук, что, на взгляд автора статьи, во многом связано со снижением двигательной активности школьников, ухудшением качества школьного физического воспитания, интенсификацией учебного процесса и низким уровнем благосостояния населения Ульяновска, приведшим к снижению качества питания и медицинских услуг.

(Левушкин С.П., «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», № 1, 2005).

Эффективность уроков физической культуры
в начальной школе

Эксперимент предполагал анализ эффективности проведения уроков физической культуры в начальных классах. Был выполнен хронометраж 72 уроков в 1–4-х классах, проводимых шестью преподавателями. Рассчитывались: общая плотность, моторная плотность, индекс интенсивности проведения занятия. Уроки были представлены 7 вариантами: легкая атлетика, гимнастика, подвижные игры, баскетбол, футбол, кроссовая подготовка, ритмика.

Исходя из полученных данных, наибольший объем двигательной активности учащие­ся начальных классов получают на уроках кроссовой подготовки, ритмики и подвижных игр, а самый низкий – на уроках гимнастики и легкой атлетики. Среднее положение занимают уроки баскетбола и футбола. Автор статьи исследовала вопрос о возможности использования в занятиях с детьми 7–9 лет непрерывной нагрузки при пульсе от 130 до 150 уд./мин. Она также провела эксперимент, в котором принимали участие 132 учащихся 7–10 лет школ г. Ейска (66 мальчиков и 66 девочек).

Результаты проведенных исследований достаточно убедительно свидетельствовали, что для всех детей 7–10 лет в целях повышения общей физической работоспособности может быть использована непрерывная циклическая нагрузка переменной интенсивности продолжительностью от 5 до 17 минут.

(Виленская Т.Е., к.б.н., «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», № 1, 2005).

Функциональное состояние опорно-двигательного аппарата
как одно из наиболее «слабых звеньев» у современных детей 7–10 лет

Основной целью исследования было определение частоты выявления функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 7–10 лет. Было обследовано 534 мальчика и девочки. По полученным данным в среднем у 12% детей младшего школьного возраста величина изгибов позвоночника определяется как нормальная. Подавляющее большинство детей имеют различные нарушения строения позвоночника. Что касается функциональной силы поступательных мышц у детей 7–10 лет, то в качестве ослабленных выступают: большая ягодичная, лестничные мышцы и косые мышцы живота, ромбовидные мышцы, мышца-разгибатель позвоночника и прямая мышца живота.

Особое место среди функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата занимает функциональное блокирование, т.е. обратимое ограничение подвижности в различных плоскостях, связанное с нарушением взаиморасположения внутрисуставных соединительных структур.

(Виленская Т.Е., к.б.н., «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», № 3, 2005).

Спортивные интересы подростков и возможность
их реализации в условиях городского муниципалитета

В анкетном опросе, проведенном в ходе социологического исследования, принимали участие две с половиной тысячи московских школьников от 12 до 17 лет. Целью исследования являлось определение спортивных интересов подростков.

Опрос показал, что лишь 34% школьников занимаются в спортивных секциях и группах. Причем среди мальчиков этот показатель составляет примерно 55%, а среди девочек – всего 19%. С возрастом, за 5 лет – от 12 до 17, этот показатель снижается у мальчиков с 62,5 до 47%, а у девочек – с 22,5 до 16%.

Самым популярным у мальчиков является футбол (более 17%), далее идут атлетическая гимнастика (9,3%), баскетбол (7,8%), плавание (7,3%), легкая атлетика и прыжки в воду (по 7,1%), карате (5,7%). У девочек – легкая атлетика (30,5%), спортивные танцы (9,5%), плавание (9,12%), теннис и тэквондо (по 8,8%). Количество видов спорта у мальчиков 22, у девочек всего 14.

Анализ форм досуга подростков выявил 5 форм активного проведения свободного времени. Велосипед (26,6%), ролики (22,6%), атлетическая гимнастика, скейтборд (по 7,3%) и туризм (5,9%).

Среди причин, по которым подростки не занимаются спортом: нет фитнес-центров и аквапарков по доступным ценам (15%), отсутствие льгот на билеты на спортивные соревнования и мало спортивных секций по месту жительства (по 14,5%), нет условий для самостоятельных занятий (10,8%), отсутствуют пункты проката спортивного инвентаря (8,5%), мало крупных зрелищных мероприятий (7,8%), мало современных видов спорта (6,6%), а предлагаемые виды однообразны (6,1%).

Наибольший интерес подростки проявляют к занятиям футболом (12,9%), плаванием (5,7%), теннисом (3,9%), баскетболом (3,3%), хоккеем (2,4%), волейболом (2,4%), водным поло (2,4%), легкой атлетикой (1,8%), стрельбой из лука (1,8%), гимнастикой (1,8%), борьбой (1,6%), гольфом, тяжелой атлетикой и боксом (по 0,8%), дзюдо (0,7%).

(Кузьмичева Е.В., д.п.н., профессор;
Акулова А.М. «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка» , № 2, 2005).