Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №18/2005

ШКОЛА
 

Здоровое образование

В школе все: от размера парты, интенсивности освещения до методики преподавания – должно соответствовать возрастным особенностям ребенка, а если смотреть глубже, то особенностям каждого конкретного ученика.
Здоровьесберегающие технологии – это словосочетание стало модным в последние годы. Но понимают под этим очень разные вещи. Порой, назвав свое учреждение школой здоровья, администрация вовсе не собирается решать проблемы, которые есть в этой конкретной школе, а просто внедряет универсальную программу, рекомендованную Министерством.
Бывает, что школа объявляет своей задачей улучшить здоровье учеников. Но тут надо предостеречь, что это непосильное для нее дело. Это может быть итогом комплексной многолетней муниципальной программы, в которой совместно работают и органы здравоохранения, и образования, социальные службы, экологические и т.д.
Но есть у школы свои, специфические задачи.
Институт возрастной физиологии РАО на основе материалов мониторинга здоровья детей разработал рекомендации по комплексной и системной работе в школе, направленной на создание условий для сохранения и укрепления здоровья учеников.
У этой работы есть несколько направлений: обеспечение безопасной школьной среды; организация учебного процесса таким образом, чтобы он не вредил здоровью; использование методик, соответствующих возрасту и возможностям учеников; правильная организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы; специальная работа по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни; взаимодействие с медицинскими учреждениями, анализ состояния здоровья и учет его результатов в работе.
Представляя весь комплекс проблем, связанных со здоровьесбережением, каждая школа должна выделить те, которые важны именно для нее: бесполезно будет вводить дополнительный урок физкультуры, если не обеспечена возможность принять душ или обтереться влажным полотенцем после него и дети потными, мокрыми идут на следующий урок. Можно тщательно работать над составлением расписания, но эффект будет мал, если внутри урока учитель работает авторитарно, создает стрессовую ситуацию. И уж совсем не имеет смысла организовывать фиточай без учета аллергического фона каждого ребенка.
Влияние школы на здоровье очень велико потому, что оно регулярно, интенсивно и продолжительно. Нельзя допускать, чтобы изо дня в день в течение десяти лет ребенок по обязанности, декларированной государством, ходил в школу, которая не только учит, но и ухудшает здоровье.
Сегодня о направлениях здоровьесберегающей педагогики рассказывает директор Института возрастной физиологии, член-корреспондент РАО Марьяна Михайловна БЕЗРУКИХ.

Чтобы стены помогали

В школе важно все: есть ли спортзал и как он оборудован. А если он есть, то как устроены раздевалки и есть ли душевые? Если дети на следующий урок придут мокрыми, потными, можно ли отнести проведенную физкультуру к здоровьесберегающим мероприятиям или совсем наоборот?

На любое требование, касающееся внутреннего устройства школы, есть возражение: нет средств. Здесь не поспоришь, но еще важнее, есть ли установка: сделать все, чтобы не навредить здоровью детей. И оказывается, что такой установки нет. Ведь там, где нет возможности принять душ после физкультуры, можно обойтись раковиной и чистым полотенцем и, конечно, полностью переодеться.

Сегодня все дорого: приобрести мебель, сделать ремонт, перестройку, переоборудование.

Но есть, казалось бы, мелочи, которые уж точно не требуют дополнительных затрат, например, проветривание помещения на перемене. Не замечали ли вы, что дети на втором-третьем уроке начинают зевать? Это вовсе не значит, что они все поголовно не выспались. Просто в стандартном классе, в котором сидят больше 28 детей, кислорода хватает как раз на 45 минут. И то это – в спокойной ситуации: при эмоциональном напряжении кислорода расходуется еще больше. Если на перемене помещение не проветрено, то на следующих уроках можно наблюдать типичную картину кислородного голодания. А мы еще и заставляем интенсивно работать. Забитые и замазанные навсегда окна – это просто опасно для детского здоровья. Понятно, что в школах часто не хватает тепла и окна приходится заклеивать. Но нельзя заклеивать форточки. Холод и свежий воздух – разные вещи. В помещении может быть холодно, но при этом содержание кислорода ниже критической отметки.

Педагоги и руководители школ не должны относиться к этому как к мелочам. Если директор и учитель понимают, как это важно, то найдутся и возможности.

Часто, не позаботившись о том, чтобы инфраструктура школы соответствовала элементарным требованиям, здоровьесбережением начинают заниматься, например, с организации кислородного коктейля. Но пока не отлажена инфраструктура, не следует гнаться за какими-то еще формами здоровьесбережения. Без этой основы выстроить соответствующую работу невозможно.

Учим или мучим?

Работая с куском металла, специалист должен знать все его свойства: как его можно нагреть, при какой температуре согнуть, при каких условиях удастся соединить его с другим металлом. Работая с ребенком – живым, гораздо более сложным объектом, – учитель далеко не всегда знает его особенности и пренебрегает его свойствами, откровенно считает несущественными его состояния…

Организация учебного процесса для школы – главный резерв сбережения здоровья учеников. Здоровьесбережение здесь означает, что организм ребенка платит минимальную цену за успех в учебе.

Сотни школ, которые называют себя школами здоровья, не следят ни за расписанием уроков, ни за домашними заданиями, ни за тем, бывают ли дети на воздухе, когда и как они занимаются.

Только один пример – динамическая пауза – известное и давно опробованное средство, помогающее детям, вынужденным сидеть часами за партами. Очень важно, что это еще и вариант часовой прогулки. Учитывая, что наши дети гуляют в среднем до получаса в день, то средство очень важное. Час прогулки на воздухе – большой резерв для сохранения и укрепления здоровья. Было когда-то инструктивное письмо министерства, есть рекомендации, как динамическую паузу проводить, но единицы школ используют ее.

Зато последнее время стало модно покупать физиотерапевтические приборы в школу. Это дорого. Ищут спонсоров...

Важна у каждого педагога установка на такую организацию учебного процесса, чтобы он не причинял вреда здоровью. Учитель должен знать функциональные возможности ребенка, его особенности, закономерности динамики работо­способности, должен понимать, от чего возникает сильное напряжение, знать, как это напряжение снять. Тогда он не будет относиться, например, к физкультминутке на уроке как к пустяку, который нужно проводить перед комиссией, а просто так тратить время на нее жалко.

Пока учитель не поверит, что это важно, он будет относиться к этому как к несущественному. Учителю трудно или почти невозможно что-то навязать сверху. В этой области – особенно. Пока бережное отношение к здоровью не стало ценностью самого учителя, он в классе будет вести себя без поправок на возможности детского организма.

Есть интересные данные, которые были получены не в специальном исследовании, не намеренно, а как побочный результат лонгитюдного исследования в одной экспериментальной школе. Изучалось здоровье детей в динамике учебного года. На протяжении четырех лет начальной школы наблюдались дети четырех классов, четырех учителей. Потом эти же учителя взяли снова первые классы, и снова четыре года велись наблюдения. Классы были достаточно ровные по готовности детей к школе, по социальному статусу семей и т. д. Программы и требования были также одинаковыми – традиционными. Но, ведя учет текущей заболеваемости, исследователи обнаружили, что в классах одной учительницы заболеваемость в три, а в некоторые годы – в пять раз выше. Учительница, у которой заболеваемость была выше, оказалась самой жесткой, бескомпромиссной, авторитарной. У нее все должно было быть образцовым, дети – ходить по струночке, спускаться с лестницы, держась за стеночку, все должно было происходить только так, как она хочет, без всякого снисхождения к детям. У нее был и самый большой отсев. Дети не выдерживали, родители переводили их в другие школы. Но учительница объясняла это повышенными требованиями и тем, что ребенок не справляется. Исследователи отметили, что количество замечаний у этого педагога доходило до 28 за урок. Ученики были постоянно в ситуации напряжения. Отсюда – заболеваемость: защитные силы организма в таких условиях снижаются, и в более слабом месте происходит сбой. Таким образом, влияние отношения учителя к детям на здоровье последних – это реальный факт. Если учитель понимает, какую цену организм ребенка платит за успех в учебе, он, возможно, постарается помочь ему жить без лишнего напряжения, быть в работоспособном состоянии.

А просто побегать? – Уже и не хочется…

Исследования показывают, что оптимальная спортивная и физическая нагрузка сегодня только у 24% девочек-школьниц и у 43% мальчиков. Первоклассники в будние дни в статике, то есть неподвижно, в основном сидя, проводят в среднем 7 час. 48 мин. Десятиклассники в статическом напряжении – 78–97% всего времени бодрствования. У значительной части детей не удовлетворяется биологическая потребность в движении, у многих – более чем в два раза.

Понятно, что движения в жизни детей должно быть больше. Следуя моде, многие школы стремятся приобрести тренажеры. Но оптимальный ли это выход? Ни по одному тренажеру нет нормативов для занятий с детьми. Неправильная работа на тренажере не только не принесет пользы, но и может навредить. Например, детям-подросткам противопоказаны силовые упражнения, нагрузки высокой мощности. Ни в одном серьезном специализированном тренажерном зале не допускают к тренировкам детей до 14 лет. Но дети и преподаватели этого могут не знать. Сейчас совместными усилиями лаборатории физического воспитания, лаборатории мышечной деятельности, лаборатории дыхания, сердечно-сосудистой системы Института возрастной физиологии начинается разработка таких нормативов для детей разного возраста. Важно не только разработать систему нормирования, но и продумать систему переподготовки преподавателей.

Еще одна модная идея – спортизации физкультуры в школе: создания секций, которые должны заменить уроки физкультуры. Может быть, в тех случаях, где школа имеет несколько специализированных спортивных залов (есть, например, в Сургуте такая школа, в которой 7 спортзалов и 15 тренеров), такой вариант может быть реализован очень успешно. Лишь бы идея не получила такого парадоксального развития, когда секции начнут создавать в школе, в которой один спортзал и один учитель, а в результате не останется ни физкультуры, ни секций.

Есть интересные примеры, как вообще без спортивного зала в сельских школах на спортивных площадках проводится хорошая физкультурная работа. Сейчас в Тыве разрабатывается очень интересный подход к организации программы по физкультуре с учетом национальных спортивных игр, климата, местных условий, в Якутии тоже разработан свой подход.

Еще одна проблема в организации физкультуры – работа с детьми специальных оздоровительных групп. Известно, что в лечебной физкультуре нуждаются до четверти всех детей. На практике есть две крайности: они или занимаются наравне со всеми детьми, и с них, как со всех требуют сдачи нормативов и участия в соревнованиях, или сидят на лавочке в спортзале все уроки напролет. Только в 5% школ лечебная физкультура организована на должном уровне. Нужны методики, программы, технологии и обученные преподаватели.

В медицинские карты школьников должны быть внесены все данные диспансеризации, чтобы они не остались только в поликлинике, а стали основой работы преподавателей.

Материал подготовила Людмила РЫБИНА