Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №18/2005

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Педагогический университет «Первое сентября»

Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры.

Курс ведет Вадим Альбертович РОДИОНОВ



Лекция № 2.

Понятие сопряжения психического и физического воздействия в процессе двигательной активности

«Лишь широкая и разносторонняя жизнь тела во всем разнообразии...
восприятий, доставляемых мозгу, сможет дать широкую и энергичную жизнь и самому мозгу.»

В.В. Вересаев

Механизм психофизического сопряжения.
Последовательное и параллельное сопряжение

Принципы и методы направленных сопряженных воздействий в антропологических науках были внедрены в практику известным специалистом в области теории и методики спортивной тренировки В.М. Дьячковым (1967, 1969). Он начал применять этот подход в процессе подготовки высококвалифицированных спортсменов. В настоящее время метод сопряженного воздействия на физическое и психическое развитие учащихся в процессе физического воспитания начинает применяться в школьной практике. В общих чертах метод представляет собой взаимосвязанное (сопряженное) применение средств двигательной активности и психорегулирующих воздействий в процессе обучения, воспитания и оздоровления учащихся.

В процессе сопряженного психофизического воздействия двигательная активность включает в себя не только освоение того или иного движения (комплекса движений) и навыка, но и познаватель­ный и личностный аспекты. При этом последний ориентирован на осознание собственного Я в условиях постоянного физического и психического развития. Одно и то же упраж­нение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития двигательных способностей, а также (в игровой форме) ­для интеллектуального развития. При соответствующем подборе игр и упражнений физическое воспитание способствует формированию здоровых привычек, позволяет осуществлять самоконтроль при стрессовых ситу­ациях, сопровождается тенденцией к отказу от агрессивного поведения.

Таким образом, суть принципа сопряженного психофизического воздействия заключается в том, что применяемые средства позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере (например, физическое качество быстроты), которые, в свою очередь, способствуют направленным изменениям в психической сфере (например, быстроте восприятия информации и принятия решения). При этом сопряженное воздействие используется как последовательно (физические упражнения создают предпосылки для последующего развития физических качеств), так и параллельно (упражнения одновременно воз­действуют на физическую и психическую сферы).

Известно, что между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием ребенка существует теснейшая связь. В скелетной мускулатуре находятся нервные клетки, которые при мышечных сокращениях посылают в мозг стимулирующие импульсы. С одной стороны, эти импульсы сигнализируют о совершаемых человеком движениях. С другой стороны, нервные клетки одновременно повышают общий тонус коры головного мозга. Характерной иллюстрацией является факт, что многие люди во время интенсивных размышлений произвольно или непроизвольно начинают двигаться. Некоторые лучше думают при ходьбе, другие крутят волосы или барабанят пальцами. Даже статические упражнения (например, позы) способны повлиять на результат психической деятельности. Л.П.Гримак (1989) описывает эксперимент, в ходе которого людей временно лишали зрительных, слуховых, тактильных ощущений. Возникающие при этом галлюцинации чаще наблюдались у испытуемых, находящихся в положении лежа, и реже – в положении сидя. На основании экспериментальных данных можно сделать вывод, что даже небольшое мышечное напряжение при положении сидя способно, индуцируя кору головного мозга, снижать галлюцинаторную активность.

Известный ученый К.И. Платонов отмечал, что импульсы, идущие в головной мозг от определенных групп сократившихся мышц, способны вызывать разнообразные эмоции. Он подтвердил это экспериментально, вызывая различные эмоции у погруженных в гипнотическое состояние испытуемых, меняя положение их рук.

Любая работа, связанная с формированием и развитием социальных, в том числе коммуникативных, навыков, с личностным ростом, начинается с развитием самопознания. В полной мере это относится и к сопряженному воздействию, важнейшим компонентом которого является работа по развитию самопознания детей, чувства собственного Я. Одним из первых шагов в этом направлении является то, что уже в начальной школе необходимо не только способствовать тому, чтобы физические упражнения благоприятно воздействовали на психическое развитие детей. Не менее важным компонентом работы является передача детям начальных знаний о механизмах такого воздействия.

В качестве примера рассмотрим одно из таких «подводящих» занятий о влиянии физической культуры на настроение человека, проводимых в первом классе.

Цель урока: показать, как физические упражнения, мимика могут влиять на настроение человека.

Вводная часть (5 мин.). Краткая беседа о роли мимических мышц в создании настроения человека. Дается установка на создание собственного положительного настроения с помощью мимики, например: «Придайте лицу сердитое выражение, веселое выражение. Что изменилось в ваших ощущениях?»

Разминка (3 мин.). Ходьба (следить за осанкой, «бодростью» шага), легкий бег (сохранять осанку как при ходьбе, голову держать высоко), переход на ходьбу с восстанавливающими дыхательными упражнениями.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) (4 мин.): потягивание («Я спросонья»), поднимание плеч вверх («Я удивлен»), повороты туловища в стороны и наклоны («Я ищу что-то»).

Основная часть (15 мин.). Дети выполняют статичные, динамичные и ролевые задания.

Статичные (поза, мимика, взгляд): вид бодрого человека, усталого, злого, веселого.

Движения: строевой шаг на параде, осторожная ходьба по льду, тяжелая ходьба по болоту.

Ролевые: кошка подкрадывается к мышке, медведь идет по лесу, пугливый зайчик на открытой поляне, бодрая лошадка движется по кругу, озорной петушок прогоняет кошку.

Игра «Отгадай» на развитие пантомимических способностей, эмоциональной сферы (7 минут): водящий ребенок выходит из зала (отдаляется от спортивной пло­щадки). Остальные договариваются, что они будут показывать, когда водя­щий вернется. Вернувшись (по сигналу), водящий здоровается и спрашива­ет: «Что вы делали, пока меня не было?» Остальные участники игры по очереди жестами показывают, что они делали (подметали, копали яму, читали и т.д.). Выигрывает тот водящий, который быстрее и правильнее уга­дает, чем занимались в его отсутствие.

Заключительная часть (6 мин.). Дети идут по кругу, выполняя глубокий вдох и медленный выдох, при этом поднимая и свободно опуская руки («Мы отдыхаем»).

Домашнее задание. Рассказать близким о том, как важно и полезно чаще улыбаться и находиться в бодрой позе.

Примечание. При выполнении ОРУ следует призывать детей стараться быть более выразительными, артистичными. В конце урока опросить детей, заметили ли они, как менялось их настроение в зависимости от позы и мимики.

Цель этого занятия заключается не только в демонстрации влияния физических упражнений, мимики на настроение человека, но и в развитии представлений о возможности воздействовать на внутренний мир человека, его Я через движение. В этой связи представляют определенный методический интерес подходы, согласно которым школьник рассматривается на основании его отношения к самому себе. Его Я-состояния в процессе выполнения различных этюдов, игр, ритуалов не только способствуют непосредственному осознанию своей роли в окружающем мире, но и повышают активность созидательной деятельности. Так и в нашем случае интеграция средств физической подготовки и психического совершенствования позволяет по-новому формировать деятельное отношение ребенка к действительности, повышая эффективность его развития как личности.

Следует отметить, что, моделируя окружающий мир, мозг человека отражает образ («схему») собственного тела. Первичной основой построения «схемы» тела, отмечает Л.П.Гримак, является сила тяжести, определяющая основные базовые понятия «верх», «низ» и другие координаты. Американские психологи установили, что способность ориентироваться в окружающем мире, обусловленная действующей на организм силой тяжести, влияет на уровень развития ребенка. В раннем возрасте ориентирование в пространстве проходит двумя способами:

  1. за счет зрительной оценки взаиморасположения окружающих предметов;
  2. за счет нервной импульсации, поступающей из так называемых гравирецепторов (органов, автоматически поддерживающих равновесие тела).

Занятия, направленные на адекватное восприятие «схемы» тела, становятся базовыми, первоначальными для сопряженного воздействия на развитие ребенка. И здесь необходимо вновь напомнить, что ребенок должен понимать механизм влияния физических упражнений на его организм. Для этой цели необходимо освоение учащимися определенных представлений, причем не потому, что «так сказал учитель», а в силу искреннего, эмоционально окрашенного понимания.

Рассмотрим два последовательных занятия, формирующих у учащихся представления о собственной «схеме» тела.

Тема урока – «Основные звенья человеческого тела».

Цель: научить чувствовать собственное тело по его основным звеньям.

Вводная часть (4 мин.). Краткая беседа о роли основных звеньев человеческого тела, проводимая в виде вопросов и ответов. Учитель предлагает сравнить согласованную работу различных частей и звеньев тела с отлаженным механизмом, в котором горючим являются пища и воздух; двигателем – сердце; колесами – конечности и т.д. Затем предлагается походить, обращая внимание на слаженную перекрестную работу рук и ног. Затем дети приводят примеры сходства живого организма с механизмом, и учитель подчеркивает взаимосвязь различных частей тела при слаженной работе.

Разминка (4 мин.). Ходьба; и.п. – руки на поясе, продвижение вперед прыжками на двух ногах; ходьба широким шагом; бег с руками, прижатыми к телу; с руками за спиной; с активными движениями руками, согнутыми в локтях.

ОРУ (6 мин.): и.п. – руки вперед, вращение кистями внутрь и наружу; и.п. – ру­ки вверх, сгибание рук в локтях с одновременным сжатием пальцев в кулак («Я сильный»); и.п. руки на поясе, наклоны вперед и назад; и.п. – руки на поясе, приседание – руки вперед, то же, руки за спиной; и.п. – руки на поясе, подъем на носки с одновременным подниманием рук через стороны вверх.

Основная часть (4 мин.). Дети по выбору учителя или собственному желанию выполняют следующие задания.

Ведущий (им может быть учащийся) показывает упражнения для различных звеньев тела, остальные выполняют их. Поощряются оригинальные упражнения.

Подвижные игры: «Замри» (повторяется несколько раз – 10 мин.); «Журавли и лягушки» (10 мин.).

«Замри» (развивает зрительную и двигательную память, воображение) выполняется следующим образом: дети произвольно расходятся по спортивному залу. По коман­де «Замри» (или иному звуковому сигналу) каждый из них принимает позу, отражающую конкретное действие (землекоп, прыгун, штангист). Ведущий смотрит и определяет, кто шевелится или принял несодержательную позу. Такой ребенок считается проигравшим и выбывает из игры. Игра повторяется несколько раз. Выигрывают те, кто не нарушил правила.

«Журавли и лягушки» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание): часть детей (меньшая по количеству) изображают журавлей, стоя на одной ноге. Остальные изображают лягушек, прыгая на четвереньках. По команде «журавли», прыгая на одной ноге, ловят «лягу­шек», прыгающих в «болото» (очерченный заранее круг). В «болоте» «ля­гушки» в безопасности. Затем участники меняются ролями.

Заключительная часть (2 мин.). Спокойная ходьба со сменой направления движения.

Домашнее задание. Придумать (или вспомнить) и выполнить упражнения для основных звеньев тела.

Примечание. После беговых упражнений и приседаний спросить у детей, при каком положении рук легче выполнять упражнения.

Тема следующего урока – ««Схема» тела и базовые двигательные стереотипы».

Цель: развивать базовые двигательные стереотипы для ощущения «схемы» тела.

Вводная часть (5 мин.). Краткая беседа начинается с того, как важно быть физически хорошо развитым, ловким. Показать, что ловкость – это слаженное взаимодействие всех частей, звеньев тела. Напомнить, в част­ности, о значении рук при ходьбе и беге.

Разминка (4 мин.). Ходьба (обратить внимание на перекрестную работу рук и ног). Предложить детям ходьбу с одноименными движениями рук и ног (ходьба верблюда).

Бег (обратить внимание, как движения руками помогают в беге). Предложить бег с одноименными движениями рук и ног (бег иноходца). Переход на ходьбу с восстанавливающими дыхательными упражнениями.

ОРУ (6 мин.). И.п. – руки вперед, вращение кистей наружу («лепестки распускаются»), внутрь («лепестки складываются»), одновременно влево, вправо («подул ветер»). И.п. – то же, медленное поднимая руки вверх, сгибание ладоней параллельно полу. И.п. – руки перед грудью, движения назад руками, согнутыми в локтях; то же, выпрямляя руки; то же, чере­дуя: на 2 счета – руки, согнутые в локтях; на 2 счета – руки прямые. И.п. – руки на поясе, на 4 счета медленно присесть, на 4 счета медленно встать; на 2 счета медленно присесть, на 2 счета медленно встать.

И.п. – руки на поясе, 1 – прыжком руки в стороны, ноги врозь, 2 – прыжком в и.п. И.п. – руки в стороны, 1 – прыжком ноги в стороны, руки вниз, 2 – и.п.

Основная часть (4 мин.). Проверка домашнего задания. Вызванные учащиеся демонстрируют придуманные ими упражнения, остальные школьники определяют, для каких частей (звеньев) тела эти упражнения полезны.

Подвижные игры «Белые медведи» (6 мин.), «Веретено» (6 мин.).

«Белые медведи» (развивает быстроту реакции, образное восприятие ситуации): двое детей, взявшись за руки, изображают белых медведей. По команде «Белые медведи вышли на охоту» они должны окру­жить и поймать других участников игры. Пойманный выходит из игры.

«Веретено» (развивает координационные способности): играющие делятся на две группы, построенные в колонну. По ко­манде дети, стоящие первыми, оборачиваются вокруг себя, как веретено. Затем вторые берут первых за талию, и они оборачиваются вдвоем, затем втроем и т.д. Побеждает группа, участники которой обернутся быстрее.

Заключительная часть. После игр дети строятся в одну шеренгу. Дыхательные упражнения (4 мин.): на 4 счета – глубокий вдох, на 4 счета – медленный выдох («спущенный мяч»); на 2 счета – резкий глубокий вдох, на 4 счета – медленный глубокий выдох; на 4 счета – глубокий вдох («всей грудью»), на 2 счета – резкий выдох («животом»).

Глазодвигательные упражнения (2 мин.): посмотреть вправо, влево, вверх, вниз.

В течение последних трех минут учитель спрашивает, какие упражнения, проделанные за урок, были наиболее трудными, почему, и дает домашнее задание: выполнить эти упражнения дома по 10 раз (или в течение 5–10 мин. каждый день).

Следует учитывать, что тема самопознания должна постоянно повторяться, «открывая» курс в новом учебном году. При этом, по сравнению с первым классом, во втором занятия на аналогичную тему должны усложняться. Рассмотрим урок, посвященный «схеме» тела, для учащихся второго класса.

Цель: научить движениями собственного тела передавать особенности характера.

Вводная часть (4 мин.). Беседа о связи между характером человека и его внешними признаками; показать позами и движениями человека смелого, робкого, жадного, общительного.

Разминка (5 мин.). Ходьба. Ходьба с имитацией движения лыжника; и.п.: руки за спину, продвижение шагами в сторону с имитацией движений конькобежца; то же – легкими прыжками. Ходьба с перестроением через центр в колонну по два.

ОРУ с обручем, комплекс 2 (5 мин.). Упражнения с обручем, комплекс 2.

  1. И.п. – о.с.: обруч в руках, пальцы рук обращены наружу. Движениями кистей рук перевести обруч за спину; вернуть в и.п.
  2. И.п. – о.с.: пальцы рук обращены внутрь. Шагнуть в обруч сначала одной, потом другой ногой, вернуться в и.п.
  3. И.п.: руки вверх, обруч в руках. Присесть, вставая, согнуть руки и опустить обруч на уровень плеч, вернуться в и.п.
  4. И.п.: то же, наклоны с обручем в стороны, вперед, назад.
  5. И.п. – о.с.: обруч лежит на полу. Сделать шаг правой ногой в обруч, взять его двумя руками, выпрямляясь, «одеть» обруч, «снять» его, положить на место, вернуться в и.п.; то же – для другой ноги.
  6. Попытаться сделать упражнение «хула-хуп» – вращение обруча на туловище.

Основная часть (21 мин.). Этюд «Заколдованный ребенок» (развивает зрительную и двигательную память, воображение): ребенка заколдовали, и теперь он не может говорить, на все вопросы отвечает только жестами.

Следующий этюд «Лицо загорает» (развивает способности к произвольному напряжению и расслаблению мышц): загорает подставленный солнышку подбородок – на вдохе слегка раз­жимаются губы и зубы. Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь на язык. Крепко за­крывается рот, дыхание задерживается. Жучок улетел. Рот слегка приоткрывается на облегченном выдохе. Прогоняя жучка, следует энергично подвигать губами.

Нос загорает, подставляем его солнцу, рот полуоткрыт. Летит ба­бочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе). Брови – качели. Снова приле­тела бабочка, пусть покачается на качелях (брови вверх-вниз). Бабочка улетела. Хочется спать. Не открывая глаз, принять удобную позу, расс­лабиться.

Подвижная игра «Кот и мышь» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания): играющие (до 5 пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя проход – нору. В од­ном ряду стоят коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образуемом сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара и т.д. Коту нельзя забегать в нору, играющие не должны убегать далеко от норы.

Заключительная часть (5 мин.). Специаль­ные упражнения на напряжение и расслабление (прогрессивная релаксация):

  1. Сжать в полную силу кулак («что есть силы»), отпустить напряжение, почувство­вать расслабление пальцев; то же – в половину силы.
  2. Согнуть в полную силу кисти рук к предплечью, отпустить напряжение, почувствовать расслабление; то же – в половину силы.
  3. Согнуть в полную силу руки в локтях, отпустить напряжение, почувствовать расслабление; то же – в половину силы.

Домашнее задание: проделать по несколько раз эти упражнения дома; придумать образ человека или животного (положение тела, походка, мимика, жесты).

Рассмотрим особенности выполнения игр и упражнений в ходе уроков. В первую очередь следует обратить внимание, что целью уроков было изменение не физической, а психической сферы учащихся. Для того, чтобы достигнуть данной цели, применяя физические упражнения, каждое из них служило своеобразной иллюстрацией определенного ментального образа. Так, в известной игре «Замри» дети принимали не любую (пусть даже самую замысловатую) позу, а наполненную конкретным «жизненным» содержанием. В этом случае участники были вынуждены через движение показать некий образ.

Аналогично построены и другие игры, хотя метод сопряжения применяется и при проведении общеразвивающих упражнений, и в за­ключительной части. При этом необходимо помнить, что в начальной школе отличительной особенностью учебных занятий по физической культуре является решение образовательных задач: овладение школой движения, формирование первич­ных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Осознанная интеллектуальная деятельность учащихся на уроках способс­твует более эффективному изучению материала, а двигательные умения и навыки, приобретенные таким образом, становятся более прочными, и рас­ширяется их прикладное значение.

Применение средств физической культуры с учетом ее психологического воздействия на ребенка способствует его развитию в сфере так называемого практического интеллекта. Под практическим интеллектом в данном случае подразумеваются способности воспринимать и перерабатывать информацию, ориентироваться в пространстве и времени, адекватно и своевременно реагировать на изменение ситуации, оперативно решать задачи. Кроме того, применение средств сопряженного психофизического воздействия позволяет ре­бенку осознанно оценивать состояние собственного тела, понимать свое Я и находить свое место в схеме «Я в группе».

Психомоторные факторы в процессе развития социальных и спортивных навыков

Хорошо известен факт: одним из эффективных средств поддержания (формирования) психического здоровья человека является физическая деятельность, психомоторная активность. Занятия физическими упражнениями, организация коллективных соревнований, участие совместно со взрослыми в туристских походах ставят ребенка в позицию активной деятельности, когда он вынужден, «преодолевая» себя, выполнить то или иное двигательное задание, за каждым из которых стоят нравственные, эстетические переживания.

Двигательная активность неразрывно связана с психическим развитием, причем эта взаимосвязь начинается в самом раннем возрасте. Например, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, расширяются возможности его действий с вещами. Самостоятельное передвижение совершенствует познавательную активность ребенка и т.д. Эта взаимосвязь выраженно прослеживается на занятиях физическими упражнениями. При обучении двигательным действиям необходимо учитывать общие особенности развития психических процессов.

При оценке воздействия физической культуры на организм школьников необходимо учитывать степень зрелости, особенности возрастного развития физиологических систем организма. Прежде всего, это неравномерность развития всех психических функций, участвующих в регуляции движений в естественном развитии детей (под влиянием специальных упражнений психические функции развиваются быстрее).

Центральный аппарат регуляции физиологических функций – головной и спинной мозг – у новорожденного имеет массу около 400 г. К моменту рождения головной мозг отличается от мозга зрелого человека как морфологической, так и функциональной незрелостью. Вместе с тем, существуют чрезвычайно благоприятные предпосылки для целенаправленного воздействия на развитие мозга, формирования подлинно человеческих норм поведения, выработки практически неограниченного числа двигательных навыков.

Высшая нервная деятельность младших школьников имеет ряд специфических особенностей, которые связаны с возрастным совершенствованием основных свойств нервной системы. Дети не переносят действия сильного или длительного монотонного раздражителя: сила нервных процессов у них относительно невелика, резко выражено внешнее торможение. Внутреннее (в особенности запаздывающее) торможение неустойчиво. Поэтому часто, не успев выслушать объяснение учителя, дети начинают выполнять упражнения. Точный анализ деталей движения подменяется в этом случае «угадыванием» правильности его выполнения. Дальнейшая коррекция движения осуществляется путем сопоставления выполнения его с движениями других детей, а также под воздействием указаний учителя.

Особенности запаздывающего торможения нужно учитывать при обучении детей командам, элементам строя и относительно сложным физическим упражнениям. Необходимо находить оптимальные интервалы между предварительной и исполнительной командами.

Совершенствовать психомоторные функции и психические процессы можно двумя путями. Первый осуществляется благодаря применению разнообразных физических упражнений (игровых, циклических, скоростно-силовых, сложно-технических и т.д.), которые непосредственно связаны с протеканием и специфическим проявлением тех или иных психических процессов. Второй – через специальное развитие ведущих двигательных качеств.

Специалистами обнаружена отчетливая взаимосвязь между развитием физических способностей и нравственных качеств детей и подростков. Так, В.Д. Чепик предложил дифференцированную систему формирования физических способностей и нравственных качеств детей и подростков. Каждой группе упражнений соответствуют определенные группы нравственных качеств:

  • двигательные режимы с использованием циклических упражнений (ходьба, бег, лыжи, плавание и т.д.) способствуют развитию двигательных способностей занимающихся, совершенствованию волевых качеств личности, произвольной регуляции своего поведения, трудовому воспитанию;
  • двигательные режимы с использованием силовых упражнений – совершенствованию волевых качеств, развитию двигательных способностей;
  • спортивные, подвижные игры, соревнования, эстафеты – формированию нравственности, воспитанию коллективизма, этики взаимоотношений и других коммуникативных навыков;
  • туристские спортивно-оздоровительные походы – формированию нравственности, трудовому воспитанию, воспитанию коллективизма, этики взаимоотношений, развитию интеллекта;
  • ритмические упражнения с музыкальным сопровождением – эстетическому воспитанию, развитию двигательных способностей;
  • элементы гимнастики и акробатики – совершенствованию волевых качеств, развитию двигательных способностей.

Различные по направленности физические упражнения могут выступать не только для развития тех или иных личностных качеств, но и в качестве способа коррекции имеющихся у детей отклонений в развитии. Подробно об этом будет рассказано в главе 6.

Контрольные вопросы и задания

  1. В чем заключается суть сопряженного воздействия на психическую и физическую сферу?
  2. Как, на Ваш взгляд, можно организовать параллельное, последовательное использование сопряженного воздействия?
  3. Как развивается восприятие «схемы» тела и как можно влиять на это развитие в рамках урока физической культуры?
  4. Развитию каких групп нравственных качеств способствуют циклические упражнения, силовые упражнения, спортивные или подвижные игры?

Рекомендуемая литература

  1. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник РАМН, 1993, № 5.
  2. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М., 1989.
  3. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена. 2-е изд., перераб. – М., 1967.
  4. Дьячков В.М. К вопросу управления процессом совершенствования технического мастерства // Проблемы высшего спортивного мастерства. – М., 1969.
  5. Лях В.И. Двигательные способности. Общая характеристика и основы теории и методики их развития в практике физического воспитания // Физическая культура в школе. 1996, № 2.
  6. Мазепина Е.В. Эффективность применения игровых средств и методов физического воспитания для улучшения психофизического состояния детей 6–8 лет: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 2001.
  7. Родионов А.В., Родионов В.А. Физическое развитие и психическое здоровье. – М., 1997.
  8. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1–11-х классов. – Ярославль, 2001.
  9. Чепик В.Д. Физическая культура в социальной практике. – М., 1996.